Сервис у обочины

Источник материала:  

Сервис у обочиныДогонять уходящее лето мы с друзьями отправились за город, по логойской трассе. Впрочем, до первоначального «места сбора» так и не доехали. По пути приглянулось живописное местечко, благоустроенное как будто специально для того, чтобы прекрасно провести время на природе. Там есть беседка, скамейки и даже урны, чтобы остатки пиршества не портили чудесный пейзаж.

 

Как оказалось, не предусмотрели только одного - туалета. В результате несложно представить, как выглядит прилегающий лесной массив, который отдыхающие используют совсем не для прогулок. А между тем именно по таким «мелочам» о нашем придорожном сервисе судят туристы, дальнобойщики, словом, все, кто проезжает по белорусским дорогам.
Несколько лет назад на государственном уровне было принято сразу несколько программ, направленных на улучшение сферы придорожного сервиса: Национальная программа развития туризма в Беларуси на 2006-2010 годы и программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Интересно, изменилась ли ситуация в последнее время и чем еще, кроме чистоты и порядка, поражают гостей белорусские дороги?


Мелочей не бывает
Выгодное географическое положение Беларуси можно использовать гораздо интенсивнее - привлекать туристов, развивать транзит. Естественно, для этого нужно приложить некоторые усилия, и одно из направлений, в котором предстоит еще немало сделать, - развитие придорожного сервиса. Посмотрим, на какой уровень следует равняться тем, кто занят в этой сфере. О своих впечатлениях, которые оставили поездки по дорогам европейских государств, рассказал водитель Николай Валл, которому по роду деятельности не однажды доводилось побывать как в странах Западной, так и Восточной Европы.
- Придорожный сервис в Западной Европе - что в Бельгии, Голландии, что в Германии - развит очень хорошо. Даже придраться не к чему. Естественно, прекрасно обустроены заправки, стоянки. Много гостиниц, разных магазинчиков, кафе, ресторанов, среди которых каждый в зависимости от достатка может выбрать себе что-нибудь подходящее. Кстати, на каждой заправке обязательно есть где перекусить. Можно принять душ, что также важно и для дальнобойщиков, и для туристов, которые много времени проводят в дороге. А в целом западноевропейцы проявляют себя в деталях. Непременно хорошо оборудованы подъезды к стоянкам, вдоль дорог - знаки, на которых подробно указано, что именно есть впереди. Об уровне их сервиса можно судить уже по таким, казалось бы, мелочам. И отношение к клиентам совсем другое. Например, если при дороге есть большой паркинг с заправкой, гостиницей, кафе, то есть большая вероятность того, что там найдется сотрудник, который сможет объясняться по-русски. Это тоже приятный бонус для выходцев из бывшего СССР, которые путешествуют по немецким городам.
И конечно, то, что очень сильно отличает европейские дороги от белорусских, - это туалеты. То, что они есть на любой заправке-остановке, это само собой разумеется. Кроме того, биотуалеты установлены вдоль дорог. Не могу сказать, что везде в туалетах все автоматизировано, но то, что обязательно чисто, есть бумага, мыло - это сто процентов. Кстати, в большинстве случаев предусмотрена также кабинка для инвалидов. Туалеты бесплатные. Обслуживают их частники. Один мой знакомый содержит сеть туалетов в Австрии и Германии, это ему оплачивает какая-то из государственных служб, и ему выгодно заниматься таким бизнесом.

Наши соседи
- Что касается Восточной Европы, - продолжает Николай Валл, - то там довольно быстрыми темпами подтягиваются к западному уровню. На центральных трассах в Польше все красиво, много кафе, заправок, отелей, достаточно туалетов, есть где принять душ. Там же много моек для большегрузных авто, наверное, даже больше, чем в Германии, и они дешевле. В Польше немало охраняемых стоянок для дальнобойщиков. У нас же таких стоянок для фур недостаточно, а водителям очень важно знать, что ты можешь остановиться и спокойно отдохнуть, не заботясь о сохранности машины и груза.
Цены на питание в восточноевропейских странах, понятно, более доступны, чем, например, в Германии. К слову, в Словакии так называемые «дежурные блюда» - бифштекс, три вида салата, бокал пива - обошлись мне в сумму, равную пяти долларам.
Конечно, не могу сказать, что в той же Польше придорожный сервис везде развит на высшем уровне. Все красиво и хорошо на центральных трассах, но стоит проехать вглубь, как картинка меняется. Однако постепенно. Зато очень многие поляки - причем не только горожане, но и жители деревень - заняты именно в придорожном сервисе. Странно, что у нас, в Беларуси, люди почему-то не стремятся заниматься этим делом. И если возле крупных городов еще появляются кафе-рестораны, то жители деревень, расположенных возле трасс, не очень заинтересованы в развитии такого бизнеса. А ведь это и новые рабочие места, и уровень обслуживания на наших дорогах. Все это нужно развивать, потому что нам есть чем заинтересовывать людей из других стран. Это и санатории, и просто охота-рыбалка. Многие иностранцы, с кем мне приходилось общаться, очень лестно отзываются о чистоте в городах и вдоль дорог, о красивой природе, о доброжелательности белорусов, но вот наш сервис зачастую не выдерживает никакой критики.


Мыло есть, бумага - в дефиците
Корреспонденты «Знаменки» отправились по дороге в гродненском направлении, чтобы самим проверить, так ли сложно водителям найти, где поесть, отдохнуть и сходить в туалет. Удовлетворить первую из перечисленных потребностей оказалось проще всего. По пути, особенно на выезде из Минска, то и дело попадались уютные кафе. По мере удаления от столицы пунктов питания становилось все меньше, однако перекусить все-таки было где. А вот туалет пришлось поискать подольше. Наконец, долгожданный WC мы нашли на автозаправке. Никаких преград на пути к нему не было: кассир вежливо подсказала, куда пройти. Внутри оказалось на удивление чисто, но... туалетной бумаги в кабинке с «евроремонтом» не обнаружилось. У зеркала висел пустой контейнер для жидкого мыла, правда, огрызочек мыльной продукции все же нашелся рядом с умывальником. Зато сушилка для рук работала исправно. Конечно, это гораздо лучше, чем изгаженные деревянные уборные, и все же такие мелочи портят общее впечатление.
Чтобы составить более полную картину, с вопросом о том, какие ощущения оставляет белорусский придорожный сервис, мы обратились к одному из дальнобойщиков на заправке. Литовский водитель Марек, который перевозит грузы по России, Украине, Беларуси, Литве, рассказал, что в целом всем доволен, однако стоянок, где можно передохнуть, на наших дорогах не хватает. Литовец также пожаловался: очень мало мест, где можно принять душ, а на вопрос о туалетах лишь пожал плечами, мол, сами наверняка знаете. Слов восхищения белорусской кухней и о том, какие вкусные у нас драники, мы, к сожалению, тоже не услышали. Марек объяснил, что любит только привычную литовскую пищу, поэтому в дороге готовит себе сам.
В целом же объекты придорожного сервиса распределены по дорогам республики очень неравномерно. Их много возле крупных городов и по главным магистралям, а вот на других магистралях - очень не хватает.


Нет машин - нет услуг
Всего, по информации департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций, в Беларуси действует больше 1,6 тысячи платных объектов придорожного сервиса. Вдоль дорог республики расположено 417 автозаправочных станций, 79 пунктов постоя, 34 мойки, 138 стоянок автотранспорта, 106 станций технического обслуживания, 448 предприятий торговли и 449 пунктов питания. С каждым годом точек обслуживания на белорусских дорогах становится все больше. Однако развитие этой отрасли тормозит не самая большая интенсивность движения на наших дорогах. Считается, что этот бизнес выгоден тогда, когда по дороге проезжает не менее 8 тысяч автомобилей в сутки. Такой уровень отмечается только на участках самой оживленной белорусской трассы М1.


Обслуживание с душком
Впрочем, дело не только в количестве кафе-гостиниц-заправок, но и в качестве обслуживания. Сейчас к объектам придорожного сервиса предъявляются очень высокие требования в плане и размещения, и оформления. Контролирующие органы периодически проверяют, насколько качественная пища реализуется в точках питания, и находят нарушения.
Нешуточному риску в разгар лета подвергали свое здоровье посетители двух придорожных точек общепита, расположенных вдоль автодороги Витебск - Минск: «Вираж» и «101-й километр». Такие выводы напрашиваются по результатам июльской проверки Комитета госконтроля Придвинского края.
В частности, как установили сотрудники КГК, в закусочной «101-й километр», что в окрестностях поселка Бегомль Докшицкого района, нарушались температурные условия хранения продуктов питания. Три килограмма фарша, предназначенного для приготовления котлет и фрикаделек, здесь содержались при +12 градусах Цельсия. Хотя режим хранения этого полуфабриката предусмотрен от +2°С до +4°С, причем не более шести часов. «Естественно, когда при хранении продовольствия игнорируются температурные нормы, то оно портится и, фактически, становится непригодным в пищу», - замечает заместитель начальника управления КГК по Витебской области Франц Венскович.
Кроме того, во время проверки повар «101-го километра» Лариса Батуро готовила блюда в сережках и с цепочкой. «В соответствии с санитарными правилами на работниках кухни не должно быть никаких ювелирных украшений, - говорит Франц Венскович. - Ведь та же цепочка может случайно и незаметно для повара упасть в пищу, которую он готовит».
А в закусочной «Вираж», что находится в деревне Боровка Лепельского района, продавались продукты питания с истекшими сроками годности. Покупателям предлагали испорченные жевательный мармелад, ванильный зефир и гречневую кашу со свининой. Причем конечный срок реализации последней истек еще в сентябре прошлого года.
По результатам проверки виновные привлечены к административной ответственности. Лариса Батуро оштрафована на 105 тысяч рублей, а буфетчице «Виража» Ирине Лапшиной придется раскошелиться на 70 тысяч.

 

←В Москве скончался Семен Фарада

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика