TVP info: Причина трагедии в Радоме – человеческий фактор
Некоторые эксперты считают, что у погибших лётчиков был малый налёт часов по стандартам NATO, а белорусские самолёты — устаревшие. Белорусская сторона утверждает, что с этим проблем не было.
30 августа на авиашоу в польском
городе Радоме разбился белорусский истребитель СУ-27.
Погибли двое летчиков: заместитель командующего Западного
оперативно-тактического командования военно-воздушных сил
53-летний полковник Александр Морфицкий и заместитель
командира 61-й истребительной авиационной базы в
Барановичах 46-летний полковник Александр
Журавлевич.
Сразу же после трагедии начали
появляться версии о причинах.
Первая официальная версия появилась
буквально через несколько часов после трагедии - на сайте
Министерства обороны. Ее же озвучил и начальник
пресс-службы Минобороны Вячеслав Ременчик: "По
предварительной версии причиной произошедшего является
попадание птицы в воздухозаборник двигателя".
Правда, версия эта пока не
подтверждена официально, обстоятельства аварии изучает
специальная комиссия. Зато параллельно возникли и другие
предположения о причинах катастрофы.
В интервью польскому телевидению TVP
info эксперт по делам авиации Станислав Бжег-Велуньский
рассказал, что причиной трагедии мог послужить
человеческий фактор, а именно - слабая подготовленность
белорусских пилотов.
Станислав Бжег-Велуньский: "У
белорусских пилотов очень маленький налет часов по
стандартам NATO. Это не пилоты, которых руководство
балует, давая им возможность показать то, что
действительно они могут сделать. И это не зависит от
того, есть это единицы внутренние, или такие, которые
иногда бывают за границей".
Подобное мнение в интервью TVP info
высказал и участник пилотной группы "Крылья Польши"
Бартош Главацкий. По мнению летчика, белорусские пилоты,
пытаясь удивить западную публику, переоценили свои
возможности.
Бартош Главацкий: "Скорее они просто
переоценили свои возможности, слишком много хотели
показать, хотели презентовать очень эффектный маневр, с
выходом из петли в последние доли секунды".
Правда, с такими мнениями
категорически не соглашается Вячеслав Ременчик. По его
словам, пилоты были высшего уровня, а потому и версия с
человеческой ошибкой маловероятна.
Вячеслав Ременчик: "Я вам просто
пример приведу - у полковника Морфицкого 2700 часов
налета. Полагаю, что это значительно больше, чем
стандарт NАTO".
Правда, по информации командования
военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Беларуси,
которую цитирует БелаПАН, Александр Морфицкий за свою
карьеру налетал 2500 часов, а Александр Журавлевич
- около 1600. Вот только стандарты NATO, о которых
говорит Ременчик, составляют 160-180 часов в год.
Отклоняет Вячеслав Ременчик и версию
об устарелости самолетов. По его словам, СУ-27 на
сегодняшний день - один из самых надежных самолетов в
мире
Вячеслав Ременчик: "Самолет СУ-27 до
сегодняшнего дня является лучшим истребителем в мире.
Данный самолет - это самолет 4+, то есть самолет,
находящийся на вооружении у преимущественного большинства
стран мира".
Польский эксперт Станислав
Бжег-Велуньский соглашается с тем, что СУ-27, который
сейчас выпускается в России, - качественная и современная
машина. А вот что касается самолетов, которые
используются в белорусской авиации, - у эксперта
серьезные сомнения.
Станислав Бжег-Велуньский для TVP
info: "Белорусские самолеты СУ-27 - это очень старые
версии. Они очень сильно отличаются от того, что сейчас
Россия делает для Китая, для Индии, для Венесуэлы и для
собственных вооруженных сил. Это самолеты, которым по 20
и больше лет, без системы искусственной помощи. Поэтому
их нельзя сравнить ни с Ф-16, которые мы используем, ни с
СУ-34 и СУ-30".
Самолет СУ-27 уже не первый раз
фигурирует в сводках трагедий на авиашоу. Две недели
назад в подмосковном Жуковском столкнулись два таких
самолета. Тогда погиб один из пилотов. Но крупнейшая
трагедия с участием СУ-27 произошла семь лет назад во
Львове. Тогда истребитель украинских военно-воздушных сил
во время выполнения маневров над головами зрителей
заглох, врезался в толпу людей и взорвался, погибли
десятки людей. Летчики успели катапультироваться.
Белорусские офицеры Александр Морфицкий и Александр Журавлевич не катапультировались, а ценой своей жизни отвели самолет от ближайшего населенного пункта.