Соглашение о малом приграничном движении еще не подписано, а домики у границы уже раскупают
26.08.2009 10:14
—
Новости Общества
О происхождении названия деревни Бенякони Вороновского района Гродненской области местные жители рассказывают легенду: жил здесь еврей Беня, который держал две почтовые станции — в Беларуси и Литве. Проезжающие часто кричали “Беня, кони!” — давай, мол, коней побыстрее, поэтому деревеньку так и окрестили. Сегодня вместо станции тут расположены таможня и пункт пропуска: до ближайшего литовского города от Беняконей четыре километра, а до белорусского райцентра — целых двенадцать. На здешней территории живут представители 24 национальностей, большинство (около 80 процентов) — поляки и литовцы. Почти у всех по ту сторону границы есть родственники. И хотя расстояние всего пару километров, видятся они редко — ведь, чтобы просто заехать в гости, нужно оформлять шенгенскую визу. Дети, отбывшие на заработки, давно получили в Литве квартиры, а их родители остались на родине.
Идею о введении 50-километровых зон с безвизовым режимом председатель Беняконского сельсовета Николай Мелько поддерживает обеими руками: — Конечно, это прогрессивная мера, о чем разговор! Причем не только для нас: тут места, связанные с Адамом Мицкевичем, каждый день к нам по два автобуса с туристами из Польши приезжает...
По словам Николая Михайловича, за последние полгода в приграничных деревнях (всего на территории сельсовета 30 населенных пунктов) белорусы раскупили почти все дома — 20 штук. Осталось только одно объявление. И это при том, что в полуторатысячном поселке цена за квадратный метр держится на уровне Лиды — около 1000 долларов.
— А потому что здесь есть все удобства, хорошая инфраструктура: за границу ходят автобусы, поезда совершают ежедневно по восемь рейсов, — поясняет председатель.
Эту тенденцию отмечает и руководитель аналитического центра “Стратегия” экономист Леонид Заико:
— Полагаю, что при хорошем стечении обстоятельств цены на недвижимость будут расти — туда будет перемещаться часть той публики, которая поставила дорогие коттеджи под Минском. Литовцы, кстати, последние 20 лет скупали неплохие участки земли под коттеджи и дачи у границы — сейчас там сотни литовских резидентов, они уже обо всем позаботились. Меня коллеги специально провозили вдоль границы, где строятся дома — этот процесс шел, и будет идти.
Введение 50-километровых зон с безвизовым режимом изменит жизнь сотен тысяч жителей Брестской, Гродненской и Витебских областей, которые смогут свободно ездить в Белосток, Бялу-Подляску, Вильнюс, Тракай.
— По поручению МИДа мы оперативно определили, где будет проходить зона, какие города и деревни в нее попадают, — пояснили в Брестском облисполкоме. — Грубо говоря, взяли карту и расчертили карандашом. Это нужно для того, чтобы белорусские и польские дипломаты говорили на одном языке, ведь им нужно соблюсти паритет, договориться. С нашей стороны попали Брест и Кобрин. Не обидели и Малоритский район: часть деревень не попадала, но нельзя же разрезать населенный пункт пополам! Поэтому если входила часть, включали всю деревню.
Хотя пока все в разработке, о возможных последствиях введения зон стоит задуматься уже сейчас. Первое, что напрашивается на ум — возможный отток рабочей силы в ЕС.
Профессор кафедры международных отношений БГУ Юлиана Малевич убеждена:
— Соглашение будет на руку национальному руководству. Если жители приграничных районов смогут свободно ездить в ЕС, то они увидят, как там реально обстоят дела и красивая сказка уступит место суровой действительности. У Польши дела идут еще более или менее нормально, но Латвия и Литва находятся в состоянии экономической стагнации и их трудности налицо, особенно безработица.
Леонид Заико уточняет: на его “обочине” ЕС, на приграничных территориях нет никаких крупных и значимых объектов, в том числе и тех, которые обеспечивают рабочие места.
— Да, можно поехать работать подсобником у польского крестьянина, но не более. На Западе все хорошо просчитали. Соглашение — красивый жест стоимостью 60 евро — столько стоит сейчас виза. Никто ведь не говорил, что жители этой зоны будут свободно ездить в Брюссель на работу! Для этого нужны полноценные документы на многоразовые поездки.
— У нас вернулось из-за рубежа 400 строителей: нет работы, — рассказывает заместитель председателя Лидского райисполкома Антон Главницкий. — Говорят, стройки остановлены. Латыши даже хотели бригаду организовать, чтобы у нас строить. В нашем районе вопрос о приграничном движении поднимается уже с начала года. Люди воспринимают все совершенно спокойно: почему бы не съездить, глянуть, как там живут — в гости или на экскурсию?
Совсем недавно Антон Тадеушевич вернулся из литовского Алитуса — города — побратима Лиды, которая дружит еще с двумя приграничными районами: Тракайским и Шальчининкайским. Несмотря на тесные экономические и культурные связи, жители вынуждены открывать шенгенские визы:
— У меня виза на год. Даже тем, кто получает ее бесплатно (по просьбе посла, например), нужно платить за страхование здоровья и машины. Только оформление документов стоит 40 тысяч. Так что люди ждут изменений...
Еще одно возможное последствие — активизация “челноков”, которые до последнего времени ездили за товаром в основном в Москву.
— Я думаю, процесс будет идти двусторонний, — считает Юлиана Малевич. — По сравнению с Латвией и Литвой у нас ниже цены на молочные продукты, трикотаж, товары первой необходимости. Но по большому счету соглашение — это следующий, качественно иной уровень отношений с Евросоюзом. Если этот документ будет подписан, то полагаю, что мы сможем добиваться упрощения визового режима со странами-соседями, в также снижения стоимости виз.
Удорожание топлива в Европе может привести “забугорных” водителей на отечественные заправки, но эксперты уверяют: полякам и литовцам более выгодно ездить за бензином в Калининградскую область. Если посмотреть на движение автомобилей, то в этом направлении в 90 процентах случаев курсируют легковые машины, которые заправляются и перевозят бензин.
Проблема двойного налогообложения в зонах малого приграничного движения маловероятна — по законам ЕС оно не только запрещено, но и строго карается, так что стороны, похоже, отдельно оговорят этот пункт.
О безопасности тоже забывать нельзя. Будут ли применяться дополнительные меры по ее обеспечению, в правоохранительных органах пока не говорят. Но определенно это направление сотрудничества не останется без внимания. И без тесного взаимодействия пограничников, сотрудников МВД и КГБ здесь не обойтись.
Идею о введении 50-километровых зон с безвизовым режимом председатель Беняконского сельсовета Николай Мелько поддерживает обеими руками: — Конечно, это прогрессивная мера, о чем разговор! Причем не только для нас: тут места, связанные с Адамом Мицкевичем, каждый день к нам по два автобуса с туристами из Польши приезжает...
По словам Николая Михайловича, за последние полгода в приграничных деревнях (всего на территории сельсовета 30 населенных пунктов) белорусы раскупили почти все дома — 20 штук. Осталось только одно объявление. И это при том, что в полуторатысячном поселке цена за квадратный метр держится на уровне Лиды — около 1000 долларов.
— А потому что здесь есть все удобства, хорошая инфраструктура: за границу ходят автобусы, поезда совершают ежедневно по восемь рейсов, — поясняет председатель.
Эту тенденцию отмечает и руководитель аналитического центра “Стратегия” экономист Леонид Заико:
— Полагаю, что при хорошем стечении обстоятельств цены на недвижимость будут расти — туда будет перемещаться часть той публики, которая поставила дорогие коттеджи под Минском. Литовцы, кстати, последние 20 лет скупали неплохие участки земли под коттеджи и дачи у границы — сейчас там сотни литовских резидентов, они уже обо всем позаботились. Меня коллеги специально провозили вдоль границы, где строятся дома — этот процесс шел, и будет идти.
Введение 50-километровых зон с безвизовым режимом изменит жизнь сотен тысяч жителей Брестской, Гродненской и Витебских областей, которые смогут свободно ездить в Белосток, Бялу-Подляску, Вильнюс, Тракай.
— По поручению МИДа мы оперативно определили, где будет проходить зона, какие города и деревни в нее попадают, — пояснили в Брестском облисполкоме. — Грубо говоря, взяли карту и расчертили карандашом. Это нужно для того, чтобы белорусские и польские дипломаты говорили на одном языке, ведь им нужно соблюсти паритет, договориться. С нашей стороны попали Брест и Кобрин. Не обидели и Малоритский район: часть деревень не попадала, но нельзя же разрезать населенный пункт пополам! Поэтому если входила часть, включали всю деревню.
Хотя пока все в разработке, о возможных последствиях введения зон стоит задуматься уже сейчас. Первое, что напрашивается на ум — возможный отток рабочей силы в ЕС.
Профессор кафедры международных отношений БГУ Юлиана Малевич убеждена:
— Соглашение будет на руку национальному руководству. Если жители приграничных районов смогут свободно ездить в ЕС, то они увидят, как там реально обстоят дела и красивая сказка уступит место суровой действительности. У Польши дела идут еще более или менее нормально, но Латвия и Литва находятся в состоянии экономической стагнации и их трудности налицо, особенно безработица.
Леонид Заико уточняет: на его “обочине” ЕС, на приграничных территориях нет никаких крупных и значимых объектов, в том числе и тех, которые обеспечивают рабочие места.
— Да, можно поехать работать подсобником у польского крестьянина, но не более. На Западе все хорошо просчитали. Соглашение — красивый жест стоимостью 60 евро — столько стоит сейчас виза. Никто ведь не говорил, что жители этой зоны будут свободно ездить в Брюссель на работу! Для этого нужны полноценные документы на многоразовые поездки.
— У нас вернулось из-за рубежа 400 строителей: нет работы, — рассказывает заместитель председателя Лидского райисполкома Антон Главницкий. — Говорят, стройки остановлены. Латыши даже хотели бригаду организовать, чтобы у нас строить. В нашем районе вопрос о приграничном движении поднимается уже с начала года. Люди воспринимают все совершенно спокойно: почему бы не съездить, глянуть, как там живут — в гости или на экскурсию?
Совсем недавно Антон Тадеушевич вернулся из литовского Алитуса — города — побратима Лиды, которая дружит еще с двумя приграничными районами: Тракайским и Шальчининкайским. Несмотря на тесные экономические и культурные связи, жители вынуждены открывать шенгенские визы:
— У меня виза на год. Даже тем, кто получает ее бесплатно (по просьбе посла, например), нужно платить за страхование здоровья и машины. Только оформление документов стоит 40 тысяч. Так что люди ждут изменений...
Еще одно возможное последствие — активизация “челноков”, которые до последнего времени ездили за товаром в основном в Москву.
— Я думаю, процесс будет идти двусторонний, — считает Юлиана Малевич. — По сравнению с Латвией и Литвой у нас ниже цены на молочные продукты, трикотаж, товары первой необходимости. Но по большому счету соглашение — это следующий, качественно иной уровень отношений с Евросоюзом. Если этот документ будет подписан, то полагаю, что мы сможем добиваться упрощения визового режима со странами-соседями, в также снижения стоимости виз.
Удорожание топлива в Европе может привести “забугорных” водителей на отечественные заправки, но эксперты уверяют: полякам и литовцам более выгодно ездить за бензином в Калининградскую область. Если посмотреть на движение автомобилей, то в этом направлении в 90 процентах случаев курсируют легковые машины, которые заправляются и перевозят бензин.
Проблема двойного налогообложения в зонах малого приграничного движения маловероятна — по законам ЕС оно не только запрещено, но и строго карается, так что стороны, похоже, отдельно оговорят этот пункт.
О безопасности тоже забывать нельзя. Будут ли применяться дополнительные меры по ее обеспечению, в правоохранительных органах пока не говорят. Но определенно это направление сотрудничества не останется без внимания. И без тесного взаимодействия пограничников, сотрудников МВД и КГБ здесь не обойтись.