Что изменилось в нашей жизни c приходом кризиса

Источник материала:  
28.08.2009 07:50 — Новости Общества
Слово "кризис" уже стало обыденным. Нет чего-то на полках магазинов - так это ж кризис. Подняли ценник на хлеб, который привыкли покупать каждый день, - так сейчас же кризис. Соседа отправили на сокращенную рабочую неделю - так сейчас же кризис. "Комсомолка" решила посмотреть, что изменилось в нашей жизни в этом году через призму статистики и социологических опросов.

Каждый третий стал выбирать продукты подешевле

По данным компании Международного агентства социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ), почти 30% опрошенных начали в этом году экономить на продуктах. Но самой большой статьей экономии наших граждан стали развлечения и покупка одежды, обуви и отпуска.

Подтверждают это и данные статистики. Например, за январь - июль наши магазины, рынки и торговые центры одежды продали на 12,3% меньше, чем в прошлом году, а обуви - на 5,6%. Чулок и носков продали почти на 5% меньше. Правда, при этом белорусы стали больше покупать белья. Маечек, трусиков и пижам наша торговля продала на 10,5% больше, чем в прошлом году.

Вообще же каждый начал искать, где бы ужать свои расходы.

- В этом году я собирался ехать в отпуск куда-нибудь в Европу, но потом посчитал возможные расходы и воспользовался предложением друзей отдохнуть у них на даче на Браславах, - рассказал сотрудник Академии наук.

- Раньше я ездила на работу с двумя пересадками: сначала на автобусе, потом - на троллейбусе. Получается 2400 рублей за день, - делится опытом экономии секретарь небольшой туристической фирмы. - Теперь я стала ездить на другом автобусе. Он идет дольше, но экономия - 1200 рублей каждый день.

Но если экономия на продуктах выливается в то, что люди ищут более дешевые варианты, то экономия на бытовой технике - это чаще всего просто отказ от ее покупки. Например, по данным Белстата, стиральных машин с января по июль продано на 9% меньше, а телевизоров - и вовсе почти на 30%.

Кстати, обустройство квартир пришлось отложить самым бедным белорусам.

- Продавцы мебели рассказали, что в кризис упали продажи недорогих диванов и кроватей, - рассказал председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. - А вот дорогие как продавались, так и продаются.

Инфографика

На чем вы начали экономить в этом году?

Развлечения - 42,6%.
Одежда и обувь - 41,8%.
Отдых и отпуск - 35,1%.
Продукты питания - 29,1%.
Покупка крупной бытовой техники - 28,6%.
Покупка мелкой бытовой техники - 18,6%.
Покупка автомобиля - 18,4%.
Расходы на транспорт - 15,8%.
Услуги связи - 15,7%.
Коммунальные расходы - 10,0%.
Лечение и медикаменты - 8,6%.
Ни на чем - 18,4%.

По данным МАСМИ, май 2009 года.

Кстати

Покупатели заменили соки и сыры на консервы и крупы

По данным Белстата, тех же соков магазины продали на 4,5% меньше, чем в прошлом году (сравниваются семь месяцев этого года и семь месяцев прошлого), сыров продали на полпроцента меньше. Зато при этом покупатели положили в свои корзинки больше:

- консервов (рост продаж на 9,4%);
- крупы (6,3%);
- растительного масла (5,1%);
- макарон (3,6%);
- пива (5,1%);
- всяческих ликеров-настоек-наливок (14,9%).

При этом вина, коньяки и шампанское стали интересовать покупателей гораздо меньше, чем раньше.

Почти у половины жителей страны похудели кошельки

Отвечая на вопросы социологов, 49,8% белорусов признались, что столкнулись с уменьшением доходов. При этом больше всего это коснулось людей в возрасте 45-54 лет.

Почти каждый пятый столкнулся с паникой или депрессией (как собственной, так и среди окружающих).

- У меня родители перед Новым годом взяли кредит в долларах на машину, - рассказывает предприниматель из райцентра Могилевской области Оксана. - Когда объявили, что доллар вырос, мне буквально пришлось отпаивать их валерьянкой. Теперь мы с мужем помогаем им погашать этот кредит.

Инфографика

С чем вы столкнулись в этом году?

Рост цен - 84,6%.
Уменьшение доходов в семье - 49,8%.
С вынужденной экономией - 46,8%.
С паникой и депрессией в окружении - 19,4%.
С невыплатой премий, бонусов - 12,9%.
С сокращением рабочего дня или вынужденным отпуском - 11,3%.
С повышением процентной ставки по кредиту - 7,8%.
С увольнением, сокращением с работы - 6%.
С отказом в получении кредита - 4%.

По данным МАСМИ, май 2009 года.

А в это время

Белорусы хотят побороть кризис оптимизмом

Как ни странно, вместе с постоянными разговорами о финансовых неурядицах, уменьшении расходов и возможной безработице в белорусах проснулся настоящий антикризисный оптимизм.

Например, число тех, кто доволен своей жизнью (по данным НИСЭПИ), по сравнению с мартом этого года, стало больше почти на 5%. Естественно, количество недовольных стало меньше.

- Не исключено, что и в случае с оценками белорусами степени своей удовлетворенности существенную роль играет невысокий изначально уровень запросов. Тут уместно вспомнить актуальную и по сей день в стране присказку "Лишь бы не было войны", - объясняют социологи результаты опроса.

При этом больше всего довольных жизнью среди людей в возрасте 60 лет и старше, а вот тех, кого что-то в нынешней жизни не устраивает, больше всего среди 18 - 29-летних.

Как ни странно, на фоне того, что белорусы охотно говорят о снижении доходов, к беднякам себя люди причислять не хотят. В бедности у нас живет 6%. В октябре прошлого года - как раз в начале кризиса - таких было почти 7%. Но и высокими своими доходы считают только 0,1% опрошенных. В итоге почти 60% белорусов относят себя к "середнякам".

- Основная реакция белорусов на внешние изменения - адаптация, причем адаптация понижающая, т.е. в ответ на возникшие проблемы в экономике население снижает уровень своих запросов. И с этого нового уровня все выглядит не так уж плохо, - прокомментировали результаты опроса эксперты НИСЭПИ.

←Взаимное продвижение

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика