Воздушные лихачи
Под Минском угнали параплан, чтобы покататься
В конце прошлого месяца многие жители деревни Белое Болото Речицкого района наблюдали редкую и увлекательную картину. Ранним утром одномоторный самолет без опознавательных знаков совершил крутое пике под железнодорожный мост, вылавировал и полетел дальше, в сторону Бронного. Местные зеваки еще долго обсуждали трюк пилота. А работники военизированной охраны Белорусской железной дороги расценили действия лихача как опасные, поэтому решили сообщить об инциденте в дежурную часть Гомельского ОВД на транспорте...
По прибытии на место происшествия следственно-оперативная группа установила, что летательным аппаратом управлял один человек. Внешне самолет представлял самодельно изготовленное судно темно-синего цвета с серебристым оттенком, имел сходство с АН-2. В передней части рамы, сооруженной из квадратной трубы, находился мотор. Поиски нарушителя начались незамедлительно. Однако многочасовые опросы людей и объезды прилегающей территории не дали ожидаемых результатов: самолет и его владелец до сих пор в розыске.
Между тем через неделю уже правоохранители столичного ОВД на воздушном транспорте приняли с интервалом в 25 минут еще два сигнала. Между деревней Паперня Минского района и Заславлем пилот ДОСААФ заметил планер на высоте 250 метров, где его не должно быть. Парень сразу сообщил об этом в милицию. Оказалось, пока хозяин находился в Литве на соревнованиях, его “птичкой” воспользовались. Кто это был, установить не удалось, так как множество людей имело доступ к летательному судну.
А вот 31-летнему электромонтажнику из столицы так и не удалось взмыть в небо: вовремя среагировали все те же часовые воздушных магистралей. Со слов обладателя мотопараплана, он лишь собирался испытать летные качества и возможности своего детища.
Как сообщили в департаменте по авиации, с 2006 года выявлено всего 12 нарушений правил использования воздушного пространства. В основном это несанкционированные полеты на различных самодельных или заводских летательных аппаратах. Однако ежегодно незаконные прогулки в воздухе влекут за собой гибель или травматизм народных Кулибиных. Большинство из них — бывшие военные, авиаторы, инструкторы и летчики. Не думая о себе, они представляют реальную угрозу и для экипажей гражданской и военной авиации. Ведь и те и другие могут летать на малых высотах.
Как поставить свою
“ласточку” на учет?
Сотрудники Гомельского отдела внутренних дел на транспорте продолжают поиски неопознанного летчика, демонстрировавшего высший пилотаж над Белым Болотом. Они намерены прочесать все населенные пункты в радиусе 60 километров от места несанкционированных полетов. Примерно 40 процентов этой работы уже проделано. Нарушитель спокойствия все еще не найден, однако кое-какие результаты имеются: милиционеры удивлены количеством людей, которых манит небо и которые втихомолку делают собственные летательные аппараты.
Стражи порядка предлагают им регистрировать свои парапланы, планеры, дельтапланы и т.д. Но одно дело давать рекомендации, и совсем другое — им следовать. Мы попробовали воспользоваться советом милиционеров и зарегистрировать свой воображаемый параплан.
Для начала позвонили в департамент авиации. Нас отправили в отдел летных стандартов и поддержания летной годности. Там сразу сказали, что надо работать по двум направлениям — над сертификацией летательного судна, чтобы включить его в госреестр, а также над получением пилотского удостоверения для летчика (не могут же летать по небу необученные люди).
Решили начать с параплана. Процесс его сертификации прописан в постановлении Минтранса “Правила сертификации планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов”. Увы, найти последнюю версию этого документа — от января 2009 года — в Интернете (в том числе и на сайте Минтранса) не удалось. Пришлось довольствоваться образцом 10-летней давности.
Добро на полеты дает экспертная комиссия. Она выезжает для того, чтобы посмотреть, как ведет себя судно в воздухе. Но до этого она тщательно изучает всю техническую документацию на летательный аппарат. Если вы его собирали сами, надо представить счет-фактуру на комплектующие, чертежи основных силовых узлов, схемы топливной и тормозной систем, электрооборудования, руководство по летной эксплуатации, регламент технического обслуживания и т.д. В общем, с бумагами придется повозиться.
— Лучше купите готовый летательный аппарат и не мучайтесь, — посоветовали нам специалисты.
Ладно, с парапланом возникли трудности, но ведь пилотское удостоверение я могу получить заранее. Выезжать для этого за пределы страны не надо. Авиаправила можно освоить на курсах при департаменте авиации. Но вот незадача — курсы начинают работать, только когда набирается группа в шесть человек. Если надо очень срочно, можете учиться в одиночку, но платить тогда придется за шестерых. Цену по телефону нам называть не захотели (может, боялись испугать?) и предложили явиться для получения информации лично. Самоделкины с периферии, которые мастерят для себя самолеты, вряд ли поедут в Минск “на переговоры”.
Интересно
В Минске угоняли трамвай, угоняли троллейбус — все эти преступления без проблем “вписывались” в рамки белорусского законодательства. А вот что касается угона летательного аппарата, такое нарушение не прописано в нашем Уголовном кодексе. Тем не менее в ГУВД Мингорисполкома заверили, что преступник без наказания точно не останется.