Кризис по осени “считают”. Чему научил год новой Великой депрессии?

Источник материала:  
18.09.2009

Банкротство крупнейших американских банков и инвестиционных компаний, потрясшее весь мир в сентябре прошлого года, стало своеобразной точкой отсчета мирового экономического кризиса. Эксперты разных мастей соревнуются в прогнозах, когда мы достигнем дна и начнется оживление. Но все однозначно уверены в том, что мир изменился и каждой стране, предприятию, гражданину нужно искать новое место под солнцем. Беларусь тоже активно приспосабливается. Какие выводы мы все должны сделать, чтобы в будущем добиться наилучших результатов?

Нужно выбрать новые точки роста

Георгий ГРИЦ, заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси кандидат экономических наук:— Беларусь пока еще находится на этапе формирования посткризисной стратегии. Поэтому говорить о том, что мы адаптировались, преждевременно. Еще ни одна страна в мире окончательно не приспособилась к кризису. Например, Китай поменял экспортную стратегию на политику стимулирования внутреннего рынка. Но это скорее временная мера, чем окончательный поворот.Дна кризиса мы еще не достигли. Самый оптимистичный вариант — перелом будет в конце нынешнего года — первом квартале будущего. В течение всего следующего года будет ощущаться процесс стагнации. Значительного подъема, на уровне 4—5 процентов ВВП, как я предполагаю, можно ожидать лишь в 2011 году.С учетом этого белорусскому правительству очень важно определить новые эффективные точки роста. Наши прежние точки (калийные удобрения, нефтепродукты, черные металлы) уже не приносят должного эффекта. Новые точки роста нужно определять не с чистого листа, а с учетом наличия средств и возможностей. Важные шаги уже делаются. И они достаточно успешные. Это и дебюрократизация, и либерализация, и работа с иностранными инвесторами. Но при отсутствии точек роста работа будет малоэффективной. При этом важно смягчать и административное давление, раскрепощать инициативу, причем не только на частных, но и на государственных предприятиях.

Население приспособилось быстрее, чем предприятия

Владимир ПОПЛЫКО, доцент БГЭУ кандидат экономических наук:— Норма сбережений у домашних хозяйств, то есть у нас с вами, в прошлом году составляла около 4 процентов, а в нынешнем — порядка 7,5 процента. Это значит, что население сделало выводы и более эффективно расходует свои средства.А предприятия, по большому счету, реагируют на кризис еще не в должной мере. Службы маркетинга оказались не готовы к работе в новых условиях. В такой ситуации крайне важно сокращать издержки, снижать себестоимость продукции, повышать ее конкурентоспособность.Так что население, я думаю, лучше предприятий адаптировалось к кризису. Некоторый спад покупательской активности — это нормальная, адекватная реакция на снижение доходов, уменьшение их покупательной способности.Я и сам, признаюсь, стал более внимательно анализировать свои расходы и доходы. Не могу сказать, что я начал резко экономить, в чем-то себе отказывать. Но мне кажется, что каждый может, например, выбрать более дешевый тариф сотовой связи и доступа в Интернет. Каждый волен решить, ездить на маршрутном такси или на более дешевом городском автобусе, покупать продукты и промтовары в соседнем магазине, в мелкооптовой секции гипермаркета или на рынке. Есть и другие резервы уменьшения расходов.

Скупой платит дважды

Александр Чикилев, член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации:— Первый и главный урок, который преподал нам нынешний кризис, состоит в том, что нельзя зацикливаться на имеющихся рынках сбыта. Необходимо усиливать “проникающую способность” нашего экспорта в третьи страны, в том числе экспорта строительных услуг, где мы явно недорабатываем.Вообще, складывается парадоксальная ситуация. Склады на предприятиях забиты, а  на прилавках белорусских магазинов лежат аналогичные импортные товары. Руководители предприятий утверждают, что не могут завезти свою продукцию в каждый магазин в глубинке. Но ведь российские производители сумели создать схемы доставки даже до небольших белорусских деревень. Что же мешает нам?Зачастую на предприятиях отказываются от продаж мелкими партиями и работают только крупным оптом. Подход должен быть принципиально иным — пришли к тебе с сумками, загрузи их. Ценить надо каждого покупателя.Еще один момент — реклама. В мировой практике на нее тратится в среднем 27 процентов прибыли. У нас по-прежнему считают, что рекламировать свою продукцию — слишком дорогое удовольствие. Но скупой, как известно, платит дважды.

←Сто грамм “Максимки” убивают печень. Чаще всего поддельное спиртное ввозится в нашу страну из России

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика