Новый кодекс из советского прошлого?
На осенней сессии парламентарии рассмотрят проект Кодекса об образовании. Что он может дать белорусской школе?
Что такое Кодекс об образовании,
депутаты, в отличие от общественности, знают.
Законопроект уже вносился в Палату представителей.
Правда, после поспешного принятия декрета президента № 15
от 17 июля 2008 года «Об отдельных вопросах общего
среднего образования» - проще говоря, отката к 11-летке -
документ отозвали. То же, что удалось узнать о новой его
редакции, навевает воспоминания о школьном опыте
советских времен.
Проект кодекса депутаты рассмотрят в
первом чтении в авторской редакции. Об этом сообщил
председатель парламентской комиссии по образованию,
культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир
Зданович.
«Вы отчислены, молодой человек!»
Если документ будет принят, появится конкретный перечень
причин отчисления из образовательных учреждений. Правда,
отчисление станет возможным лишь в старшей школе.
Перспектива быть отчисленным, по
мнению депутата, явится стимулом для хорошей учебы.
«Причем плохо учиться - это не сдача предметов на двойку.
Речь идет о неуспеваемости по трем и более предметам», -
сказал Зданович.
Кодекс вводит понятие «дисциплинарный
поступок», за который можно получить замечание, выговор и
отчисление. «Наказать за дисциплинарный поступок просто
по прихоти преподавателя будет нельзя. Необходимо собрать
заседание школьного коллектива с приглашением родителей и
директора, вынести соответствующий приказ, огласить его»,
- сказал депутат.
Перечень дисциплинарных поступков
включает неуважительное отношение к педагогам, ко всем
участникам образовательного процесса, порчу имущества и
так далее.
Можно предположить, что с принятием
Кодекса об образовании школа станет еще более жесткой по
отношению к инакомыслию и получит механизм борьбы с ним.
Хотя и ранее с неугодными справлялись довольно успешно.
Показательным является пример исключения из школы перед
последним экзаменом по английскому языку активиста
международной молодежной организации «Молодой фронт»
(Чехия) Ивана Шило. Молодой человек утверждал, что
происшедшее было связано с его политической
деятельностью. Экзамен по английскому языку молодой
человек сдал - к слову, на 9 баллов - только в этом году.
Униформа для учителей
О возвращении к старому напомнила и инициатива ввести
школьную форму. Владимир Зданович прокомментировал
планируемое нововведение так: «Сейчас в школе необходимо
соблюдать деловой стиль одежды, но это определение
расплывчато. Выпускается около 400 видов формы для
учеников разного класса. Это приводит к тому, что ученики
делятся по социальному статусу внутри школы. Такого
нельзя допускать».
Здесь возникает вопрос - депутаты
действительно полагают, что в нашей стране до сих пор,
как и в советские времена, о социальном статусе судят
лишь по одежде? Между тем о материальном достатке
свидетельствует не только пиджак, но, как минимум, и
мобильный телефон школяра. Или машина, на которой его
привозят в альма-матер.
Впрочем, вводить одинаковую школьную
форму по всей стране не будут, ограничатся своей формой в
пределах каждого учреждения образования.
И самое интересное - парламент
«сделает попытку ввести форму и для педагогических
работников». Владимир Зданович считает, что учителя даже
от этого выиграют - будет меньше проблем, во что одеться.
Короче, учителей приравняют к военным.
«Пусть безобразно, зато
единообразно»?
Найдется ли в белорусской системе образования, которую
собираются тотально одеть в униформу, место для
творчества и инициативы, задается вопросом директор
общественного объединения «Образовательный центр
«ПОСТ» Владислав Величко. Он рассказал в интервью
«Белорусским новостям», что как представитель сферы
неформального образования заинтересован, чтобы в
документе были учтены интересы этой сферы. То есть
третьего сектора, бизнеса, предоставляющих
образовательные услуги.
Он также обратил внимание: - одно
дело принять документ, который заформализует сферу
образования, произведет какие-то спорные косметические
изменения. Другое - заняться улучшением системы.
«Насколько влияют на качество
образования и образовательный процесс такие новации, как
введение школьной формы, возможности исключать учеников
из школы»? - задается вопросом Владислав Величко.
Он также критично оценивает то, что в
Беларуси декларируется как единственная ценность
образования потребность экономики в той или иной
специальности. «Такой подход не соответствует современным
тенденциям в образовательных процессах в Европе.
Образованный человек - это не только хороший специалист.
Это еще хороший семьянин, гражданин, способный
интегрироваться в различные общественные процессы» -
подчеркнул он.
Владислав Величко выступает за
открытость и четкость в системе законов, регулирующих
образовательные процессы. При этом он говорит, что важно
не загонять школу в какие-то рамки, а стремиться к
интеграции с европейским образованием, особенно в сфере
неформального образования.
«Когда вся образовательная система загнана в рамки, а результат - это качественные отчеты, возникает мысль, что это не заменит живой образовательный процесс, свободное общение педагогов со школьниками и студентами. Излишняя регламентация отражается на качестве и мобильности, способности трансформироваться в соответствии с современными требованиями", - заключил Владислав Величко.