В поисках утраченного

Источник материала:  

В поисках утраченного

В поисках утраченногоКоллекция старых открыток Владимира Лиходедова — увлекательное путешествие не только во времена забытые. Заглядывая на страницы внушительных альбомов, можно еще и новые туристические маршруты прокладывать. К примеру, по водным дорогам. И не только Беларуси. Ведь течение рек никакая граница не остановит.


Возьмем Западную Двину, которую чаще называют просто Двиной. Свою тысячу с небольшим километров она растянула на три страны. Начало — на Валдайской возвышенности, в Тверской области. Затем — Беларусь: Суражская низина, Городокская и Витебская возвышенности и снова низина — Полоцкая... Потом — Латвия, где у Западной Двины даже имя появляется другое: Даугава. Кстати, если заглянуть в давние исторические исследования, можно отыскать мнение, что река с древним названием Эридан и есть Западная Двина. Ее же нынешнее имя впервые прозвучало у летописца Нестора.


В поисках утраченногоС Западной Двиной и городами на ней связано много древних легенд и преданий. А какие сочные, наполненные многоликими красками названия у придвинских городов и деревень, с любовью посматривающих с каждого берега на неутомимую труженицу-реку! В начале ее пути — Андреаполь. Не путайте с Адрианополем! Вот как геральдисты описывают герб древнего русского городка: «В зеленом поле щита лазоревая (синяя, голубая) выщербленная оконечность, тонко окаймленная серебром, и на ней золотая ладья с одинаковыми возвышениями на носу и на корме и с четырьмя щитами (тарчами) и тремя веслами, лопастями поверх оконечности на видимой стороне». Следует, вероятно, понимать так: ладья — древние волоки. Синяя оконечность — Западная Двина. Зеленый цвет — лесные богатства.


В поисках утраченногоИз российских городов, относившихся некогда к Витебской губернии (ее забытыми границами мы и руководствуемся, путешествуя со старыми открытками по Западной Двине), на Двине–Эридане стоит и Велиж. Количеством населения этот славный град, богатый на военную историю, тоже невелик. В 1355 году он принадлежал Великому княжеству Литовскому. Упоминается под 1392 годом в летописи Быховца: «Пойде князь великий Витольд, собрався под Псковия: города Велиж, Красный город...» С 1533 поселение вошло в Московское государство. Надо сказать, войны и княжеские походы и становились причиной частой смены Велижем своей государственной принадлежности. С 1772 года город — в составе Российской империи. С 1804–го на него распространяются границы Витебской губернии. В Велиже родился знаменитый белорусский скульптор Андрей Онуфриевич Бембель. А в 1919 — 1922 годах в Велижской народной художественной школе преподавал еще один мастер изобразительного искусства Беларуси — Владимир Яковлевич Хрусталев. Есть у него и примечательная картина — «Концерт лесосплавщиков на Двине». До начала 90–х годов минувшего века Западная Двина в окрестностях города была судоходной. Времена, к сожалению, отобрали у Велижа это замечательное свойство. Но, может быть, ненадолго? И скоро все восстановится?


В поисках утраченногоДвина — это и Витебск, и Полоцк. Вообще, Витебск — из числа городов, о которых любят говорить в сравнении. Например, бывший центр российской губернии и нынешний белорусской области называют «маленькой столицей Ренессанса», подобно Парижу. Причина во множестве художественных дарований, выпущенных в большой мир этим городом на Западной Двине. Река, кстати, тоже превратилась в один из художественных символов Витебска. Она изображена на картинах витебских художников–пейзажистов разных поколений — Анатолия Чмиля, Валерия Чуркина, Александра Подолинского, Сергея Привады, Евгения Пономаренко... Наверное, из их работ можно было бы сложить замечательный художественный альбом «По Двине».


Герб Полоцка — геральдическое подтверждение и его привязанности к реке. В голубом поле барочного щита золотой трехмачтовый корабль с развернутыми серебряными парусами. И волны — того же цвета, что и металл. Согласитесь, гербы городов — поэзия особого рода! Расположенный в устье Полоты, впадающей в Западную Двину, за свою долгую и славную историю древний Полоцк пережил много испытаний. Река тому и свидетель, и вина (например, когда в начале XIII века крестоносцы Ливонского ордена захватывали русские города, двигались они по Западной Двине), и настоящий спаситель...


В поисках утраченногоИз Полоцка по Двине попадаем в поселение Дисна, прежнее название, уводящее нас в XI век, — Копец–городок. Находящийся на пути «из варяг в греки» своим историческим развитием город обязан и Двине, и впадающей в нее реке Дисна. Но так сложилось, что, претерпев многие горести и страдания, город не получил своего развития. Новые столетия, отсутствие градообразующих предприятий, социально–экономические проблемы сделали свое дело, и сегодня Дисна пребывает в своеобразном историческом забвении. Впрочем, пройдите улицами и улочками старого городка, ощутите его атмосферу, и вы почувствуете, что дух старых времен, пусть перед лицом последующих поколений, но обязательно проснется. Такие города не умирают. И кто знает, может быть, новую славу Дисне принесет снова река?


В поисках утраченногоУ Друи, расположившейся на левом берегу Западной Двины при впадении в нее Друйки, судьба во многом схожа с дисненской. Первое упоминание о поселении летописи хранят с 1386 года. Сегодня Друя — поселок в Браславском районе. С ним связано имя Андрея Ципоты. Удивительная просветительская настойчивость руководила этим человеком, основавшим несколько школ, гимназию имени Стефана Батория, привечавшим в своих учебных заведениях католиков, православных, иудеев... Ципота выпускал в Друе межконфессиональную (!) газету. При монастыре открыл городской театр. Благодаря настойчивости Ципоты Друю электрифицировали, произошли и другие хозяйственные и экономические преобразования.


Путешествие по Западной Двине — это и история Дриссы (Верхнедвинска), латышских городов Даугавпилса (в Витебской губернии известного как Динабург, а затем Двинск) и, конечно же, Краславы (ранее — Креславка). Во время Второй мировой войны Краславу постигло много горя и трагедий, как, впрочем, и всю Витебщину. В июне 1941 года город защищали части 112–й Пермской стрелковой дивизии Красной Армии. Немцы направили туда 111–й и 121–й пехотные и 18–ю ударную дивизии. О силе сопротивления советских солдат говорит тот факт, что здесь погиб немецкий генерал Отто Ланцелле. Помнит Двина, и как на окраине Краславы 23 августа 1941 года фашисты расстреляли 200 евреев. Освобождение пришло в город 22 июля 1944 года.


...Сегодня, как и в прежние времена, катит Западная Двина свои серебряные воды в море и дальше в океан, унося с ними многие события и эпизоды истории, оставляя в памяти потомков лишь некоторую толику пережитого. Старые открытки помогут нам восстановить некоторые страницы из почти забытого прошлого.


Кирилл ЛАДУТЬКО.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

←ВОЗ признала ошибочным сообщение о смерти россиянки от гриппа H1N1

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика