Чтобы построить многоэтажки, в Минске снесут поселок ученых в Лошице

Источник материала:  
23.09.2009 09:33 — Новости Общества
Уже несколько месяцев жители переулка Лошицкого и улицы Юбилейной (столичный микрорайон Лошица) пребывают в состоянии шока. 16 июля они получили письмо из Белгипрозема о предстоящем сносе их домов. На этом месте столичные власти решили построить жилой микрорайон Лошица-5.

И все бы ничего, если бы город хотел заменить старые и ветхие лачуги без канализации и водопровода на многоэтажки со всеми удобствами. Но не тут-то было! На том месте, где в будущем запланировали построить спальный микрорайон, корреспондент "Комсомолки" увидел благоустроенные коттеджи со всеми коммуникациями. Это не огромные дворцы с башнями и колоннами, а обычные дома с садом-огородом, аккуратными заборами.

"Неужели нам придется заново начинать стройку?"

- Два года назад мы взяли кредит как многодетная семья. У нас трое детей, - рассказывает жительница одного из домов Светлана Садовская. - Получили все разрешения, все согласовали. Теперь каждый месяц выплачиваем кредит где-то 1 млн. 200 тысяч рублей. Когда нам давали эти деньги, мы смотрели Генплан Минска, интересовались, можно ли здесь строиться. Нам сказали, что переулок Лошицкий и улица Юбилейная сохранятся в том виде, в котором есть сейчас. А теперь, выходит, нам нужно куда-то переезжать и начинать все заново?! Я даже подумать об этом боюсь.

- Наш поселок появился в конце 50-х годов, когда для ведущих сотрудников института картофелеводства и плодоовощеводства здесь построили дома с приусадебными участками, - рассказывает соседка Дина. - Здесь живут ведущие селекционеры, заслуженные агрономы, кандидаты, доктора наук… Многие живут семьями из нескольких поколений.

Кстати, бабушка мужа Дины работала одной из кухарок у гауляйтера Кубэ (в годы войны наместник Гитлера в Беларуси), потом ее с детьми угнали в концлагерь, и уже после войны они вернулись обратно в Лошицу. Семья Дины больше семи лет прожила в Чикаго. А недавно приехали в Минск и поселились в доме родителей мужа в этом самом Лошицком переулке.

Сначала хотели не сносить, а потом передумали

Как только жители поселка получили письмо, они тут же написали обращения во все возможные инстанции.

Вот такой ответ написали чиновники из мэрии 11 сентября этого года: "В целях обеспечения подготовки территорий для строительства многоэтажного жилья… Мингорисполком решением от 28.05.2009 года №1210 утвердил градостроительный проект детального планирования жилого микрорайона Лошица, согласно которому территория усадебной застройки пер. Лошицкого и ул. Юбилейной подлежит сносу с заменой на жилую многоквартирную.

До утверждения данного градостроительного проекта рассматривалась возможность частичного сохранения усадебной застройки. Однако градоэкономическая оценка показала нецелесообразность ее сохранения".

- Как проводили эту оценку? Кто это делал? И почему оценили именно так, нам никто так и не объяснил, - задается вопросами Светлана.

- В паре сотен метров от наших домов - огромное поле. Совершенно пустое! - добавляет Дина. - Там и сносить-то никого не надо. Просто приходи и строй. Но вместо этого, хотят выселить нас.

К сожалению, получить подробное объяснение в мэрии мы не смогли.

- Решение принято согласно генеральному плану. Всем этим гражданам (живущим в усадебной застройке. - Ред.) даны письменные подробные объяснения, - сказали нам в комитете архитектуры и строительства Мингорисполкома.

Да, по белорусским законам жителям домов, идущих под снос, положена компенсация. Например, после того как определят, сколько стоит дом, могут предоставить новую квартиру или деньги на строительство дома.

- Но ведь дело не только в деньгах! - чуть не плачет Светлана. - А кто оценит труд, который был вложен в дом, в стройку? Как оценить моральный ущерб от того, что ты делал что-то, чтобы жить, оставить детям, а потом просто перестаешь быть хозяином своего же дома?!

Чтобы построить многоэтажки, в Минске снесут поселок ученых в Лошице

Другое мнение

"Дом нужно строить за пределами кольцевой"


- Снос - это крайняя мера. Но нужно понимать, что город разрастается, выходить за кольцевую только потому, что кто-то хочет жить в отдельном доме, никто не будет, - прокомментировал ситуацию руководитель одной из компаний, занимающейся строительством жилья в столице. - Смотрите, на земельном участке живет 10 собственников, а в многоквартирном доме их может жить 200. Люди не принимают во внимание интересы общества, в котором они живут. А в интересах города осваивать территорию рационально… Микрорайон будет развиваться, это неизбежно. Частный дом нужно строить за пределами кольцевой. Предусматривается, что частного сектора вообще не будет в городе…

- А где дешевле строить многоэтажку: на пустыре или на месте снесенных домов?

- Конечно, по умолчанию осваивают все свободные территории. Конечно, пустырь - это коммуникации с нуля, а это удорожает строительство. Но надо выяснять, может, грунт не позволяет там и вовсе строить. Может, это поле никто трогать не будет, а там сделают парк.

Есть вопрос

Существует ли в Беларуси частная собственность на землю?

В принципе, купить участок земли и считать себя хозяином у нас можно. Вот только частная собственность у нас с изюминкой.

- У нас есть три формы собственности на землю: она может быть в частной собственности, может быть право на пожизненное владение или аренда, - пояснили в юридической фирме. - Но даже если есть право частной собственности, все равно государство может воспользоваться этим участком тогда, когда это необходимо. Разумеется, выплатив компенсацию гражданам.


Нужна ли в Беларуси безоговорочная частная собственность на землю?

Лявон Вольский, музыкант:

- Конечно, нужна! Во всех цивилизованных странах она есть. А в недавно цивилизованных - недавно есть. Потому что это вандализм - взять и разрушить то, во что люди вложили свои деньги. В Польше, наоборот, государство не может автотрассу расширить, если люди не дают разрешения что-то строить на их земле.

Алена Попова, стилист:


- Конечно, давно пора. Это правильно и по отношению к человеку, гражданину, и по отношению к государству. Когда все узаконено, понятны правила игры. Все прозрачно.

Анна Макарова, логист:

- В принципе, нужна. Но под это право нужно подвести грамотную законодательную базу, чтобы не началось борьбы за какие-то лакомые куски. И помимо частной собственности на землю, должна быть и государственная: исторические места, леса, территории, занятые какими-то крупными сельхозработами. Чтобы не получилось, что кто-то купил кусок посреди поля, построил там коттедж, а вокруг комбайны ездят.

Денис Дудинский, телеведущий, лидер группы "ДаВинчи":

- Частная собственность нужна, и должно быть четко определено, кто и как имеет право ею распоряжаться. Исторически сложилось, что белорусы не знают, что такое частная собственность. Это касается как ее обладателей, так и властей. У нас частная собственность - это пряник, которым можно человека куда-то заманить, и она же - кнут, которым можно потом по человеку ударить.

Александра Гайдук, телеведущая:

- Конечно, должен быть закон, который защищал бы собственность от посягательств чиновников да от всяких желающих ее отнять. Если люди покупают землю, то они приобретают полностью, с переходом по наследству. Как было когда-то: если есть земля, то она остается в семье.

Иван Чура, заместитель генерального директора туристической компании:

- Да, ведь во многих странах право на частную собственность есть! И почему бы у нас, в стране в центре Европы, этому праву не быть? Ведь есть мой костюм, мой автомобиль и должна быть моя земля, на которой я бы мог что-то строить и не бояться, что это могут снести.

←Польский суд разыскивает 227-летнюю женщину

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика