В ожидании приграничного соглашения с Литвой домики в 50-километровой зоне уже раскупают
О происхождении названия деревни Бенякони Вороновского района Гродненской области местные жители рассказывают легенду: жил здесь еврей Беня, который держал две почтовые станции — в Беларуси и Литве. Проезжающие часто кричали “Беня, кони!” — давай, мол, коней побыстрее, поэтому деревеньку так и окрестили. Сегодня вместо станции тут расположены таможня и пункт пропуска: до ближайшего литовского города от Беняконей четыре километра, а до белорусского райцентра — целых двенадцать.
На здешней территории живут
представители 24 национальностей, большинство (около 80%)
- поляки и литовцы. Почти у всех по ту сторону границы
есть родственники. И хотя расстояние всего пару
километров, видятся они редко - ведь, чтобы просто
заехать в гости, нужно оформлять шенгенскую визу. Дети,
отбывшие на заработки, давно получили в Литве квартиры, а
их родители остались на родине.
Идею о введении 50-километровых зон с
безвизовым режимом председатель Беняконского сельсовета
Николай Мелько поддерживает обеими руками: - Конечно, это
прогрессивная мера, о чем разговор! Причем не только для
нас: тут места, связанные с Адамом Мицкевичем, каждый
день к нам по два автобуса с туристами из Польши
приезжает...
По словам Николая Михайловича, за
последние полгода в приграничных деревнях (всего на
территории сельсовета 30 населенных пунктов) белорусы
раскупили почти все дома - 20 штук. Осталось только одно
объявление. И это при том, что в полуторатысячном поселке
цена за квадратный метр держится на уровне Лиды - около
1000 долларов.
- А потому что здесь есть все
удобства, хорошая инфраструктура: за границу ходят
автобусы, поезда совершают ежедневно по восемь рейсов, -
поясняет председатель.
Эту тенденцию отмечает и руководитель аналитического
центра "Стратегия" экономист Леонид Заико:
- Полагаю, что при хорошем стечении
обстоятельств цены на недвижимость будут расти - туда
будет перемещаться часть той публики, которая поставила
дорогие коттеджи под Минском. Литовцы, кстати, последние
20 лет скупали неплохие участки земли под коттеджи и дачи
у границы - сейчас там сотни литовских резидентов, они
уже обо всем позаботились. Меня коллеги специально
провозили вдоль границы, где строятся дома - этот процесс
шел, и будет идти.
Введение 50-километровых зон с
безвизовым режимом изменит жизнь сотен тысяч жителей
Брестской, Гродненской и Витебских областей, которые
смогут свободно ездить в Белосток, Бялу-Подляску,
Вильнюс, Тракай.
- По поручению МИДа мы оперативно
определили, где будет проходить зона, какие города и
деревни в нее попадают, - пояснили в Брестском
облисполкоме. - Грубо говоря, взяли карту и расчертили
карандашом. Это нужно для того, чтобы белорусские и
польские дипломаты говорили на одном языке, ведь им нужно
соблюсти паритет, договориться. С нашей стороны попали
Брест и Кобрин. Не обидели и Малоритский район: часть
деревень не попадала, но нельзя же разрезать населенный
пункт пополам! Поэтому если входила часть, включали всю
деревню.
Хотя пока все в разработке, о
возможных последствиях введения зон стоит задуматься уже
сейчас. Первое, что напрашивается на ум - возможный отток
рабочей силы в ЕС.
Профессор кафедры международных отношений БГУ Юлиана
Малевич убеждена:
- Соглашение будет на руку национальному руководству.
Если жители приграничных районов смогут свободно ездить в
ЕС, то они увидят, как там реально обстоят дела и
красивая сказка уступит место суровой действительности. У
Польши дела идут еще более или менее нормально, но Латвия
и Литва находятся в состоянии экономической стагнации и
их трудности налицо, особенно безработица.
Леонид Заико уточняет: на его
"обочине" ЕС, на приграничных территориях нет никаких
крупных и значимых объектов, в том числе и тех, которые
обеспечивают рабочие места.
- Да, можно поехать работать
подсобником у польского крестьянина, но не более. На
Западе все хорошо просчитали. Соглашение - красивый жест
стоимостью 60 евро - столько стоит сейчас виза. Никто
ведь не говорил, что жители этой зоны будут свободно
ездить в Брюссель на работу! Для этого нужны полноценные
документы на многоразовые поездки.
- У нас вернулось из-за рубежа 400
строителей: нет работы, - рассказывает заместитель
председателя Лидского райисполкома Антон Главницкий. -
Говорят, стройки остановлены. Латыши даже хотели бригаду
организовать, чтобы у нас строить. В нашем районе вопрос
о приграничном движении поднимается уже с начала года.
Люди воспринимают все совершенно спокойно: почему бы не
съездить, глянуть, как там живут - в гости или на
экскурсию?
Совсем недавно Антон Тадеушевич
вернулся из литовского Алитуса - города - побратима Лиды,
которая дружит еще с двумя приграничными районами:
Тракайским и Шальчининкайским. Несмотря на тесные
экономические и культурные связи, жители вынуждены
открывать шенгенские визы:
- У меня виза на год. Даже тем, кто
получает ее бесплатно (по просьбе посла, например), нужно
платить за страхование здоровья и машины. Только
оформление документов стоит 40 тысяч. Так что люди ждут
изменений...
Еще одно возможное последствие -
активизация "челноков", которые до последнего времени
ездили за товаром в основном в Москву.
- Я думаю, процесс будет идти
двусторонний, - считает Юлиана Малевич. - По сравнению с
Латвией и Литвой у нас ниже цены на молочные продукты,
трикотаж, товары первой необходимости. Но по большому
счету соглашение - это следующий, качественно иной
уровень отношений с Евросоюзом. Если этот документ будет
подписан, то полагаю, что мы сможем добиваться упрощения
визового режима со странами-соседями, в также снижения
стоимости виз.
Удорожание топлива в Европе может
привести "забугорных" водителей на отечественные
заправки, но эксперты уверяют: полякам и литовцам более
выгодно ездить за бензином в Калининградскую область.
Если посмотреть на движение автомобилей, то в этом
направлении в 90 процентах случаев курсируют легковые
машины, которые заправляются и перевозят бензин.
Проблема двойного налогообложения в
зонах малого приграничного движения маловероятна - по
законам ЕС оно не только запрещено, но и строго карается,
так что стороны, похоже, отдельно оговорят этот пункт.
О безопасности тоже забывать нельзя. Будут ли применяться дополнительные меры по ее обеспечению, в правоохранительных органах пока не говорят. Но определенно это направление сотрудничества не останется без внимания. И без тесного взаимодействия пограничников, сотрудников МВД и КГБ здесь не обойтись.