Неформальному образованию в Беларуси не хватает «клиентов»

Источник материала:  
27.09.2009 16:33 — Новости Общества

Во время круглого стола, который прошел в рамках Недели неформального образования, обсуждались многочисленные вопросы нынешнего традиционного образования Беларуси.

Неформальному образованию в Беларуси не хватает «клиентов»Кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич рассказала, что «по данным экспертов Всемирного банка, которые исследовали ситуацию с образованием среди постсоветских стран, таких как Молдова, Украина, Россия и прочие, Беларусь занимает ведущее место по отдаче от образования, а это говорит о том, что уровень зарплаты напрямую зависит от уровня образования белорусов». При этом, по словами докладчицы, Беларусь занимает последнее место в этом списке по реализации рыночных реформ.

Почему же на практике уровень зарплаты вовсе не зависит от уровня образования? И если белорусы видят разницу в этих уровнях, почему ничего не делают? По словам Светланы Мацкевич, многие белорусы хорошо владеют своей профессией, и им этого достаточно. Разбираться в уровнях, мол, нет времени. Среди других особенностей она называет отсутствие у белорусов способности прогнозирования и способности работать в нестандартных условиях. «Важны не только знания, — говорит она, — необходимо нестандартное мышление».

Но кто будет учить белорусов мыслить — большой вопрос. Рассуждая об этом, Светлана Мацкевич акцентирует внимание на том, что спрос на мышление отсутствует у общества изначально, поэтому брать на себя задачи по формированию этого спроса должна элита, которая, больше разбираясь в основных проблемах, транслирует обществу нужное и правильное мышление.

«Еще 20 лет назад казалось невозможным, чтобы заказчиком образования были граждане, чтобы они воспринимали его как сферу услуг, а не как государственный заказ», — говорит она. А теперь, считает Светлана Мацкевич, учитывая опыт западных стран, где неформальному образованию уделяют огромное внимание, надо и нам, белорусам, понять: традиционное образование, как это ни парадоксально, не всегда может дать актуальный ответ на сиюминутно возникший вопрос, не всегда может человека «подковать» в какой-то сфере. Эксперт также убеждена, что сейчас на рынке существует спрос, как это ни печально, на «средненькое образование», а спроса на высокий уровень образования, увы, нет.

Нестандартным мышлением можно овладеть, по единогласному мнению всех докладчиков, именно посредством неформального образования, которое называют еще актуальным, гражданским и дополнительным. В Латвии же это называют и вовсе интересным словосочетанием — дополнительным образованием для взрослых. К слову, Европейская ассоциация взрослых — это место, куда обращается все больше и больше людей.

Редактор журнала «Адукатар» Дмитрий Карпиевич считает, что подобных ассоциаций должно быть как можно больше, причем в самых разных сферах. «Чем больше игроков, тем лучше: у людей мало того, что есть место для консультаций, так они еще имеют выбор!» Тем не менее, Дмитрий Карпиевич подчеркнул, что на данный момент в Беларуси подобным ассоциациям сложно получить сертификацию.

Представитель Европейской ассоциации взрослых Ингрида Микиско, считает, что людей надо еще суметь заинтересовать в том, чтобы они приходили в подобные ассоциации, ведь, как правильно заметила Светлана Мацкевич, «спрос на мышление отсутствует изначально». «Любой человек, когда его заставляют пройти какой-то курс, в первую очередь спросит: «А зачем мне это?» — говорит Ингрида Микиско. — Как, например, заинтересовать обычного среднестатистического мужчину пойти изучать английский? Сначала я не могла найти ответа на этот вопрос, но потом задумалась: а что больше всего любит мужчина? Автомобили, женщин и т.д. Значит, английский надо с ними изучать в тех сферах, которые им интересны». Точно также, считает Ингрида Микиско, нужно поступать и в других сферах, хотя это не так просто сделать в обществе, где еще жива советская идеология и процветает административно-командная система.

В этой связи Андрей Мирошниченко, специалист по управлению интеллектуальными ресурсами ООО «СТА-Логистик», подчеркнул, что не всегда участие в каких-то образовательных программах говорит о том, что человек действительно получает образование. По его словам, сейчас в бизнесе очень многие идут на дополнительные курсы, на курсы переквалификации, учатся. «Но они все равно ничего не знают, хоть и тесты в результате сдают все. А все потому, что день-два они просто «тыкают» на компьютере правильный ответ, а потом срабатывает запоминание, куда надо «тыкнуть». Какое тут мышление?» — говорит он.

Андрей Мирошниченко считает, что сейчас не хватает именно таких мест, где обсуждались бы конкретные методики, методологии и стратегии ведения, например, бизнеса. «У нас, увы, нет установки именно на результат, а в проведении подобных круглых столов заинтересовано не общество, а грантодатели».

Андрей Мирошниченко также не раз, в разрез с мнением остальных докладчиков, спрашивал: так кто все-таки «клиент» и заказчик такого образования? «Когда я работал преподавателем, — рассказывает он, — то пытался объяснить своим студентам, что они — клиенты, а не материал, из которого государство хочет что-то вылепить». Андрей Мирошниченко видит пользу от разного рода ассоциаций неформального образования только в том случае, если люди там будут ориентироваться на результат, а не на подтвержденную кем-то систему контроля. В противном случае неформальное образование, по его мнению, ничем не будет отличаться от традиционного.

Бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев убежден, что совсем не обязательно «гнобить» советское образование, если рассматривать его как опыт. «Сейчас Европа стремится к тому, чтобы аккредитовать предыдущий способ образования, царивший на ее территории, использовать в качестве опыта, который не может быть отрицательным», — говорит он.

В этой связи отметим, что представители традиционного образования пошли на контакт и не побоялись выступить в острых дискуссиях прошедшего круглого стола. Ими стали преподаватели Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного экономического университета, представители Академии наук Беларуси, школьные преподаватели и т.д. И, как показывает практика, диалог — это уже достижение.

←Митрополит Кондрусевич встретился с Патриархом Кириллом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика