Жизнь в темпе allegro.
Известный белорусский пианист Ростислав Кример живет в Германии, но о своей Родине не забывает и помогает всем нам “зарядиться” великим искусством
Как-то, бегло листая газеты, я “зацепился” глазами за интервью. Отвечавший на вопросы утверждал, что он богатый человек, так как может быть откровенным и в творчестве, и в жизни. Эта фраза мне очень понравилась. А богачом оказался известный белорусский пианист Ростислав Кример: молодой, талантливый, целеустремленный... Помимо всего прочего он еще и отличный менеджер — с 2006 года является бессменным директором и художественным руководителем Международного фестиваля Юрия Башмета, который триумфально проходит в лучших концертных залах Беларуси, России, Германии.
— Ростислав, вы учились в Беларуси, Германии, Великобритании и Финляндии. Есть ли разница в преподавании?— Беларусь — моя родина. Я здесь родился, и все качества, которые есть во мне, были заложены именно здесь. Этому способствовали мои родители, круг общения, педагоги. Три с половиной года я обучался в Хельсинки. Там понял, что означает европейский подход в обучении. Все-таки Моцарт и Бетховен в исполнении славян несколько отличаются от исполнения представителей Западной Европы. Эта музыка у них в крови. В Германии я учился у русского профессора. Там понял, почему русская школа считается лучшей в мире. Мой профессор играл в четыре руки с Рихтером, записывал с ним диск...— Какие ощущения возникают, когда работаешь с такими титанами?— У людей такого уровня нет комплексов, звездной болезни или бытовой “шелухи”. Любой человек высокой внутренней организации понимает, что все в жизни временно — поэтому важно что-то оставить после себя. Со всеми моими учителями и профессорами мы были в дружеских отношениях, уважали друг друга. А сам процесс обучения можно сравнить с наставлениями в жизни и мудрыми советами, как добиться в творчестве наибольшей отдачи, более интересного звучания. Кроме того, на пути становления помогало обыкновенное общение, книги и общее развитие. Важно не то, с какой скоростью двигаются пальцы, а что ты говоришь своей игрой. В одном фильме была прекрасная фраза: жизнь измеряется не количеством сделанных вздохов, а количеством моментов, от которых захватывает дух. Если продолжить разговор о странах, в которых я обучался, то нельзя не сказать о Великобритании. Я окончил аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне. Англия дала мне ощущение себя как творческой личности, ощущение престижности своего дела, колоссального уважения преподавателей и слушателей. Англия — необычная страна. Трудно передать словами чувства, возникающие, когда принцесса вручает тебе диплом, или когда Элтон Джон заходит в зал... Сейчас я постоянно живу в Германии, но Беларусь посещаю часто.— В этом году Международный фестиваль Юрия Башмета пройдет с 4 по 11 октября. Вы являетесь его художественным руководителем...— Это уже четвертый фестиваль, и я горжусь, что придумал его.— Насколько тяжело организовать фестиваль такого уровня?— Скажу откровенно: очень тяжело. Было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь о проведении Международного фестиваля Юрия Башмета. Сегодня это событие государственного масштаба. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры и столичных властей. Создан республиканский оргкомитет, сопредседателем которого я являюсь. Правда, так получается, что нет единой фестивальной команды. Дело в том, что подготовка к фестивалю начинается за восемь месяцев до его начала, принимаются новые решения, постановления, утвер-ждается план мероприятий, и только потом мы берем по договору людей, которые помогают в организации сего действа. — В чем идея фестиваля?— Идей несколько. Основная — дать возможность молодым музыкантам играть на одной сцене с мэтрами, поучиться у них. Вторая идея заключается в приглашении самых знаменитых артистов мира, прежде всего авторитетных в классической музыке. При этом идет постоянная импровизация. Например, в прошлом году на одной сцене выступали группа “Браво” и Юрий Башмет с Игорем Бутманом — “смешались” джаз, поп-музыка и классика. Каждый год мы придумываем новую фишку. Я думаю, что знаменитые музыканты будут и дальше приезжать к нам, радовать зрителей своим мастерством.— Как удается собрать в Беларуси такое количество звездных имен? — Я лично знаком со всеми гостями и участниками фестиваля. Мы не раз вместе выступали на одной сцене. К счастью, когда-то удалось убедить мэтров, что наш фестиваль интересен зрителю. Юрий Башмет поддержал мою идею, начал приглашать своих друзей... Часто спрашивают, не сложно ли с Башметом? С Юрием Абрамовичем работать очень интересно. В творческом взаимодействии он всегда спокоен и уважителен к артистам, правда, если те не позволяют себе хамства по отношению к музыке. Я помню, как мне было страшно репетировать с ним первый раз. Все-таки за пультом сидел сам маэстро, и я не знал, как нужно себя вести и смогу ли я качественно исполнить произведение, когда дирижирует такой мэтр. Но страх улетучился через пятнадцать секунд после начала репетиции. От Башмета идет потрясающая энергетика, и мы колоссально чувствуем друг друга на сцене. Понимаете, встречаются два музыканта. Раньше они не работали вместе, не играли вместе какую-то композицию, но они дышат в одном музыкальном ритме, прислушиваются друг к другу и предугадывают, что будет происходить в момент совместного творчества на эмоциональном уровне... А музыка в этот момент течет своим ритмом размеренно, как время, и все гениально ложится на ноты жизни. — Что мы увидим и услышим в этом году?— Пока мы не раскрываем всех имен. IV Международный фестиваль Юрия Башмета откроет большой “Вечер Кармен”, который состоится 4 октября на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета. Только на этот концерт приезжает больше двухсот участников из разных стран. Зрителям, которые достанут билеты на этот бал классики, повезет, потому что полученных впечатлений им хватит на долгие годы. В открытии фестиваля примет участие симфонический оркестр “Новая Россия” под управлением Юрия Башмета. В первом отделении — концерт солистов с оркестром. Во втором — балет Родиона Щедрина “Кармен-сюита” в оригинальной постановке. Возможно, к нам на фестиваль приедут сам Щедрин и легендарная Майя Плисецкая. В программе также заявлена знаменитая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Ждем блистательного российского скрипача и педагога Виктора Третьякова, профессора Московской консерватории имени П.И.Чайковского Наталью Гутман. В фестивале примут участие солисты и симфонический оркестр Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, Президентский оркестр, Государственный академический симфонический оркестр...И опять-таки рядом с великими музыкантами будут выступать молодые дарования — виолончелисты, пианисты, скрипачи. На время фестиваля откроется академия, в которой с молодежью будут заниматься ведущие профессора из Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Кельна, Мадрида. В частности, приедут профессор Василий Лобанов из Высшей школы музыки города Кельна и Кристофер Элтон из Королевской академии музыки Лондона.— Как педагоги отзываются о молодежи, которая принимает участие в фестивале?— В Беларуси есть очень талантливые ребята, это признают и известные музыканты. В прошлом году выступал Артем Шишков — замечательный белорусский скрипач. Кстати, тогда мы привезли из Парижа скрипки Страдивари, чтобы молодые таланты могли поиграть на уникальных инструментах, стоимость которых, кстати, превышает 15 миллионов долларов. Знаете, с мэтрами легко работать, потому что все нужные точки они нащупывают в тебе сами. Благодаря им ты имеешь шанс проявить все свои лучшие профессиональные качества. Лично я в такие моменты чувствовал, что нужно не стоять на месте, а идти дальше — и в творчестве, и в жизни. — Какие впечатления у мэтров от Беларуси?— Безусловно, они посещают нашу страну не только в рамках Международного фестиваля Юрия Башмета. Я считаю, что организовывать его нужно на таком уровне, чтобы все артисты остались довольны. У зарубежных гостей нет капризов и райдеров с шампанским и лимузином. А что до пожеланий, то прежде всего гостям должен быть предоставлен достойный номер в гостинице и хорошее питание. В позапрошлом году у нас был гость-вегетарианец, и мы договаривались о соответствующем питании для него. Вот и все капризы.— Вы тоже примите участие в фестивале?— Если хватит физических сил, то обязательно. Все-таки организация отнимает много моральных и физических сил. Выходить на сцену нужно готовым. В противном случае лучше отказаться от выступления. А суеты хватает. Фестивальные дни — абсолютное безумие. Мой телефон в эти дни не умолкает.— А стоит ли игра свеч? — Когда занимаешься подготовкой фестиваля, есть ощущение того, что ты делаешь полезное и нужное дело. А такое ощущение важно в жизни каждого человека. Я не знаю, сколько мне нужно сыграть концертов, чтобы дать зрителям тот заряд, который они получают во время нашего фестиваля. Наверное, я должен ежедневно в течение года без выходных давать концерты, причем делать все это на большом эмоциональном подъеме. Фестиваль Юрия Башмета — огромное событие, которое привлекает многих людей и дарит им возможность соприкоснуться с великим искусством. И мне приятно, что я имею ко всему этому отношение.