Кодекс об образовании приравняет учителей к военным
С принятием нового закона белорусская школа станет еще более жесткой по отношению к инакомыслию и получит механизм борьбы с ним.
Что такое Кодекс об образовании, «депутаты», в отличие от общественности, знают. Законопроект уже вносился в «палату представителей». Правда, после поспешного принятия декрета Лукашенко № 15 от 17 июля 2008 года «Об отдельных вопросах общего среднего образования» — проще говоря, отката к 11-летке — документ отозвали. То же, что удалось узнать о новой его редакции, навевает воспоминания о школьном опыте советских времен, пишут «Белорусские новости».
Проект кодекса «депутаты» рассмотрят в первом чтении в авторской редакции. Об этом сообщил председатель «парламентской» комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович.
Если документ будет принят, появится конкретный перечень причин отчисления из образовательных учреждений. Правда, отчисление станет возможным лишь в старшей школе.
Перспектива быть отчисленным, по мнению «депутата», явится стимулом для хорошей учебы. «Причем плохо учиться — это не сдача предметов на двойку. Речь идет о неуспеваемости по трем и более предметам», — сказал Зданович.
Кодекс вводит понятие «дисциплинарный поступок», за который можно получить замечание, выговор и отчисление. «Наказать за дисциплинарный поступок просто по прихоти преподавателя будет нельзя. Необходимо собрать заседание школьного коллектива с приглашением родителей и директора, вынести соответствующий приказ, огласить его», — сказал «депутат».
Перечень дисциплинарных поступков включает неуважительное отношение к педагогам, ко всем участникам образовательного процесса, порчу имущества и так далее.
Можно предположить, что с принятием Кодекса об образовании школа станет еще более жесткой по отношению к инакомыслию и получит механизм борьбы с ним. Хотя и ранее с неугодными справлялись довольно успешно. Показательным является пример исключения из школы перед последним экзаменом по английскому языку активиста «Маладога фронта» Ивана Шило. Исключение было связано с его политической деятельностью. Экзамен по английскому языку молодой человек сдал — к слову, на 9 баллов — только в этом году.
О возвращении к старому напомнила и инициатива ввести школьную форму. Владимир Зданович прокомментировал планируемое нововведение так: «Сейчас в школе необходимо соблюдать деловой стиль одежды, но это определение расплывчато. Выпускается около 400 видов формы для учеников разного класса. Это приводит к тому, что ученики делятся по социальному статусу внутри школы. Такого нельзя допускать».
По-видимому, «депутаты» действительно полагают, что в Беларусидо сих пор, как и в советские времена, о социальном статусе судят лишь по одежде.
Впрочем, вводить одинаковую школьную форму по всей стране не будут, ограничатся своей формой в пределах каждого учреждения образования.
И самое интересное — белорусская «палатака» «сделает попытку ввести форму и для педагогических работников». Владимир Зданович считает, что учителя даже от этого выиграют — будет меньше проблем, во что одеться. Короче, учителей приравняют к военным.
Найдется ли в белорусской системе образования, которую собираются тотально одеть в униформу, место для творчества и инициативы, задается вопросом директор общественного объединения «Образовательный центр «ПОСТ» Владислав Величко. Он рассказал, что как представитель сферы неформального образования заинтересован, чтобы в документе были учтены интересы этой сферы. То есть третьего сектора, бизнеса, предоставляющих образовательные услуги.
Он также обратил внимание: одно дело принять документ, который заформализует сферу образования, произведет какие-то спорные косметические изменения. Другое — заняться улучшением системы.
«Насколько влияют на качество образования и образовательный процесс такие новации, как введение школьной формы, возможности исключать учеников из школы»? — задается вопросом Владислав Величко.
Он также критично оценивает то, что в Беларуси декларируется как единственная ценность образования потребность экономики в той или иной специальности. «Такой подход не соответствует современным тенденциям в образовательных процессах в Европе. Образованный человек — это не только хороший специалист. Это еще хороший семьянин, гражданин, способный интегрироваться в различные общественные процессы» — подчеркнул он.
Владислав Величко выступает за открытость и четкость в системе законов, регулирующих образовательные процессы. При этом он говорит, что важно не загонять школу в какие-то рамки, а стремиться к интеграции с европейским образованием, особенно в сфере неформального образования.
«Когда вся образовательная система загнана в рамки, а результат — это качественные отчеты, возникает мысль, что это не заменит живой образовательный процесс, свободное общение педагогов со школьниками и студентами. Излишняя регламентация отражается на качестве и мобильности, способности трансформироваться в соответствии с современными требованиями», — заключил Владислав Величко.