Правительство Беларуси подготовило два варианта проекта прогноза социально-экономического развития на 2010 год

Источник материала: БелТА  
26.09.2009 10:46 — Новости Общества
26 сентября, Минск /БЕЛТА/. Беларусь по основным экономическим показателям за девять месяцев текущего года может выйти на уровень такого же периода 2008 года. Об этом заявил сегодня на заседании Совета Министров Беларуси премьер-министр Сергей Сидорский, передает корреспондент БЕЛТА.

Анализируя основные экономические показатели, глава правительства отметил, что "допущены серьезные провалы в течение года, особенно худшими были показатели по августу". "Мы вынуждены были обратиться к системе дополнительных мер по достижению прогнозных показателей, - сказал Сергей Сидорский. - Я считаю, что ситуацию за девять месяцев нынешнего года с учетом всех процессов, которые происходят в реальной экономике нашей страны, можно улучшить, и выйти на уровень 2008 года вполне реально".

Премьер-министр добавил, что министры, а также руководители крупных концернов и предприятий Беларуси доложили о том, что склады разгружаются. "А в показателях по объемам, темпам поставок на экспорт, производству продукции можно добавить", - считает глава правительства.

Премьер недоволен темпами разгрузки складских запасов на предприятиях. Глава правительства отметил, что каждое министерство утвердило стратегию сокращения складских запасов. В целом по стране они снижаются. Так, за июль-август 2009 года складские запасы сокращены практически на Br1 трлн. "И это притом, что вся продукция, производимая в текущих месяцах, продается за пределы страны", - сказал он. Однако, несмотря на положительную динамику сокращения складских запасов за 20 дней сентября, большинство ведомств, за исключением "Минсельхозпрода", не справились с выполнением показателей, запланированных их стратегиями, подчеркнул Сергей Сидорский.

Сергей Сидорский указал на недостатки в работе по разгрузке складов Министерства архитектуры и строительства, концернов "Беллесбумпром", "Беллегпром" и "Белгоспищепром". Их руководители утвердили стратегии по реализации продукции, однако не справляются с взятыми обязательствами. Неоднозначная ситуация сложилась и в Министерстве промышленности. Запасы готовой продукции здесь за 20 дней сентября составили Br75 млрд. Снижают эти запасы далеко не все предприятия. "Особенно настораживает ситуация по сентябрю на Минском тракторном заводе, где рост складских запасов составил Br6 млрд., на "Гомсельмаше" - Br15 млрд. и т.д.", - сказал премьер-министр.

Большинство предприятий из месяца в месяц снижают объемы производства промышленной продукции. "Однако я не чувствую, что наши крупные предприятия - гиганты промышленности работают над теми поручениями, которые дал Президент", - отметил он.

Анализируя работу Минстройархитектуры по разгрузке складов, руководитель правительства отметил, что предприятия снизили складские запасы на Br9 млрд. В то же время "Березастройматериалы" увеличило запасы на Br500 млн., Борисовский хрустальный завод - на Br100 млн. и т.д. "Если все хорошо в министерстве, то его предприятия должны минусовать, однако у них как-то не идет", - сказал Сергей Сидорский.

Концерн "Беллесбумпром" за 20 дней сентября снизил складские запасы на Br11 млрд. В то же время ОАО "Ивацевичдрев" допустило их рост на Br300 млн. Мебельные предприятия увеличили запасы на складах на сумму от Br400 млн. до Br1 млрд. "В сентябре увеличивается покупательная способность, спрос на мебель растет, однако стратегия по разгрузке складов не выполняется", - добавил премьер-министр.

Больше всего критики Сергей Сидорский направил в адрес концерна "Беллегпром". "По итогам поездки на Оршанский льнокомбинат я полностью разочаровался в работе концерна: у него нет ни стратегии, ни желания работать", - сказал он.

По мнению премьер-министра, одной из главных проблем, не позволяющих предприятиям эффективно разгружать склады, является неумение выстраивать маркетинговую политику и продавать свою продукцию.

Сергей Сидорский поручил правительству принять меры по сокращению неполной занятости на белорусских предприятиях. "За восемь месяцев нынешнего года уровень безработицы не вышел за рамки прогноза, в то же время не полностью занятых в августе было более 100 тыс. человек, а в январе-августе этого года - более 300 тыс. человек, что в 4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - проинформировал глава правительства. - К сожалению, этот показатель не удается снизить".

На МТЗ в режиме неполной занятости трудятся более 13 тыс. человек, на БелАзе - около 6,8 тыс., на Минском подшипниковом заводе - около 3 тыс., на Минском моторном заводе - около 5 тыс., в концерне "Беллегпром" - более 6 тыс. "Перевод работников в режим неполной занятости в кризисных условиях оправдан, но надо учитывать, что летний период закончился, - сказал Сергей Сидорский. - Хотелось бы услышать от министров и директоров предприятий, как они будут занимать рабочих. Как создаются рабочие места? Как взаимодействуют крупные предприятия с бизнесом, создавая малые и средние предприятия?"

Премьер-министр обратил внимание на необходимость рассмотрения сложившейся ситуации на крупных предприятиях страны. "Надо решить, как дальше будем работать, ведь все эти вопросы носят острый характер, влияющий как на занятость в стране, так и на экономику в целом", - отметил он. Сергей Сидорский добавил, что вопросы выплаты заработной платы и обеспечения занятости населения находятся на постоянном контроле правительства.

Правительство Беларуси подготовило два варианта проекта прогноза социально-экономического развития на 2010 год, сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко. Это базовый вариант, предусматривающий темп роста ВВП на уровне 102-103%, и целевой вариант с ростом ВВП в 111-112%. По словам Николая Зайченко, правительство впервые выходит к главе государства с двумя вариантами прогноза. Оба эти варианта исходят из необходимости сохранения сбалансированности в экономике. При этом основным принципом является то, что производство не должно быть выше, чем продажи. Николай Зайченко подчеркнул, что базовый вариант прогноза "будет гарантированно реализован при любых условиях, если только не произойдут исключительные, форс-мажорные обстоятельства". Второй вариант прогноза разработан, исходя из предположений о значительном улучшении внешней конъюнктуры, открытии новых перспективных рынков сбыта, общем оживлении мировой экономики. При этом министр подчеркнул, что проект бюджета разрабатывался на основе базового варианта развития экономики.

Министерство экономики предлагает включить в прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2010 год новые показатели. Производство "в нашей стране должно быть не выше, чем продажи, поэтому целесообразно ввести новый показатель - соотношение темпов реализации и темпов роста продукции", - сказал министр.

По его словам, в проекте прогноза также заложен важный критерий сбалансированности развития экономики, который заключается в том, что отрицательное сальдо должно иметь надежные источники покрытия, чтобы в рамках платежного баланса страны "не было вымывания золотовалютных резервов, а наоборот, закладывался небольшой рост".

Николай Зайченко указал на необходимость введения еще двух дополнительных показателей - экспортоемкости и импортоемкости промышленного производства. "На сближении этих показателей выстраивается стратегия выравнивания торгового баланса страны как основы для сбалансированного роста с точки зрения поступления валютной выручки и необходимого ресурсного обеспечения функционирования экономики", - пояснил министр.

Ставка рефинансирования в Беларуси на 2010 год запланирована на уровне 9-12% годовых. Такие данные заложены в проекте Основных направлений денежно-кредитной Беларуси на 2010 год, сообщил председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович. В настоящее время ставка рефинансирования в Беларуси составляет 14% годовых.

Ожидается, что средняя ставка по кредитам на конец 2010 года составит 12-15% годовых. Петр Прокопович также сообщил, что требования банков к экономике возрастут на 29-34%, что опережает запланированные темпы роста ВВП. Колебания стоимости корзины иностранных валют запланированы в коридоре плюс/минус 5%. Напомним, в настоящее время этот показатель ограничен пределами плюс/минус 10%. Рост ресурсной базы банковской системы ожидается более чем на 30%.

Кроме того, руководитель Нацбанка отметил, что проектом Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 год предусмотрено ужесточение требований к банковской системе со стороны банковского надзора, создание подушки безопасности в деятельности банков.

Проектом бюджета Беларуси на 2010 год предусматривается увеличение ставки НДС с 18% до 20%, сообщил министр финансов Беларуси Андрей Харковец. По словам министра, повышение ставки НДС позволит обеспечить дополнительное поступление доходов в бюджет в сумме Br1,4 трлн. При этом запланированы другие меры налогового характера, которые приведут к сокращению ресурсов бюджета на сумму Br2,3 трлн. Это, в частности, отмена сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, отмена налога с продаж товаров в розничной торговле, отмена налога на приобретение автотранспортных средств. Для компенсации потерь бюджета в результате отмены этих налогов и предлагается повысить ставку НДС, пояснил Андрей Харковец. В целом проект бюджета сформирован исходя из темпа роста реального ВВП на уровне 102% к оценке 2009 года, уровня инфляции - 9%.

Дефицит бюджета Беларуси в 2010 году запланирован в размере Br2,7 трлн., или 1,5% к ВВП. Доходы консолидированного бюджета сформированы в сумме Br49,6 трлн., расходы - Br52,3 трлн. По словам Андрея Харковца, в 2010 году будет сохранена политика жестких бюджетных ограничений расходов. При этом основными задачами будут сохранение достигнутого качественного уровня бюджетных услуг, социальная поддержка населения и финансовая поддержка реального сектора экономики.

Расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы запланированы на уровне текущего года с ростом на прогнозный уровень инфляции, то есть планируется обеспечить сохранение реального уровня зарплаты работников бюджетного сектора.

Базовые отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование и социальная политика) будут обеспечены в 2010 году бюджетными ассигнованиями с ростом к ожидаемой оценке текущего года соответственно на 7%, 7%, 15%.

В части жилищного строительства в проекте бюджета предусмотрено около Br3 трлн. на финансирование ввода в эксплуатацию 6,2 млн.кв.м жилья. Основной объем средств будет направлен на льготирование процентов по выдаваемым кредитам на строительство жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий (Br1,2 трлн.), а также на создание соответствующей инженерной и транспортной инфраструктуры (около Br1 трлн.). Кроме того, впервые в 2010 году будет выделено Br354 млрд. на финансирование объектов энергоснабжения районов жилой застройки.

Также планируется продолжить поддержку реального сектора экономики. Расходы на эти цели в 2010 году будут сохранены на уровне 2009 года. При этом прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд будет осуществляться только по принятым решениям Президента и правительства.

На возмещение юрлицам части процентов по банковским кредитам запланировано Br595 млрд., что на Br77,3 млрд. больше, чем в 2009 году. Объем кредитных ресурсов экономике, обслуживаемых с господдержкой, в 2010 году составит Br10 трлн. и увеличится по сравнению с 2009 годом на Br2,5 трлн.

На развитие АПК из бюджета в будущем году предполагается выделить более Br7 трлн., в том числе Br5 трлн. - на развитие производственного потенциала АПК, а оставшиеся средства - на поддержание коммунального хозяйства, сельских населенных пунктов, культуру, бытовой обслуживание.
←Ставка рефинансирования в Беларуси на 2010 год запланирована на уровне 9-12%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика