Стоп, машина! В нынешнем году в мероприятии принимают участие около двух тысяч городов примерно из 40 стран Европы и мира

Источник материала:  
22.09.2009

Подобная акция проводится более десяти лет. С прошлого года День без автомобиля проходит и в нашей стране. Сейчас он носит общереспубликанский характер и организован более широко и профессионально. Впрочем, многие задают вполне резонный вопрос, не является ли подобное мероприятие экологической показухой? И есть ли от него реальная польза? Ведь все остальные дни авто двигаются в обычном режиме, да и не факт, что в этот «Чистый вторник», все автовладельцы не сядут за баранку. Ведь акция – не запретительная мера и многое зависит от сознательности граждан. К тому же работа заводов и фабрик остановлена не будет. К чему поднимать шум по мелочам? Разве имеет значение всего один день? Существует и такое мнение: «Если автомобиль есть, я буду на нём ездить, ведь это разрешено. А экологическими проблемами пускай занимаются соответствующие ведомства, им за это деньги платят».

Даже час имеет значение

Попробуем рассмотреть проблему более конкретно. Сегодня в стране зарегистрировано 3 млн 260 тысяч транспортных средств, ежегодно их число возрастает на 4—5 процентов. Каждый день в воздух выбрасывается 3300 тонн различных веществ. 70 процентов из них — выхлопы от автомобилей! В некоторых городах эта цифра достигает 80 процентов.Получается, что в год в стране выбрасывается в небо 1 млн 200 тысяч тонн вредных веществ. С цифрами не поспоришь. И первый День без автомобиля не прошел бесследно, несмотря на пессимистические прогнозы скептиков. “Благодаря акции в Беларуси в атмосферу не попало загрязняющих веществ объемом свыше 400 тонн, в том числе порядка 100 тонн — в Минске, — комментирует ситуацию министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко. — А столица ежедневно выбрасывает в атмосферу около 500 тонн, поэтому каждый день здесь очень важен”.

Не только свежо, но и экономно

Во время акции традиционно увеличивается количество общественного транспорта, чтобы обеспечить перевозку возросшего потока граждан.К тому же, как заявляют в Минтрансе, если человек хоть на один день пересядет с личного авто на общественное, то экономия в масштабах страны будет огромная. А, учитывая, что сейчас серьезно поставлен вопрос по экономии топливно-энергетических ресурсов, акция в этом плане сыграет положительную роль.— Участие в дорожном движении одного автобуса по перевозке пассажиров заменяет строительство четырех полосных дорог для автомобилей, — рассказывает первый заместитель генерального директора БелНИИТ “Транстехника” Валерий Миленький. — А передвижение владельцев автомобилей на общественном транспорте значительно снижает потребность в парковочных местах.

Отсюда можно сделать вывод, что пользование общественным транспортом приносит определенную выгоду как людям, так и государству.Кстати, в странах Западной Европы прошли уже этот период. Вначале в связи с резкой автомобилизацией населения там произошло резкое падение спроса на пассажирские перевозки в общественном транспорте. Это привело к тому, что с перенасыщением автодорог стали бороться запретительными мерами. У нас такого пока, к счастью, нет.

Лучший стимул —  бесплатный проезд

Конечно, лучшим стимулом для автомобилистов в этот день стал бы бесплатный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро. Ведь подобные примеры есть за рубежом. В одних странах в этот день проезд бесплатный, в других для пассажиров, предъявляющих техпаспорт на машину, действует 50-процентная скидка.У нас пока это сделать невозможно. Дело в том, что на сегодняшний день пассажирский транспорт субсидируется. В Минске 50 процентов платит государство, 50 процентов — пассажиры. В таких условиях рассматривать вопрос о бесплатном проезде довольно сложно. Но в будущем, все возможно.— Заинтересовать людей отказаться от частых поездок на своих машинах можно, развивая сеть скоростных транспортных перевозок, что ускорит доставку пассажиров до мест назначения и повысит ее качество, — считает Валерий Миленький. — Необходимо развивать и частные перевозки. В стране сегодня более пяти тысяч маршрутов, и около тысячи выполняются негосударственными автобусами.

Топливная “свежесть”

Но не вся “экология” завязана лишь на сознательности автомобилистов. Многое зависит от двигателей их машин и качества топлива. В концерне “Белнефтехим” последней проблемой весьма активно занимаются с середины 90-х годов, пытаясь улучшить экологические свойства топлива. Если машиностроители стараются сделать двигатели авто более экономичными и экологичными, то концерн делает все, чтобы выбросы были представлены наименее экологически вредными компонентами.— Все дизельное топливо, выпускаемое в стране, соответствует требованиям Евро-4, Евро-5, — говорит заместитель председателя концерна “Белнефтехим” Владимир Волков. — По одному компоненту содержания “ароматики” не дотягивают бензины. Но и эти показатели скоро будут достигнуты. Мы заботимся о том, чтобы наши моторные топлива были максимально экологически чистыми.

Велосипеды для ГАИ

По возможности пользуются услугами общественного транспорта в этот день и сотрудники Госавтоинспекции. “В силу специфики наших служебных задач, естественно, мы не сможем отказаться от авто в процессе несения службы, — говорит начальник УГАИ МВД Беларуси Юрий Литвин. — Но на работу или с работы придем пешком либо приедем на велосипеде или на общественном транспорте. В составе ГАИ есть экологические подразделения, они в первую очередь и стоят на страже природоохранного законодательства. Кроме того, в подразделениях активно используются велосипеды, мопеды. Я за то, чтобы подобные акции проводились регулярно”.Кстати, сегодня Госавтоинспекция усиливает надзор за дорожным движением в плане использования авто с повышенным выходом загрязняющих веществ. Что вполне оправданно, ведь хорошо дышать хочется всем.

“НГ” спросила

А вы представляете свою жизнь без личного автомобиля?

Лариса КУЗНЕЦОВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:— Я не автомобилистка, в основном пользуюсь общественным транспортом, личного автомобиля у меня нет, но я приспособилась решать эту проблему. В то же время я считаю, что сегодня автомобиль — это не роскошь. В моем родном Гомеле существует проблема, характерная для многих крупных городов: это узкие улицы, по которым поток машин движется очень медленно... Я думаю, очень хорошо, что в республике проводятся дни без автомобиля: эта акция позволяет водителям пересесть на другой вид транспорта и примерить на себя роли пешехода и велосипедиста.

Александр БАМБИЗА, начальник отдела госконтроля за охраной атмосферного воздуха и озонового слоя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси:— Если мы хотим жить в каменном веке, тогда нужно полностью отказываться от автомобилей, но сегодня это невозможно. Я считаю, к проблеме автомобилизации нужно подходить рационально. К примеру, когда в США был энергетический кризис, они ввели ограничение: по четным дням недели на улицы крупных городов могли выезжать только автомобили, чьи номера заканчиваются четной цифрой, и наоборот. Это было сделано, чтобы в машине сидел не один человек, а как минимум двое и таким образом энергия не расходовалась впустую. Нужно и нам идти по такому пути. К примеру, на особенно загруженных улицах можно ввести отдельную полосу для машин с несколькими пассажирами — они смогут проехать быстрее остальных. Сам я обычно на работу еду на машине, если выхожу рано, и на общественном транспорте — если поздно. В Минске в 7.45 улицы уже слишком загружены автомобилями, на метро доехать получается быстрее.

Юрий НЕФЕДОВ, студент Полоцкого торгово-технологического колледжа:— Права я получил в 18 лет, очень скоро купил машину и начал шлифовать свои навыки водителя, участвовать в различных соревнованиях по вождению. В своем авто полностью переделал подвеску, поставил спортивное сиденье и спортивный руль и еще многое доработал. Мне очень нравится быстрая езда, но в городе веду себя спокойно, все правила соблюдаю. Для меня машина — это больше чем средство передвижения, это отличный способ снять стресс, выехав вечером прокатиться за город. Поэтому своей жизни без нее просто не представляю.

Александр ШЕСТАКОВСКИЙ, магистрант кафедры экологии БНТУ, уроженец Мозыря Гомельской области:— Свою жизнь без автомобиля вполне представляю, — у меня его нет, пользуюсь общественным транспортом. Хочу купить велосипед, чтобы ездить на нем по городу, жду, когда зимой цены на них упадут, куплю и буду использовать. Я живу в центре столицы, где очень много транспорта, думаю, чем искать где припарковаться и куда повернуть в потоке, гораздо проще и быстрее проехать на велосипеде. Правда, и велосипедистам нужно создавать условия для комфортного перемещения. Сейчас по правилам дорожного движения на велосипеде можно ездить только по тротуарам, но там люди и бордюры, поэтому многим приходится выезжать на дорогу, а это нарушение. Я за развитие общественного транспорта, который должен быть более удобен, хотелось бы, чтобы использовались более экологичные виды топлива.

Петр БРИНКЕВИЧ, пенсионер МВД, д.Цветино Миорского района Витебской области:— Прекрасно представляю свою жизнь без автомобиля, потому что с юности везде езжу на велосипеде. В свое время участвовал в велопробеге по “Золотому кольцу” России, часто катался после работы по округе на 10—15 километров. Сейчас по деревне среднее поколение в основном ездит на велосипедах, а вот молодежь, чуть исполнится 18, сразу старается купить машину — и без нее уже ни шагу. А ведь поездки на велосипеде — это и для здоровья полезно, и не нужно тратить время на учебу и деньги на покупку автомобиля. В наших местах, катаясь на велосипеде, открываешь для себя удивительные места и любуешься самыми красивыми и чистыми озерами.Алена ЯСКО, “НГ”

←Рост общей заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями отмечается в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика