Через горы и реки ехали греки

Источник материала:  

А когда приехали в Могилев, стали писать историю своего рода.

Лучи солнца путаются в желтой айве, скользят по краснобоким яблокам и наконец застывают на недозрелых грецких орехах. «Хотя им не хватает тепла, чтобы дойти «до кондиции», мы все равно ухаживаем за деревцем, которое наш отец когда-то привез из Грузии, — говорит Елена Иорбалиди. — Этот сад — любимое место всех наших родных и близких: бывает, что беседка, рассчитанная человек на тридцать, всех может и не вместить!»

Хотя их семья интернациональна — в ней переплелись и немецкие, и грузинские, и белорусские корни, Иорбалиди в первую очередь считают себя греками. И историю своего рода ведут с середины 19-го века. С того момента, когда прадед Елены и ее брата Анатолия 12-летним мальчиком бежал из Турции, где была их греческая община, в Грузию.

— Об этом в начале семейной летописи сообщил наш дед Павел Иорбалиди. А вообще, записи он начал вести в начале 20-века, — говорит Елена Анатольевна и бережно раскрывает семейную реликвию — довоенную «амбарную» книгу, исписанную убористым почерком.

Здесь отмечены самые значимые события их семьи, а также традиции, обычаи греков. Как и белорусы, греки отличаются особым гостеприимством. К примеру, свадьбы этот народ гуляет целую неделю! Но, как подчеркнул в своей «летописи» Павел Иорбалиди, пьют-едят только в первый день. А потом — играет музыка, гости танцуют. «Когда к грекам приезжают родственники или друзья, — вспоминает Анатолий свои детские поездки к деду в грузинский поселок Манглис, — их всегда водят из дома в дом, и везде накрывают стол. К слову, многие мужчины греки праздничные блюда готовят сами. У нашего отца Анатолия Павловича Иорбалиди тоже было фирменное блюдо: баранина в соусе».

В двухэтажном доме дедушки Анатолия и Елены всегда жило много народу: он сам с дочкой, сын с семьей (а всего детей у автора семейной летописи было пятеро), двоюродные сестры. Вообще, если кто-то из родственников оставался без крыши над головой, он знал: надо идти к Павлу Иорбалиди, он в крове не откажет. А внуки в старом доме всегда находили что-то интересное. Старинную мандолину, на которой еще что-то можно сыграть. Шашку, с которой дед воевал в Первую мировую.

— Эта история тоже описана в дневнике, — Елена находит нужную страницу, где Павел Иорбалиди рассказывает, как из-за военной неразберихи чуть не был пущен приставом в расход. Спас знакомый писарь-армянин, признавший товарища и поручившийся за него. «Забрали 2 мои винтовки и 2 шашки, — перечисляет автор утро я пошел их выручать. Все вернули в одном экземпляре».

Дед Елены и Анатолия всегда ходил в «сталинке», был строг с детьми и внуками, но никогда ни на кого не кричал. И очень доверял людям, за что порой и страдал. Брат и сестра вспомнили, как тогдашний глава их рода приезжал к ним в Могилев. Не успели его сын и невестка проводить на обратный поезд, как вновь стук в окно: оказалось, старого солдата обокрали на подъезде к Белокаменной…

Среди семейных реликвий — еще одна рукописная книга, также начатая почти сто лет назад. В ней Павел Иорбалиди в алфавитном порядке собрал сведения о мифических и реальных героях Эллады. К слову, среди грузинских родственников греков имена Афина и Геракл были далеко не редкостью. А Анатолий Павлович даже хотел назвать своего сына Патроклом. «Но мама отказалась категорически, — улыбается Елена. — В итоге брата назвали, как и отца, Анатолием».

Отдельная страница летописи и в дополнение к ней — коробка с наградами — рассказывают о том, как родители Елены и Анатолия оказались в Могилеве, какими наградами отмечен гвардии майор Анатолий Павлович Иорбалиди, воевавший на фронтах Великой Отечественной. А еще брат и сестра признались, что большинство внуков и правнуков автора семейных записок, как и Павел Ильич, стали учителями. Но, независимо от этого, каждый мужчина в их роду умеет держать в руках молоток и ножовку. Скажем, их родительский дом в Могилеве отец построил сам. Он же соорудил и беседку, где летом всегда собираются родственники и соседи. А его сын Анатолий из старых кроватей смастерил уютные скамейки, соорудил летнюю комнату…

Правда, на исторической родине никто из могилевских греков еще не бывал. Зато в прошлом году правнучка автора семейной летописи Анна Иорбалиди через Интернет нашла еще одного представителя своего рода — Юрия из Железноводска.

— Он прислал фотографию нашего отца Анатолия Павловича, который приходится ему дядей, — рассказала Елена. — Очень радовался: ведь мы, получается, близкие родственники. Надеемся, что когда-нибудь состоится и встреча.

А пока потомки Павла Иорбалиди продолжают писать историю своего рода. Благо чистые страницы в дневнике еще есть…

←«Подавляющее большинство» считает, что владеет белорусским языком

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика