Аварийное отражение. Отсутствие фликера – смертельная беспечность пешехода
Осенью резко увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут пешеходы. К сожалению, этот сезон не стал исключением. Ситуация обостряется из-за раннего наступления темноты, туманов и дождей. Только за прошлые выходные дорожные аварии унесли жизни 10 человек, из которых пять – пешеходы. В среднем на дорогах в сутки погибает два – три человека. Около трети подобных ДТП с жертвами происходят с участием пешеходов.
Темнота. Пешеход. Дорога
Двойной наезд унес жизнь пешехода на автодороге Минск—Гомель вблизи деревни Лебедевка Жлобинского района. Трагедия произошла примерно в пять часов утра. 40-летний житель деревни Коротковичи два раза попал под колеса проезжающих автомобилей. Мужчина в это время шел на работу и не обозначил себя световозвращающими элементами. Вначале его сбил микроавтобус “Фольксваген”. От удара пешехода выбросило на встречную полосу, где на него наехала “Ауди-А6”.Житель Заславля 37-летний Сергей чудом выжил после того, как попал под машину.— Все произошло около десяти вечера, — рассказывает пострадавший. — Вышел на дорогу, и тут на меня налетела машина. Пришел в себя уже в реанимации. Шесть дней находился на волосок от смерти. Всякие “светилки” я до аварии не носил. Зато сейчас купил фликер, да только из дома выходить тяжело и страшно, а машин боюсь как огня...70-летняя Людмила Геннадьевна попала под колеса машины вблизи деревни Жуковка Минского района. Правда, женщина отделалась незначительными травмами и испугом, а вот автомобиль пострадал серьезно: водитель сделал все возможное, чтобы спасти жизнь незадачливой пенсионерке. “Я и не думала, что такое может со мной произойти, до сих пор в шоке, — говорит женщина. — Теперь я все понимаю. Тем более что сын с невесткой сами за рулем ездят и постоянно меня предупреждали, что с дорогой не шутят. И фликеры дарили. Я даже один к сумке прикрепила, а потом потеряла”.
Невидимки
Как правило, основная масса ДТП с пешеходами происходит на загородных трассах вблизи населенных пунктов. “Уменьшение светового дня чревато тем, что пешеходы не успевают приспособиться к новым условиям, — рассказывает старший инспектор УГАИ МВД Беларуси Станислав Соловей. — Человек оказывается на проезжей части или обочине в темное время суток, не обозначив себя световозвращающими элементами. Водитель замечает его поздно и не успевает вовремя среагировать. Примерно по такой схеме происходит большинство ДТП с участием пешеходов”.
Кто водит, тот осторожно ходит
Конечно, на дорогах с хорошим освещением пешехода заметить проще, но оно не везде есть. “Поэтому водители, — говорит Станислав Соловей, — должны проявлять предельную осторожность и выбирать скорость, при которой можно вовремя сманеврировать. К тому же при встречном транспорте с включенными фарами видимость для водителя уменьшается, особенно во время дождя, когда дорога мокрая и от нее отражаются слепящие блики. Кстати, пешеходы, имеющие опыт вождения автомобиля, гораздо серьезнее относятся к собственной безопасности и более адекватно реагируют на дорожную обстановку”.
Ничего не вижу, ничего не слышу
— Пешеходам кажется, что фары светят и их хорошо видно, но это не так, — утверждает старший инспектор. — К тому же, когда темно, туман или идет дождь, пешеход не может объективно оценить расстояние до едущей машины и ее скорость. Пытается перебежать дорогу и в итоге...Даже на обозначенном и регулируемом пешеходном переходе нельзя выбегать неожиданно на проезжую часть, человек должен убедиться, что он виден водителям. Некоторые переходят дорогу с наушниками и в капюшонах, из-за чего не только не видят машину, но и не слышат ее. Подобная проблема актуальна для больших городов.
Пока гром не грянет
Основная причина того, что люди не носят фликеры, — халатное отношение к своей жизни и безопасности. Такого мнения придерживаются в Госавтоинспекции. Ведь купить светоотражатели не проблема, да и цена небольшая. Но многие не задумываются об этом до того момента, пока с ними или их близкими не случится трагедия. Как говорится, пока гром не грянет...
Засветись гардеробом
Быть вовремя замеченными на темном участке дороги помогают одежда или обувь с пришитой светящейся в свете фар лентой, сумка или зонтик с замаскированным под лейбл фликером. Это удобно тем, что такие световозвращатели не забудешь дома и не потеряешь. Если модель изначально разрабатывалась дизайнерами под световозвращающий элемент, то он будет смотреться на ней куда более уместно, чем разноцветные навесные зайчики и ромбики. Ведь не каждый взрослый человек решится нацепить на себя забавный фликер-подвеску. Одним статус не позволяет, другим — стиль.Какие изделия со световоз-вращающими элементами может предложить наша торговля? В поисках ответа на этот вопрос мы отправились в один из крупных универмагов Минска. Первой на нашем пути оказалась секция верхней мужской одежды. Как мы ни искали, ни одной куртки со следами светящихся элементов там не нашли. И продавцы нам ничем не смогли помочь: ничего подобного у них нет. В секции спортивных товаров повторилась та же история. Казалось бы, что-что, а спортивный костюм световозвращающей лентой даже самого невероятного цвета испортить сложно. Однако после осмотра всего модельного ряда нас снова ждало разочарование. Но продавцы заверили, что изредка такие модели завозят.К счастью, с детскими товарами дела обстояли куда лучше.— У нас все школьные ранцы имеют световозвращающие элементы, требование такое, — констатировала работник отдела и, взяв один из ранцев, указала на небольшие серенькие световозвращающие полоски. Правда, на большинстве моделей роль фликеров выполняла тоненькая окантовка. А в молодежных рюкзаках и дорожных сумках мы не обнаружили даже ее.В секции детской обуви продавец сразу сузила площадь наших поисков до полки с сапогами-“дутиками”. — Разве что эти, ничего другого световозвращающего у нас нет, — развела она руками. На объемных зимних сапогах типа аляски, верхняя часть действительно была сшита из серой светоотражающей ткани. Среди детских зимних и осенних курток тоже попадались изделия со светоотражателями. Некоторые производители нашивают светящиеся полоски на спинке, другие спереди или на рукавах, но чаще всего, как и в ранцах, из светоотражающей ткани делают тонкую окантовку.— Удельный вес такой одежды у нас невелик, — рассказали “НГ” в отделе маркетинга оршанской фабрики “Світанак”, выпускающей одежду под торговой маркой “Артус”. — Световозвращающие ленты подойдут не для каждой модели, например, пальто. А где-то они и вовсе не нужны, как в ясельных комбинезонах. Такие модели наши дизайнеры разрабатывают отдельно, смотрят, чтобы эти ленты были уместны.Впрочем, некоторые производители, чтобы не тратить время на разработку моделей, нашли простой выход: они прилагают к своим пальто и курткам бесплатный бонус — навесной фликер. Точно такой же, какие продаются на каждом углу.
Цвет имеет значение
Похоже, что в одежду, украшенную светящимися лентами, пока одеться нам не удастся. Остается лишь вариант с фликерами-подвесками. Кстати, они продаются почти в каждом отделе универмага. На любой вкус: и подвески, и брелоки, и термонаклейки, и браслеты. Всех цветов радуги и всевозможных форм по цене от 1,5 тысячи за термонаклейку до 3,5 тысячи за подвеску. Однако проблема в том, что рынок завален некачественными световозвращателями, поделился с “НГ” своей точкой зрения заместитель директора ООО “Белпромэнергия” Владимир Парфенов. Несмотря на то что с сентября прошлого года введена обязательная сертификация светоотражающих элементов и материалов, из продажи они не исчезли.— Сейчас можно купить световозвращатели самых разных цветов. Но только изделия белого-серого и лимонного цветов имеют коэффициент световозвращения, который соответствует требованиям нашего ГОСТа и европейским нормам. Только они проходят сертификацию, — рассказывает Владимир Парфенов. — Я занимаюсь световозвращателями с 2003 года и с уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день ни один производитель в мире не выпускает световозвращающую пленку других цветов, у которой коэффициент световозвращения соответствовал бы европейским нормам. У синего изделия этот коэффициент в шесть раз меньше, чем у белого и лимонного. А есть и такие, которые вообще не светятся. Мамы покупают своим детям красивые световозвращатели и даже не подозревают, что на дороге в темноте их не видно. Это то же самое, что кусок пластмассы повесить.Кроме того, наш собеседник напомнил, что площадь подвесного светящегося элемента должна быть не менее 15 кв. см. И желательно без рисунков, потому что они закрывают поверхность и снижают эффективность изделия.За комментарием мы обратились к директору Центра испытаний и сертификации ТООТ Госстандарта Вере Лаврович. — Действительно, могу сказать, что по протоколам испытаний были выданы декларации только на световозвращающие изделия бело-серого и лимонного цветов.
Что тут добавить, господа потребители. Если вам дорога жизнь и вы хотите быть заметны на дорогах, обращайте внимание на цвет фликера. Не каждый из них одинаково полезен.
Кстати
Пешеходу, движущемуся по краю проезжей части в темное время суток и не обозначившему себя светоотражающими элементами, грозит штраф до 17 500 рублей. Если он находится в нетрезвом состоянии, сумма может вырасти до трех базовых.При дальнем свете фар обозначенного световозвращающим элементом человека можно увидеть за 400 метров.За восемь месяцев нынешнего года по вине пешеходов произошло 595 ДТП, в которых погибли 154 и ранены 452 человека. 188 граждан находились в нетрезвом состоянии.