«ЛЮДИ ДОБРЫЕ! САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ…»

Источник материала:  

— Здравствуйте, вас беспокоит отец 14-летней девочки. К ней недавно в вагоне метро приставал какой-то полный парень, пытался обнимать и гладить. Она просто отошла в сторону, так он дальше пошел всех встреченных девушек «лапать». Дочка говорит, что этот молодой человек вроде как по поведению умственно неполноценный, часто в метро ездит. То милостыню просит, то к девушкам и женщинам молодым лезет. Куда смотрит милиция?!
Мы выслушали обеспокоенного отца и пообещали выяснить, что это за парень и «куда смотрит милиция». А заодно разобраться, кто у нас просит милостыню и как на это реагирует власть и представители Православной Церкви.
…Просящие милостыню, или, как их иногда презрительно-снисходительно величают, — «попрошайки», — были всегда. Относиться к ним можно по-разному: равнодушно пройти мимо или, вздохнув, достать рублей 500 и побыстрее, почему-то виновато, удалиться под скороговорку «Дай тебе бог здоровьичка, добрый человек». Кто же просит милостыню? В основном женщины. Молодые с грудным ребенком или старые с палочкой, алкоголички или просто «побитые жизнью». Представителей сильного пола, вымаливающих подаяние, гораздо меньше. Как правило, это мужчины, сидящие в инвалидных колясках с грустными глазами или бредущие с костылями по вагонам метро, или подростки-цыганята, жалостливо играющие на аккордеоне где-нибудь возле рынка. Есть и те, и другие, стоящие на паперти. Хотя мужчин и там все равно не слишком много.
Впрочем, нынче, во время финансово-экономического кризиса, собирать себе «копеечку на хлеб» стали даже… животные. В Минске, возле Комаровского рынка, на тротуаре между улицами Хоружей и Кульман, частенько просит милостыню симпатичный черно-белый кот Барсик. Его задача заключается в возлежании на аккуратном коврике рядом с написанной от руки табличкой: «Подайте Барсику. Он не один, их из шкуродерки выручили много». Народ охотно отзывается на призыв, оставляя на пластиковом блюде различного достоинства ассигнации. Как сообщили работающие поблизости продавцы, кот принадлежит 80-летней пенсионерке, которая из милосердия забрала его из пункта приема и временного содержания животных по улице Гурского, 42. Но поскольку дома у бабушки обитают еще несколько кошек и собака, прокормить их на свою мизерную пенсию ей не под силу. Вот и выручает Барсик со своей «индивидуальной предпринимательской деятельностью» сердобольную старушку.
Сейчас, даже в нашем практически полностью компьютеризированно-интернетном мире, появились виртуальные попрошайки. Это новая категория просящих подаяние — они открыто заявляют, что хотят денег просто так. Дайте — и все тут. В англоязычном Интернете их называют cyber-beggars, у нас же используют термин «кибер-нищие». Логика простая — миллионы людей посещают всемирную паутину, и если хотя бы некоторые пожертвуют доллар-другой, набежит круглая сумма. И появляются сайты с названиями: дайте денег, подарите хоть 1 доллар, помогите наличными, переведите сколько не жалко и тому подобное. И что удивительно — сердобольные граждане переводят и высылают! Встречалась цифра, что только американские кибер-нищие собирают несколько сот тысяч долларов в год.
…Вообще, я думаю, в каждом городе есть свои «знаковые» попрошайки, даже, скорее, городские персонажи. Например, многие, кто ездит в минском метро, знают двух женщин среднего возраста в платках, которые ходят с ящиком и просят подать на строительство храма. Я еще помню, когда в переходе возле ГУМа изумительно играл на саксофоне седой невысокого роста пожилой мужчина. Играл так, что прохожие невольно останавливались, очарованные. О нем говорили, что у него одно легкое, и когда-то он был саксофонист от Бога, но что-то не сложилось. А один из завсегдатаев минских молодежных «тусовок» рассказал мне о Казимире Карпенко — «расписном» дедушке в диковинных нарядах, с резной тростью и сигаретой в длинном мундштуке. По жизни он художник, фотограф, мастер резьбы по дереву. Беспокойная натура не дает сидеть дома, поэтому он не только устраивает выставки своего творчества и проводит утренники в детских садах, но и неплохо зарабатывает. Дед караулит свадебные процессии у родников в Веснянке, приветствует жениха и невесту стихами, которые сочиняет прямо на ходу, а потом просит «позолотить ручку» за доброе напутствие — и мало кто жадничает в такой день.
…Не знаю, как правильно — подавать милостыню или нет? Ведь не угадаешь, на что пойдут деньги, которые ты пожертвуешь, пусть и небольшие: на бутылку дешевого вина или на кусок хлеба. Но почему-то мне вспоминается удивительно «светлая» старушка, которую я иногда встречала на выходе из станции метро «Купаловская». Сухонькая и всегда приветливая. Я клала купюру в ее морщинистую руку, а она, улыбаясь, желала мне доброго дня и удачи. В ответ я невольно улыбалась тоже. И мне действительно казалось, что в этот день ничего плохого случиться не может… Давно уже не встречала я той старушки, но по-прежнему, выходя из метро, смотрю на то место, где она обычно стояла…

Комментарии по теме
Кирилл Драгун, старший инспектор отделения охраны правопорядка и профилактики ОВД по охране Минского метрополитена:
— Мы этого полного парня знаем прекрасно. Он инвалид, лечился где-то, и наказать мы его никак не можем. Задерживаем и матери передаем. Она его домой отвозит, но ведь не привяжешь его к батарее. Вот он опять и возвращается. Но парень этот совершенно не опасен и не агрессивен, даже плачет, когда задерживаем. Что же касается женщин с ящиком для пожертвований, то они не мошенницы, а действительно собирают на строительство храма в Сенице. Пассажиры, правда, жалуются на них, заявления даже пишут. Но что мы можем сделать? Это раньше была статья за попрошайничество, но ее отменили, сейчас мы, когда протокол составляем, пишем: «мелкое хулиганство». Но нам эти протоколы все равно из суда возвращают. Ходят по вагонам попрошайки и из приезжих, таких отправляем в приемник-распределитель. Но вообще сейчас поспокойней стало. Попрошаек в минском метро гораздо меньше.
Олег Слепченко, заместитель начальника пресс-центра МВД:
— А какие меры могут применить правоохранительные органы к подобным людям? По сути, никаких. Данную проблему они только контролируют. Если попрошайка грязный, оборванный, милиционер может подойти, попросить удостоверение личности. Если документов нет, могут препроводить этого асоциального элемента в ближайшее отделение милиции с целью выяснения личности. Если установить личность не могут, отправляют в приемник-распределитель, а там выясняют, «чист» ли он в криминальном отношении, и отправляют в дом ночного пребывания. На самом деле те, кто просит милостыню, действительно очень «разношерстная» компания. Это и старушки возле храмов и церквей, и обычные бомжи, и уличные музыканты. К примеру, как музыкантов этих наказать? Стоит, допустим, скрипач в переходе и настроение людям поднимает музыкой, никому не мешает, общественный порядок не нарушает. Подойдет милиционер, спросит, как я уже говорил, документы — и все. А что сумка рядом стоит с денежными купюрами, так никто же не заставляет людей деньги туда бросать. И человек не милостыню просит, а трудится даже в некотором роде. А вот его трудовыми доходами уже органы налоговой инспекции должны интересоваться, а не милиция.
Архимандрит Алексий, ответственный сотрудник Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви:
— Нуждающиеся, нищие, просящие милостыню всегда были, есть и будут в любом обществе, даже в самом процветающем. И в народе нашем не случайно говорят: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Мы называем их духовными санитарами, которые очищают нашу совесть, проверяют «уровень» нашего милосердия. Отношение Церкви к такой категории людей всегда понимающее, сочувствующее и сострадающее. По большому счету, они являются одной из главных забот Церкви о человеке страдающем. Мы всегда напоминаем своей пастве, чтобы она с ответственной любовью относилась к подобной категории людей.
Милующее сердце высоко ценится каждым человеком, тем более Богом, Который есть Любовь. Никому не запрещается подать даже малую толику просящему. Промышлением Божиим подающий милостыню получит особую благодать и действенную помощь Божию в те дни, когда он будет сам испытывать непредвиденные трудности в своей личной жизни. Таков Богом установленный духовный закон мира.
Порицание, осуждение просящего милостыню человека — неприемлемо. Мы не знаем истинных причин, которые привели человека к такому печальному положению. Хочешь быть морально совершенным — делай дела милосердия, сострадай и жалей даже падшего человека. Это значительно умягчает нравы общества.
По поводу собирающих милостыню на строительство храма в метро. Если у вас есть подозрения в мошенничестве (и это может быть), попросите документ на право собирания пожертвований. Такое «удостоверение» с официальной печатью церковного органа и соответствующей подписью в обязательном порядке выдается каждому, кому благословлено собирать пожертвования на строительство храмов и иные церковные нужды.
Мы должны помнить вековую традицию нашего народа, который всегда отличался своей высокой христианской любовью и состраданием к человеку неустроенному и нуждающемуся. Учитывая особенности нашего времени, мы не должны забывать и о разумной осторожности при общении с теми, кто обращается к нам за помощью или подаянием.

Ольга КОСТЮКЕВИЧ
←Тысячи людей пришли проститься с летчиками Александром Марфицким и Александром Журавлевичем

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика