НИКОЛЯ ДЕНОРМАНДИ: «МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ БЕЛАРУСЬ — РОДИНУ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ПРЕДКА»
Потомки Наполеона Орды нашлись во Франции
Во Франции нашлись потомки Наполеона Орды. Это — факт, претендующий на сенсацию, поскольку до нынешнего времени о здравствующих прямых потомках нашего прославленного земляка ничего не было известно. В эксклюзивном материале для «7 дней» французские прапраправнуки Наполеона Орды открывают новую страницу совместного белорусско-французского исторического и культурного прошлого, неразрывно связанную с творчеством прославленного художника, композитора, литератора, непримиримого борца за свободу, — родившегося в имении Вороцевичи нынешнего Ивановского района Брестской области, затем долгое время жившего в Париже.
Обнаруженные в семейных архивах французских родственников чудом сохранившиеся уникальнейшие старинные документы и фото словно размывают границы между Беларусью и Францией, объединяя их незримой тонкой нитью непростой судьбы Наполеона Орды, впускают в неизведанное пространство его прошлой жизни, приоткрывают завесу над многими неизвестными ранее фактами, канувшими в Лету. В семейных архивах хранятся оригиналы ценнейших документов о жизни Наполеона Орды, которые позволят заполнить белые пятна его биографии, поскольку французский период его жизни и творчества пока мало исследован. Одни из хранителей этих реликвий — представители пятого и шестого поколений славного рода Наполеона Орды — праправнук Убер Денорманди с супругой Мари Клер, а также их племянник 46-летний парижанин Николя Денорманди, который является прапраправнуком нашего прославленного земляка.
Супруга Наполеона Орды покоится неподалеку от Шопена
...На одном из красивейших парижских кладбищ Пер-Лашез, больше похожем на парк-музей, неподалеку от могилы Шопена, над фамильным склепом возвышается величественный памятник светлого цвета. Если пристально всмотреться в выцветшие от времени буквы, то можно прочесть, что здесь покоится прах француженки Ирены Бугле (1825—1903). Это — супруга Наполеона Орды (1807—1883), который, кстати, при жизни был весьма дружен с Шопеном.
...Могилу Ирены только этой зимой нашел Николя Денорманди — прапраправнук Наполеона Орды. Для него самого было полной неожиданностью увидеть могилу прапрапрабабушки в центре Парижа. Найдя упоминание об этом в одном из семейных документов, Николя по записи в реестре кладбища и по схеме (здесь все четко фиксируется) сумел найти фамильный склеп Бугле. Любопытно, что сам Николя живет именно в этом районе Парижа и ранее не раз бывал на Пер-Лашез. Но он и предположить не мог, что здесь в фамильном склепе покоится прах его бабки.
Родной дядя Николя — Убер Денорманди — вместе с супругой Мари Клер живет в 300 км от Парижа. В августе они приехали поклониться праху Ирены. Как и я, они впервые были на этой могиле.
...Убер, Мари Клер и Николя делают пометки в своих записях, ведь для них это тоже открытие — узнавать новые звенья семейной истории. Похоже, что эта работа для них становится все более увлекательной. Как выяснилось, в фамильном склепе вместе с Иреной покоятся еще 12 родственников семейства Бугле.
...Когда бродишь по аллеям парка (именно так называют Пер-Лашез, утопающее в зелени вековых деревьев) и читаешь имена на надгробных плитах, вдруг начинаешь ощущать, будто гуляющий здесь ветер перелистывает энциклопедию — именно здесь поставлены точки в судьбах многих знаменитостей в области литературы, музыки, театра, эстрады, кино. Пер-Лашез, действующее с 1804 года, стало местом последнего пристанища многих известных людей — Эдит Пиаф, Бомарше, Сары Бернар, Бальзака, Оскара Уайльда, Ива Монтана... В перечне туристических маршрутов Парижа этот пользуется неизменной популярностью — ежегодно сюда совершают паломничество около
2 млн. туристов со всего мира.
Семейная история
Наполеон Орда и Ирена Бугле имели единственного сына Витольда (1844—1911). Витольд был женат на польке Леонтине (1861—1886), которая умерла совсем молодой — в 25-летнем возрасте. В их семье была одна дочь, Лилька, сын Эдуард умер в трехлетнем возрасте.
Как оказалось, Лилька, внучка Наполеона Орды, родила шестерых детей, но наследники были только у двоих (информация об одном из них пока отсутствует). А вот дочь Лильки Анриетта Денорманди также имела большое семейство — шестеро детей. Убер Денорманди — один из них, а также Жак (отец Николя), Оливье, Мари-Франс, Беатрис, Клод (умер в 2005 году). Все они тоже имеют большие семьи — по 4—5 детей и, конечно же, большое количество внуков.
Таким образом, генеалогического древо Наполеона Орды дало густые ответвления уже в третьем колене. Крепкие и большие семьи — одна из важнейших черт потомков Наполеона Орды. Для них институт семьи — это непреходящая ценность, что, впрочем, подтверждается цифрами. Если собрать родственников со стороны Денорманди, то их наберется около 170 человек. Самому юному члену этой огромной родни — всего месяц от роду, самому почтенному — 80 лет.
Кстати, в первой половине сентября Убер вместе с супругой собираются поехать на собрание родни Мари Клер — съезжаются 10 семей с детьми, внуками, всего примерно 130 человек.
Своенравная правнучка Дениза
Вместе с Убером, Мари Клер, Николя Денорманди мы листаем страницы семейного архива. Оригиналы и копии документов — на французском, польском и русском языках.
Убер хорошо помнит бабуню Лильку — так на белорусско-польский манер звала ее родня. В семье ее очень любили, она была утонченная поэтическая натура, славилась своей добротой. Чего не скажешь об одной из ее дочерей — Денизе (1907—1994), которая запомнилась крутым нравом. Лилька разделила между всеми своими детьми оставшиеся от Наполеона Орды реликвии — кому письма, кому — альбом с фото, кому — сделанные им работы: комодик, браслет из черного дерева. Дениза стала упорно, по крупицам собирать документы, фотографии, все сведения, касающиеся Наполеона Орды. Собственными детьми и семьей Дениза так и не обзавелась, и, похоже, главной целью ее жизни стало восстановление генеалогического дерева семейства. Во многом ей это удалось.
Убер Норманди вспоминает, что как только они поженились с Мари Клер (в 1961 году), он сразу познакомил ее с тетушкой Денизой. Но стоило молодожену коснуться в беседе имени Наполеона Орды, как он сразу же получил ответ, хлесткий и недружелюбный: мол, тебя это не касается. С тех пор, собственно, эта тема в беседе с ней не затрагивалась, хотя все Денорманди знали, что Дениза накапливает архив о своем знаменитом родственнике. Но при жизни тетушка Дениза ни с кем так и не соблаговолила поделиться своими ценными находками. После ее смерти остались папки с документами, которые она оставила в наследство отцу Николя. Самого Николя, светловолосого мальчика, она особенно выделяла, поскольку тот больше всех был похож на ее рано ушедшую из жизни ее мать Лильку.
Сын Витольд женился на своей кузине
Удивительное дело — сохранились старинные фотографии сына Наполеона Орды Витольда, который женился на своей кузине — статной и видной польке Леонтине. Кстати, семейная легенда гласит (Денорманди говорят, что этому есть подтверждение и в документах), будто корни Наполеона Орды происходят от потомков Чингисхана. Так это или нет, не берусь судить.
В семейных архивах есть много документов, рассказывающих об истории их жизни. Вот Николя показывает фото — дама восседающая на лошади, на фоне красивого дома. Фактически это редкое фото подтверждает наличие в доме Орды в Вороцевичах колонн. Историки до сих пор гадали, были ли они на самом деле. Как и не имели подтверждения о том, посещала ли Ирена хоть раз имение в Вороцевичах. Если верить снимку — она здесь бывала. Ирена, кстати, происходила из богатой семьи, владевшей несколькими домами в окрестностях французской столицы.
Удивительные факты подбрасывает жизнь. Николя два месяца назад купил на рынке в Париже всего за шесть евро старую черно-белую почтовую открытку с изображением красивого двухэтажного дома, где жила его прабабушка. Он узнал этот дом по семейным фото. Дом сохранил свое былое величие, но принадлежит уже другим хозяевам.
Загадка старого комодика
В красивом комодике, сделанном Наполеоном Ордой, хранятся документы его праправнука.
Родителям Николя достался в наследство небольший красивый комодик ручной работы, который используется для хранения документов. Семейная легенда гласит, что эта реликвия сделана руками самого Наполеона Орды, который, кроме многочисленных талантов, был известен и своей мастеровитостью. Из других сохранившихся семейных раритетов — выполненная Наполеоном из дерева первая страница семейного фотоальбома, который хранится у Убера.
На пальце Мари Клер — перстень с красивым зеленым камнем, который перешел ей в наследство от Леонтины. Говорят, что от фамильной ценности остался только камень — идя в ногу со скоротечной модой, хозяйки меняли его обрамление.
Свидетельство об учебе в Виленском университете
Убер и Мари Клер показали интереснейший документ — свидетельство об окончании Гродненского гимназиума от 29 июня 1823 года. История, физика, право, рисование — оценки «добры», язык и литература, латинский, французский, немецкий языки — «бардзо добры».
Таким образом, впервые обнаружен документ, фактически вписывающий новую строку в биографию Н.Орды. До этого о учебе в Гродненском гимназиуме ничего не было известно, говорилось о учебе в Свислочской гимназии.
А вот еще одна семейная реликвия: на грубой обветшалой бумаге с протертостями на сгибах — оригинал свидетельства о начале учебы уроженца Вороцевичей Наполеона Орды в Виленском университете, датируемого июлем 1824 года. Согласно документу, он обязуется быть дисциплинированным, тщательно готовиться к лекциям. И — собственноручная подпись юного Наполеона Орды.
Сохранилось также свидетельство о его крещении, датированное 1820 годом.
Сообщение о свадьбе Ирены и Наполеона
Один из любопытных документов, который также передавался из поколения в поколение, — сообщение о свадьбе Ирены Бугле и Наполеона Орды, датированное 16 мая 1843 года. Приглашение на свадьбу рассылали родители невесты.
Рассказывает прапраправнук Николя
— Многие годы мы не представляли, что имеем отношение к Наполеону Орде, и не знали, что являемся его потомками, — говорит Николя.
Благодаря во многом настойчивости тетушки Денизы, которая умерла в 1994 году, удалось восстановить генеалогическое дерево. Кстати, оно совпадает с генеалогическим деревом, которое составлено работниками музея Наполеона Орды в Вороцевичах.
— Теперь мы четко понимаем, что наши корни — также и в Беларуси, где чтят и помнят нашего предка, — отмечает Николя. Он и его родственники хотят как можно больше узнать о Беларуси.
Сейчас работа по сохранению и пополнению семейных архивов, по дальнейшему сбору информации сосредоточена в основном в руках Мари Клер Денорманди. Она говорит: «Возврат к своим истокам — это очень важно и ценно для всей нашей большой семьи».
Убер и Мари Клер
Убер и Мари Клер живут далеко от Парижа в красивой уютной деревеньке и занимаются сельским хозяйством, правда, уже меньше, чем в молодости.
Трое их детей остались жить в этой же местности, неподалеку от родителей, что очень удобно, поскольку можно помогать друг другу.
Как не устают повторять Убер и Мари Клер, главная ценность их жизни — семья.
Фамильная черта
Музыкальные и художественные способности в родне Наполеона Орды передаются из поколения в поколение. К примеру, бабуня Лилька была натурой артистической, утонченной, прекрасно музицировала.
Вообще, все родственники понемногу занимались и сейчас занимаются творчеством. Среди совсем молодого поколения есть даже артист театра.
Сам же Николя в детстве легко и хорошо рисовал, что очень помогало ему во время учебы в ветеринарном институте (он — международный эксперт в области ветеринарии, сейчас работает в странах Африки). Кстати, в детстве он увлекался и рисованием карикатур, но, к сожалению, все его «произведения» мать затем сожгла.
Сейчас Николя мечтает найти старые ноты Наполеона Орды, которые хранятся у кого-то из его родственников. Он предвкушает тот момент, когда будет играть произведения своего великого прапрапрадеда.
В Париже на доме, в котором работал Наполеон Орда, благодаря усилиям белорусских дипломатов установлена красивая мемориальная доска в его честь.