Александр Капенкин: Концерт из Альберт-холла – достаточно смелый эксперимент для Первого канала
02.10.2009 00:18
—
Новости Общества
Скандальный польский фильм "Катынь" звучит на белорусском языке просто потрясающе. Об этом сказал главный директор главной дирекции Первого канала Александр Капенкин в прямом эфире Радио TUT.BY, посвященном открытию нового телевизионного сезона.
Что Первый телеканал приготовил к новому сезону?
Мы поддерживаем кредо "быть первым каналом": назвался груздем – полезай в лукошко. Это непросто, и не все получается сразу.
Сезон у нас будет очень красивым и насыщенным по направлениям. В конце прошлого сезона мы проанализировали весь свой программный продукт, сетку вещания и отказались от ряда проектов.
Мы решили закрепиться на тех проектах и том телевизионном продукте, который был популярен в прошлом сезоне, добавив к нему что-то новое. Прежде всего, это наша собственная документалистика, новые сезоны сериальных хитов "Доктор Хаус", "Герои", "Части тела" в белорусской озвучке и белорусском дубляже, и, несомненно, информационное вещание и спорт. Я думаю, в области спорта мы будем очень востребованы: у нас грядет и Олимпиада 2010 года, и чемпионат мира по хоккею в мае 2010 года, и чемпионат мира по футболу 2010 года. Болельщики от нас не уйдут, это точно.
С нашими коллегами с "ЛАДа" мы будем как-то делить эти спортивные события, так как объем, который мы заказали, один канал переварить и показать не в состоянии. Поэтому наши болельщики смогут посмотреть максимум телепродукта на двух телеканалах нашего медиа-холдинга.
От каких программ и проектов пришлось отказаться Первому каналу?
Мы отказались, в первую очередь, от проектов с достаточно узкой специализацией и ограниченной аудиторией. Например, мы сняли с эфира программу "Бритва Оккама", которая интересна только ученым, свернули ряд документальных циклов.
Придут ли взамен закрытым узкопрофильным программам какие-то новые?
Наша миссия – стать каналом для максимально широкой аудитории. Мы поставщики эксклюзивной информации на белорусском медиа-рынке. Нигде на другом канале зрители не увидят такого информационного продукта: у нас эксклюзивный спорт, эксклюзивные трансляции шоу, собственная документалистика. Информационную составляющую эфира мы обрамляем смотрибельным продуктом, чтобы удержать интерес зрителя.
Я бы хотел отметить три новых документальных цикла, которые мы произвели: это 140-серийный фильм "Оружие", первая серия которого выйдет 11 октября, 52-серийный фильм "Фортификация", и фильм "Горячие точки", рассказывающий о самых важных военных конфликтах ХХ века.
Наверное, именно Первый канал задал моду на трансляцию документальных фильмов. Нужна ли документалистика в таком объеме?
Не мы ввели моду на документалистику, она появилась в 70-х годах прошлого века в Англии. В Западной Европе ею очень активно занимается телеканал ВВС. Это рейтинговый продукт, который несет с собой некую просветительскую и образовательную составляющую, это продукт для умной аудитории, который будет востребован всегда.
Документалистику, которую мы производим для своего канала, можно будет показывать и через год, и через два. Более того, такие фильмы создают запас прочности и багаж крепкого продукта для канала на времена всяких кризисов.
Кстати, мы первые в Беларуси, кто стал продавать такой продукт на внешние рынки. Сейчас к нам поступает очень много предложений от российских и украинских коллег со специализированных кабельных каналов. Первой ласточкой была продажа произведенного нами сериала "Майор Ветров", который окупил себя буквально после первой продажи на центральный российский канал.
В новом сезоне программа "Панорама недели" стала называться "В центре внимания", более того, ее ведущей будет женщина Ольга Долгая. Как так случилось? Считается, что к женщинам меньше доверия в информационных программах.
Действительно, итоговая программа будет назваться "В центре внимания" и ее будет вести девушка. Я не вижу в этом ноу-хау: это практикуется на многих европейских каналах. На наш взгляд, отношение в Беларуси к женщинам и мужчинам в этой связи равнозначное, у нас достаточно примеров успешных женщин в разных отраслях. Я думаю, мужская аудитория у этой программы увеличится.
У вас, наверное, самая развитая информационная служба в сравнении с другими телеканалами. Какие еще информационные программы вы планируете развивать?
Новости – это продукт напряженной и плодотворной работы наших коллег с Агентства теленовостей, которое является эксклюзивным поставщиком информации в Беларуси наравне с центральными информационными агентствами. Наша сетка новостей удобна для зрителей. Мы, конечно, не Euronews, но позиционируем себя как информационный канал, и зрители в течение всего дня могут узнать последние новости.
Кроме того, мы – единственный телеканал, который показывает новости на белорусском языке, что почему-то кажется странным для белорусского телеэфира.
Не планируете ли укорачивать шаг новостей?
Мы не хотим становиться на позицию "каждый час" или "каждые полчаса". Это будет зависеть от временного интервала: где-то новости будут короче, где-то длиннее, где-то будем стараться выйти с новостями раньше наших коллег-конкурентов. Кроме того, мы планируем ввести баннерные новости: предваряя основные новости в течение телеэфира, во время программ или сериалов будут идти новостные заголовки. Если у человека нет возможности посмотреть основной выпуск, он может узнать главную информацию на этот час из бегущей строки.
Социальная роль телевидения играет очень важную роль. Кто определяет качество сериалов, которые выходят в эфир? Говорят, что сериалы – только для домохозяек.
Это, скорее, миф. Многие не любят сериалы, но, тем не менее, они пользуются популярностью.
Сериал – это формат, который затягивает, это своеобразный телевизионный наркотик. Он удобен и телевизионщикам, и рекламистам, и аудитории. Каналы не стали бы размещать сериалы, не будь они смотрибельными. Как только такой формат перестанет пользоваться спросом и не будет интересен зрителям, ситуация с сериалами на телеканалах изменится.
Подбирая тематику сериала, выбирая между ними, мы ориентируемся на аудиторию. Кроме того, мы проводим исследования и фокус-группы между представителями различных слоев населения.
Между тем, есть много нареканий на низкое интеллектуальное содержание сериалов.
Мы открыты критике и готовы обсуждать каждый сериал. Но лично я считаю, что мы не позволяем себе опускать планку качества. Я не считаю сериал "Доктор Хаус" низкопробным. Мы показываем лучшие сериалы, в том числе и российские, например, тот же "Доктор Живаго".
От латинских мелодрам зритель устал, и их нет на нашем канале. Три года назад нам показалось, что зрителю будет интересно индийское кино. Мы попробовали его показывать, но провалились: усталость от индийского кино у зрителя пока не прошла.
Мы строим прогнозы, но то, попали мы в десятку или нет, становится видно только потом.
Первый канал показывает французские фильмы на белорусском языке в утреннем эфире по выходным, за что вам огромное спасибо. По каким направлениям будет развиваться сотрудничество с французами в новом сезоне?
Мы не делаем ставку на французское кино, но оно у нас присутствует на канале в паритете с кино других стран и направлений. Мы стараемся сбалансировать разножанровость кино на нашем канале. Французских фильмов не так много, на самом деле.
Мы сотрудничаем с Международным французским каналом, выбираем тот продукт, который нам интересен. В последнее время, это, например, не столько кино, сколько документалистика, которую мы у них принимаем и дублируем, и не всегда на белорусский язык.
Мы не дублируем на белорусский язык программы в больших объемах не потому, что это не востребовано зрителем. Я очень рад слышать красивый белорусский язык, в том числе, и из телеэфира. Мы единственная компания в Беларуси, которая занимается озвучанием фильмов, у нас очень серьезный отдел дубляжа. Есть проблема с актерским составом, с хорошим и красивым звучанием, но и ее мы решаем. Например, мы готовим к показу очень неоднозначный и скандальный польский фильм "Катынь", который уже отдублирован на белорусский язык и звучит просто потрясающе.
Вопросы слушателей: "Спасибо за трансляцию концерт классической музыки из Альберт-Холла. Очень понравилось! Слышала, что вы намерены продолжать такой цикл концертов. Можете ли вы сказать, что это будет и когда?"
Спасибо за вопрос! Концерт из Альберт-холла – откровение последнего месяца телеэфира. Это был достаточно смелый эксперимент для Первого канала, и в этой связи мы тоже постарались быть первыми на отечественном телерынке, кто предложил бы зрителю такой продукт.
Честно говоря, я не ожидал такого общественного резонанса. И, кстати, после этого концерта я впервые на форуме TUT.BY увидел очень интеллектуальное обсуждение. Получился не столько подарок любителям классики, сколько подача нового взгляда на классику, на симфонический оркестр, на съемки такого события. Пошел резонанс, благодаря которому мы поняли, что приоткрыли плотный занавес над музыкой. Зритель понял, что музыка на телевидении – это не только "Евровидение", "Топлесс" и Билан. Поэтому мы совместно с Европейским вещательным союзом планируем сделать рождественскую трансляцию из Вифлиема и Иерусалима одновременно. Это будет оратория, соберутся лучшие музыканты со всей Европы, лучшие оркестры, и таким образом Европа через классическую музыку попытается восстановить мир на Священной земле накануне католического Рождества.
Кроме того, мы намерены купить три концерта Венского оркестра в прямом эфире в следующем году.
"Будет ли Первый канал показывать конкурсы красоты?"
С конкурсами красоты у нас сложилась не очень однозначная ситуация. Количество таких конкурсов превышает рамки разумного, и мнение, что конкурсы красоты – это гарантированный рейтинговый продукт, заблуждение. Не всякий конкурс красоты собирал у нас аудиторию.
Существует ли конкуренция между телеканалами в Беларуси?
Конечно, она существует, так как мы вещаем на одном информационном поле. Но, к сожалению, эта конкуренция немного неравновесная.
По большому счету, сегодня в Беларуси существует два самостоятельных телеканала, которые на сто процентов сами формируют, подбирают, покупают или производят контент, - это Первый канал и "ЛАД". Наши коллеги с других каналов работают на российских платформах, что, как мне кажется, стратегически не совсем правильно, так как они являются заложниками контента и информационных продуктов другого государства. Подобное сотрудничество диктует определенные требования к ним, и их нельзя назвать самостоятельными. То есть, по большому счету, у нас идет конкуренция белорусских каналов и российских.
Следите ли вы за какими-то авторскими проектами коллег с других телеканалов? Есть ли примеры, которые могли бы иметь место взаимодействия?
Несомненно, мы взаимодействуем. Когда телеканалу ОНТ не хватает техники, они берут ее у нас. Конечно, мы наблюдаем друг за другом, и какие-то вещи у наших коллег, не скрою, получаются лучше, какие-то лучше получаются у нас. Мы смотрим на хорошие стороны друг друга. У нас дружеские и партнерские отношения, и бывают даже случаи, когда мы между собой делим трансляции или сериалы. Мы работаем очень конструктивно, но, как и все творческие люди, пытаемся предугадать следующий шаг наших коллег.
Что Первый телеканал приготовил к новому сезону?
Мы поддерживаем кредо "быть первым каналом": назвался груздем – полезай в лукошко. Это непросто, и не все получается сразу.
Сезон у нас будет очень красивым и насыщенным по направлениям. В конце прошлого сезона мы проанализировали весь свой программный продукт, сетку вещания и отказались от ряда проектов.
Мы решили закрепиться на тех проектах и том телевизионном продукте, который был популярен в прошлом сезоне, добавив к нему что-то новое. Прежде всего, это наша собственная документалистика, новые сезоны сериальных хитов "Доктор Хаус", "Герои", "Части тела" в белорусской озвучке и белорусском дубляже, и, несомненно, информационное вещание и спорт. Я думаю, в области спорта мы будем очень востребованы: у нас грядет и Олимпиада 2010 года, и чемпионат мира по хоккею в мае 2010 года, и чемпионат мира по футболу 2010 года. Болельщики от нас не уйдут, это точно.
С нашими коллегами с "ЛАДа" мы будем как-то делить эти спортивные события, так как объем, который мы заказали, один канал переварить и показать не в состоянии. Поэтому наши болельщики смогут посмотреть максимум телепродукта на двух телеканалах нашего медиа-холдинга.
От каких программ и проектов пришлось отказаться Первому каналу?
Мы отказались, в первую очередь, от проектов с достаточно узкой специализацией и ограниченной аудиторией. Например, мы сняли с эфира программу "Бритва Оккама", которая интересна только ученым, свернули ряд документальных циклов.
Придут ли взамен закрытым узкопрофильным программам какие-то новые?
Наша миссия – стать каналом для максимально широкой аудитории. Мы поставщики эксклюзивной информации на белорусском медиа-рынке. Нигде на другом канале зрители не увидят такого информационного продукта: у нас эксклюзивный спорт, эксклюзивные трансляции шоу, собственная документалистика. Информационную составляющую эфира мы обрамляем смотрибельным продуктом, чтобы удержать интерес зрителя.
Я бы хотел отметить три новых документальных цикла, которые мы произвели: это 140-серийный фильм "Оружие", первая серия которого выйдет 11 октября, 52-серийный фильм "Фортификация", и фильм "Горячие точки", рассказывающий о самых важных военных конфликтах ХХ века.
Наверное, именно Первый канал задал моду на трансляцию документальных фильмов. Нужна ли документалистика в таком объеме?
Не мы ввели моду на документалистику, она появилась в 70-х годах прошлого века в Англии. В Западной Европе ею очень активно занимается телеканал ВВС. Это рейтинговый продукт, который несет с собой некую просветительскую и образовательную составляющую, это продукт для умной аудитории, который будет востребован всегда.
Документалистику, которую мы производим для своего канала, можно будет показывать и через год, и через два. Более того, такие фильмы создают запас прочности и багаж крепкого продукта для канала на времена всяких кризисов.
Кстати, мы первые в Беларуси, кто стал продавать такой продукт на внешние рынки. Сейчас к нам поступает очень много предложений от российских и украинских коллег со специализированных кабельных каналов. Первой ласточкой была продажа произведенного нами сериала "Майор Ветров", который окупил себя буквально после первой продажи на центральный российский канал.
В новом сезоне программа "Панорама недели" стала называться "В центре внимания", более того, ее ведущей будет женщина Ольга Долгая. Как так случилось? Считается, что к женщинам меньше доверия в информационных программах.
Действительно, итоговая программа будет назваться "В центре внимания" и ее будет вести девушка. Я не вижу в этом ноу-хау: это практикуется на многих европейских каналах. На наш взгляд, отношение в Беларуси к женщинам и мужчинам в этой связи равнозначное, у нас достаточно примеров успешных женщин в разных отраслях. Я думаю, мужская аудитория у этой программы увеличится.
У вас, наверное, самая развитая информационная служба в сравнении с другими телеканалами. Какие еще информационные программы вы планируете развивать?
Новости – это продукт напряженной и плодотворной работы наших коллег с Агентства теленовостей, которое является эксклюзивным поставщиком информации в Беларуси наравне с центральными информационными агентствами. Наша сетка новостей удобна для зрителей. Мы, конечно, не Euronews, но позиционируем себя как информационный канал, и зрители в течение всего дня могут узнать последние новости.
Кроме того, мы – единственный телеканал, который показывает новости на белорусском языке, что почему-то кажется странным для белорусского телеэфира.
Не планируете ли укорачивать шаг новостей?
Мы не хотим становиться на позицию "каждый час" или "каждые полчаса". Это будет зависеть от временного интервала: где-то новости будут короче, где-то длиннее, где-то будем стараться выйти с новостями раньше наших коллег-конкурентов. Кроме того, мы планируем ввести баннерные новости: предваряя основные новости в течение телеэфира, во время программ или сериалов будут идти новостные заголовки. Если у человека нет возможности посмотреть основной выпуск, он может узнать главную информацию на этот час из бегущей строки.
Социальная роль телевидения играет очень важную роль. Кто определяет качество сериалов, которые выходят в эфир? Говорят, что сериалы – только для домохозяек.
Это, скорее, миф. Многие не любят сериалы, но, тем не менее, они пользуются популярностью.
Сериал – это формат, который затягивает, это своеобразный телевизионный наркотик. Он удобен и телевизионщикам, и рекламистам, и аудитории. Каналы не стали бы размещать сериалы, не будь они смотрибельными. Как только такой формат перестанет пользоваться спросом и не будет интересен зрителям, ситуация с сериалами на телеканалах изменится.
Подбирая тематику сериала, выбирая между ними, мы ориентируемся на аудиторию. Кроме того, мы проводим исследования и фокус-группы между представителями различных слоев населения.
Между тем, есть много нареканий на низкое интеллектуальное содержание сериалов.
Мы открыты критике и готовы обсуждать каждый сериал. Но лично я считаю, что мы не позволяем себе опускать планку качества. Я не считаю сериал "Доктор Хаус" низкопробным. Мы показываем лучшие сериалы, в том числе и российские, например, тот же "Доктор Живаго".
От латинских мелодрам зритель устал, и их нет на нашем канале. Три года назад нам показалось, что зрителю будет интересно индийское кино. Мы попробовали его показывать, но провалились: усталость от индийского кино у зрителя пока не прошла.
Мы строим прогнозы, но то, попали мы в десятку или нет, становится видно только потом.
Первый канал показывает французские фильмы на белорусском языке в утреннем эфире по выходным, за что вам огромное спасибо. По каким направлениям будет развиваться сотрудничество с французами в новом сезоне?
Мы не делаем ставку на французское кино, но оно у нас присутствует на канале в паритете с кино других стран и направлений. Мы стараемся сбалансировать разножанровость кино на нашем канале. Французских фильмов не так много, на самом деле.
Мы сотрудничаем с Международным французским каналом, выбираем тот продукт, который нам интересен. В последнее время, это, например, не столько кино, сколько документалистика, которую мы у них принимаем и дублируем, и не всегда на белорусский язык.
Мы не дублируем на белорусский язык программы в больших объемах не потому, что это не востребовано зрителем. Я очень рад слышать красивый белорусский язык, в том числе, и из телеэфира. Мы единственная компания в Беларуси, которая занимается озвучанием фильмов, у нас очень серьезный отдел дубляжа. Есть проблема с актерским составом, с хорошим и красивым звучанием, но и ее мы решаем. Например, мы готовим к показу очень неоднозначный и скандальный польский фильм "Катынь", который уже отдублирован на белорусский язык и звучит просто потрясающе.
Вопросы слушателей: "Спасибо за трансляцию концерт классической музыки из Альберт-Холла. Очень понравилось! Слышала, что вы намерены продолжать такой цикл концертов. Можете ли вы сказать, что это будет и когда?"
Спасибо за вопрос! Концерт из Альберт-холла – откровение последнего месяца телеэфира. Это был достаточно смелый эксперимент для Первого канала, и в этой связи мы тоже постарались быть первыми на отечественном телерынке, кто предложил бы зрителю такой продукт.
Честно говоря, я не ожидал такого общественного резонанса. И, кстати, после этого концерта я впервые на форуме TUT.BY увидел очень интеллектуальное обсуждение. Получился не столько подарок любителям классики, сколько подача нового взгляда на классику, на симфонический оркестр, на съемки такого события. Пошел резонанс, благодаря которому мы поняли, что приоткрыли плотный занавес над музыкой. Зритель понял, что музыка на телевидении – это не только "Евровидение", "Топлесс" и Билан. Поэтому мы совместно с Европейским вещательным союзом планируем сделать рождественскую трансляцию из Вифлиема и Иерусалима одновременно. Это будет оратория, соберутся лучшие музыканты со всей Европы, лучшие оркестры, и таким образом Европа через классическую музыку попытается восстановить мир на Священной земле накануне католического Рождества.
Кроме того, мы намерены купить три концерта Венского оркестра в прямом эфире в следующем году.
"Будет ли Первый канал показывать конкурсы красоты?"
С конкурсами красоты у нас сложилась не очень однозначная ситуация. Количество таких конкурсов превышает рамки разумного, и мнение, что конкурсы красоты – это гарантированный рейтинговый продукт, заблуждение. Не всякий конкурс красоты собирал у нас аудиторию.
Существует ли конкуренция между телеканалами в Беларуси?
Конечно, она существует, так как мы вещаем на одном информационном поле. Но, к сожалению, эта конкуренция немного неравновесная.
По большому счету, сегодня в Беларуси существует два самостоятельных телеканала, которые на сто процентов сами формируют, подбирают, покупают или производят контент, - это Первый канал и "ЛАД". Наши коллеги с других каналов работают на российских платформах, что, как мне кажется, стратегически не совсем правильно, так как они являются заложниками контента и информационных продуктов другого государства. Подобное сотрудничество диктует определенные требования к ним, и их нельзя назвать самостоятельными. То есть, по большому счету, у нас идет конкуренция белорусских каналов и российских.
Следите ли вы за какими-то авторскими проектами коллег с других телеканалов? Есть ли примеры, которые могли бы иметь место взаимодействия?
Несомненно, мы взаимодействуем. Когда телеканалу ОНТ не хватает техники, они берут ее у нас. Конечно, мы наблюдаем друг за другом, и какие-то вещи у наших коллег, не скрою, получаются лучше, какие-то лучше получаются у нас. Мы смотрим на хорошие стороны друг друга. У нас дружеские и партнерские отношения, и бывают даже случаи, когда мы между собой делим трансляции или сериалы. Мы работаем очень конструктивно, но, как и все творческие люди, пытаемся предугадать следующий шаг наших коллег.