Начальник управления Минкульта: Не правда, что в Беларуси нет профессиональных реставраторов

Источник материала:  
26.09.2009 19:51 — Новости Общества
Сегодня территория сердца дворцово-паркового ансамбля, памятника архитектуры XVI-XVIII веков в Несвиже представляет собой большую строительную площадку со всеми атрибутами - леса на фасаде здания, затянутого полотнами, краны, пыль. Впрочем, часть здания отреставрирована и открыта в сентябре прошлого года. По этому участку можно составить представление о будущем облике Несвижского замка. Хотя ломаются копья о тему качества выполнения работ непрофессиональными реставраторами, коими по определению не могут быть рабочие стройтреста, не возникает сомнений, что обновленный дворец вскоре встретит гостей в лучшем виде.

В 2010 году общестроительные работы по реконструкции замка магнатского рода Радзивиллов в Несвиже будут завершены. Но реставрация интерьеров продолжится - это процесс, не терпящий спешки, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский.

- Реставрационные работы в интерьерах станут своего рода экспозицией, как, например, в Королевском замке в Варшаве. Там три десятка лет продолжалась реставрация и сегодня нельзя сказать, что на все 100% закончена. В Варшаве я наблюдал, как на улицах Старого города посетители интересуются процессом реставрации. Для многих интересны не только экспонаты. И это все можно подать, убивая, так сказать, нескольких зайцев. Технология реставрации живописи, лепнины, каких-то архитектурных деталей не может уложиться в сжатые сроки, а ведь в Несвижском замке многое утрачено: капителии, пилястры, карнизы. Уже во время реставрации открыта живопись на главной лестнице во дворце, а также в каменице. В мастерской "Минскреставрации" завершается обновление картины "Аврора", которая находилась в плафоне над главной лестницей.

А сколько подробностей мы еще не знаем, так как не хватает документальных источников. Воссоздавать архитектурные и художественные детали, впрочем, как и конструктивные элементы, возможно только по выверенным документам, проверенным фактам. Потому отдельные экспозиции в том или ином зале могут быть временными до получения дополнительных данных. А затем перенесены в соседний зал, который будет функционировать как выставочный, в предыдущем же начнутся реставрационные работы. Какие-то помещения могут служить залами для заседаний или театральных постановок - почему нет? Тем более что достоверно известно, что в Несвижском замке многие комнаты не использовались для строго определенных целей. Например, мы знаем, что был Королевский зал. Но его специально реконструировали к приезду короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Во время своего недавнего пребывания в Несвиже княжна Эльжбета Радзивилл-Томашевская подтвердила, что некоторые предметы не всегда стояли в одном месте, их перемещали. Например, чучела медведей встречали гостей не только у входа возле главной лестницы. Такой живой процесс в замке желателен, чтобы не создать застывшую экспозицию.

- В прессе прошла информация, что строители якобы сбивают целую лепнину, мотивируя это тем, что она разрушена. Хочется спросить - зачем?


- Знаете, тот, кто написал подобное, совершенно не понимает сути дела. Такое впечатление, будто чиновники бездумно готовы крушить исторические памятники. И мне тоже в свою очередь хочется спросить - зачем? Надеюсь, нет таких людей, которые думают, что до реставрации и во время нее не проводятся обстоятельные обследования памятника. На главном фасаде Несвижского замка в подлинном состоянии сохранилось до 20% декора. Произошло значительное разрушение декоративных элементов, и прежде всего потому, что они выполнены из раствора с большим содержанием глины, а это непрочный материал. Позже, в XIX-XX веках, ремонты выполнялись с использованием цемента, который препятствовал испарению влаги, что приводило к разрушению не только лепнины, но и штукатурного слоя с частью кирпичной кладки стены.

В Несвиже недавно работала белорусско-польская постоянно действующая консультативная комиссия. Эта проблема подробно обсуждалась, эксперты изучали декор непосредственно на фасаде. Пришли к выводу, что лишь часть оригинальных элементов может быть отреставрирована. Измененная позднейшими ремонтами или сильно деструктированная часть декора будет отлита по шаблонам и смонтирована на фасаде.

- В СМИ звучали сомнения по поводу правильности решения разобрать, а затем заново сложить восточную галерею. Мол, не мог князь Радзивилл поселить свою дочь княжну Эльжбету в здании, которое было плохо построено.

- Стоит ли говорить, что это эмоции. Есть масса случаев, когда в помещениях, состояние которых потом признается аварийным, живут люди. И это не только в Несвижском замке, в Минске можно найти такие примеры. В Гродно есть такие здания. Но на то и проводятся профессиональные обследования этих строений, чтобы принять соответствующие проектные конструктивные решения. Эмоции могут быть, конечно, но надо верить профессиональным заключениям, и если у кого-то есть другие предложения, они всегда принимаются. Прежде чем принять решение о разборке восточной галереи, в Несвиже были специалисты, известные не только в Польше, но и в мире. Дискуссия о вариантах сохранения этой галереи длилась целый день: рассматривалась документация, анализировались аргументы, предложения, изучались образцы кирпича, который уже прошел лабораторные исследования на прочность и т.д. Решение принималось взвешенное, коллегиально, на основе профессиональных заключений. Так что, когда возникают вопросы, я бы посоветовал обращаться к профессионалам за разъяснениями и анализировать ситуацию на основании документальных источников.

- Кстати, за разъяснениями по поводу галереи к вам обращались из Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку Несвижский замок в составе представленной номинации входит в Список всемирного наследия.

- Мы предоставили не просто записку на пяти страницах, а всю техническую документацию: копии экспертных заключений, материалы анализа состояния конструкций, фундаментов, грунтов, копии проектных решений. Весь пакет материалов, на основе которых было принято решение, как я уже говорил, подготовлен совместно со специалистами международного уровня. В июне в Испании проходило заседание Комитета по всемирному наследию, где материалы были рассмотрены. Вполне возможно, что Республикой Беларусь будут подготовлены дополнительные материалы, которые эксперты ЮНЕСКО смогут рассмотреть непосредственно в Несвиже.

- Такая технология реконструкции - разборка с последующим восстановлением - существует в мире? Это международная практика?

- Такие подходы в реконструкции есть, когда деструктурированные элементы разбираются. Но первоначально проводится графическая фиксация, фотофиксация, обмеры, на основании которых разрабатывается документация на восстановление разобранных конструкций. Нет секрета в том, что галерея была восстановлена с применением значительной части современных материалов, но по точным обмерам. На первом этаже восточной галереи уцелели элементы постройки XVI века, они восстановлены совершенно точно. В результате есть возможность показать различные временные периоды. Важно лишь, чтобы они не диссонировали, гармонично соединялись в единое целое. Все эти принципы четко разработаны еще в Венецианской хартии 1964 года, в частности, ее 11-й статье.

- А Эльжбета Радзивилл была в своей прежней комнате?

- Была. Ей, конечно, тяжело было ее узнать, поскольку сейчас это помещение, в котором идут строительные работы. Там пока гладкие стены, полы не закончены. Потому можно понять ее тревогу, что замок имеет такое состояние. Но зайдите на любую стройку, человека неподготовленного там многое может удивить. Давайте поговорим о первой очереди, где уже закончена реконструкция. Что там стоило бы поправить, что надо учесть при работе на второй очереди?

- Кстати, как княжна оценила отреставрированную часть замка?

- Очень позитивно. Она увидела библиотеку, архив. Шкафы в библиотеке не сохранились, их сделали заново настолько точно, что будто они здесь и стояли. Утраченную плитку на полу в помещении архива сделали по сохранившимся образцам. Никаких претензий Эльжбета Радзивилл-Томашевская не высказала, наоборот, отметила, что все очень напоминает, как это было прежде.

Она обратила внимание на брусчатку во дворе - там камень уложен плоский, обработанный, в результате территория стала не такой рельефной, как раньше. Аутентичных элементов брусчатки не сохранилось, к тому же пришлось понижать уровень двора. Да и современные реалии таковы, что не мостить же двор острым камнем, как это было раньше, необходимо создать комфортные условия для посетителей замкового комплекса. Спросила княжна об одной из башен, о которой историки нашли лишь литографию художника с изображением на замке именно такой башни. Для реконструкции башни прежний научный руководитель работ посчитал возможным использовать гравюру Томаша Маковского начала XVII века. Задавала вопросы и о металлической террасе Каменицы, которая демонтирована и находится на реставрации, поскольку отдельные части литья были погнуты или утрачены. Отреставрированная терраса, как и балкон, будут возвращены на прежнее место.

К слову, хочу сказать в защиту профессионализма белорусских реставраторов - у нас есть хорошие специалисты. У них разный уровень, одни могут работать с объектами третьей категории, другие с нулевой, наисложнейшей, но это не правда, что в Беларуси некому заниматься реставрацией профессионально. Другое дело, что таких людей немного, да и скромные они в большинстве своем, им проще сделать, чем словами объяснять, вести разговоры.

- Игорь Мефодьевич, правда ли, что княжна Эльжбета высказала пожелание приехать в Несвиж через год и пожить какое-то время в замке?

- Такое пожелание может быть удовлетворено, никаких сложностей, думаю, не возникнет. Это не такая уже проблема - княжна сможет остановиться в замке или в несвижском домике, подаренном ей отцом. Княжна Эльжбета Радзивилл оказалась очень важным источником информации. Она рассказала много интересных фактов, подробностей. Всю информацию записывали представители музея. И если будет возможность еще не раз обратиться за советами к княжне - это большая удача. Другое дело, что можно не соглашаться с требованием Эльжбеты Радзивилл восстанавливать замок таким, каким он был в 1935 году. Такого в реставрации нет. Это сложный объект, проживший целую историю, несколько периодов: в его облике нашли отражение и ренессанс, и барокко, и неоготика, и классицизм. Все эти периоды нужно показать, ведь замок претерпевал изменения в течение веков. Что-то из рассказанного княжной еще предстоит проверить путем исследований.

- Мы затронули тему прошедшего недавно заседания экспертов ЮНЕСКО. Пришли ли хорошие новости из Испании, и какие у нас планы относительно подготовки досье для Списка всемирного наследия ЮНЕСКО?

- Еще до заседания Межправительственного комитета по охране всемирного наследия Министерство культуры совместно с Национальной комиссией Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО отозвали досье по номинации "Материальное воплощение духовного наследия Святой Евфросинии Полоцкой", чтобы доработать ряд вопросов, касающихся универсальных качеств объекта. Как известно, Список всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился 13 объектами. Один из объектов - долина Эльбы в Дрездене (Германия) - был исключен из списка, поскольку в самом центре культурного ландшафта идут работы по строительству четырехрядного моста. Это второй случай изъятия из Списка всемирного наследия. Сейчас общее число занесенных в него объектов достигло 890. Три страны впервые стали обладателями наследия, занесенного в Список ЮНЕСКО. Это Кыргызстан, Буркина-Фасо и Кабо-Верде.

Досье по трансграничному белорусско-польскому объекту "Августовский канал - произведения человека и природы" ожидает рассмотрения экспертом, о визите которого в Беларусь и Польшу поступило уведомление из ИКОМОС.

Всего в Беларуси определены как претенденты на представление в Список всемирного наследия десять объектов. Сегодня реализованы две номинации - Несвижский замок и трансграничный объект геодезическая Дуга Струве. О полоцком досье речь уже шла. На подходе материалы по Августовскому каналу. В июле 2009 года в Гомеле прошло обстоятельное обсуждение вопросов номинирования объекта, как подать номинацию, которая сегодня имеет рабочий вариант названия "Дворцово-парковый ансамбль в Гомеле". Но сам по себе дворцово-парковый ансамбль вряд ли произведет впечатление универсального объекта и вряд ли будет принят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому представляется логичным подать предложение на трансграничную номинацию вместе с коллегами из России и Украины. Звучать это может приблизительно так: "Культурное пространство бассейна Днепра". Тогда этой номинацией мы поглотим еще и Никольский монастырь в Могилеве - фактически единственный сохранившийся объект, представляющий могилевскую архитектурную школу XVII века. В таком случае может быть включен еще ряд объектов, относящихся к бассейну Днепра, по которым можно говорить о культурных традициях Беларуси, России и Украины.

В числе претендентов от Беларуси также следующие номинации: фортификационные сооружения Брестской крепости, деревянное зодчество Белорусского Полесья, которое тоже может быть представлено в качестве трансграничного предложения совместно с Украиной, церковное культовое зодчество оборонного типа, архитектурный ансамбль проспекта Независимости в Минске, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно. Памятник Ленину на площади Независимости изначально не планировался к представлению, хотя отдельные СМИ распространили такую ничем не подкрепленную информацию.



←Система ПВО Беларуси и России увеличит эффективность в 1,3 раза

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика