Человек собаке друг?
17.08.2009 16:38
—
Новости Общества
Проблема бездомных животных в Минске стоит очень остро. Каждый день в ГП "Фауна города" поступают новые животные, которым нужен хозяин. На предприятии работают волонтеры, но рабочих рук катастрофически не хватает. О том, с какими проблемами сталкиваются люди, желающие помочь несчастным животным, рассказывает волонтер Татьяна Войтович.
– Сколько волонтеров помогает сейчас на предприятии "Фауна города"?
– На данный момент официально разрешен допуск 13 добровольным помощникам по работе с собаками и 15 волонтерам по работе с котами. К сожалению, человек, который хочет помогать, не может делать этого без согласования с руководством предприятия.
– По вашим наблюдениям, сколько собак отлавливают в городе?
– Количество отловленных собак назвать трудно, потому что оно зависит от времени года и даже от дней в неделе: в какой-то день меньше, в какой-то больше. За 2007 год, по официальным данным, в Минске было отловлено 4200 животных. Из них диких животных, как правило, не больше 5-7%, остальные животные либо домашние, либо бывшие домашние.
Очень остро стоит вопрос со щенками. Нестерилизованная самка может принести до двадцати щенков в год. Часть из них отлавливается, часть вырастает и выходит к человеку. Отлов не может полностью решить проблему бродячих животных.
– Сколько зараженных бешенством и другими болезнями животных попадает в "Фауну города"?
– У всех животных, которые отстаивали десятидневный карантин по бешенству, заболевание не подтвердилось. В течение пяти лет не наблюдается бешенства и у котов. Большинство покусов животными идет от неумения людей общаться с животными и правильно вести себя при них.
Десятидневный карантин по бешенству проходят только те животные, которые попали к нам после случаев покусов человека. Остальные животные находятся на предприятии пять суток. Это делается для того, чтобы хозяева смогли найти своих питомцев. По истечении пяти суток животное может быть передано другому человеку с соответствующей оплатой.
– Много ли хозяев обращается к вам за потерянными животными?
– Проблема наших владельцев в том, что многие свято верят в истину "погуляет и вернется". Так выпускаются коты "погулять и вернуться"; убежала собака, но она "погуляет и вернется". А через две-три недели человек понимает, что животное потерялось. Этого допускать нельзя. Как только животное не вернулось домой, необходимо начинать его поиски, потому что в отлов попадают даже породистые коты с ошейниками и собаки в намордниках, если при них нет хозяина. Это прописано в правилах отлова, и с этим ничего не поделаешь.
Начинать поиски нужно со своего района: развесить объявления, поговорить с дворниками, с людьми на улице. Обязательно нужно обратиться на ГП "Фауна города" на ул. Гурского, 42, оставить там заявление о потере, желательно с фотографией. Хотя бы раз в неделю нужно приезжать туда и просматривать животных в поисках своего, потому что через какое-то время животных могут забрать как в новую семью, так и на учебные или научные опыты.
– Как происходит процедура отлова животных?
– Бригада по отлову работает ежедневно. Есть вечерняя бригада, которая работает по срочным вызовам. Отловы в основном происходят по заявкам ЖЭСа.
– В каких условиях находятся животные?
– Нельзя сказать, что условия очень плохие. Но оборудование на предприятии устаревшее, в полуаварийном состоянии, не соответствует европейским нормам. Устарело и оборудование для отлова. С тем оборудованием, которое есть на данный момент, мы пытаемся создать максимально хорошие условия. Но они совершенно не сравнимы с европейскими.
– Сколько и какого корма полагается животному, находящемуся в "Фауне города"? Сколько раз его положено выгуливать?
– Выгул – это недавняя инициатива, наконец-то он внесен и в график работы по уходу. Собаки выгуливаются волонтерами и рабочими по уходу два раза в день: по два часа утром и вечером. Правда, приходится выгуливать животных в небольшом загоне, так как вокруг предприятия нет оборудованной площадки для прогулок.
Когда закупали сухой корм для котов, на одного кота рассчитывали 40 граммов в сутки. На данный момент закупается кровяная колбаса примерно с теми же нормами расходов. Для собак варится кастрюля каши, иногда на костном бульоне. На каждую собаку в зависимости от ее размера полагается примерно миска каши и миска воды на сутки.
– Случается ли, что при отлове животных калечат?
– Очень сложно определить, было ли покалечено животное при отлове или до него. Но травмированных животных привозят довольно часто. Учитывая то, что у нас нет гуманных инструментов, после процедуры отлова все животные находятся в стрессовом состоянии: коты забиваются в углы клетки, собаки прячутся за будки, и с ними очень сложно наладить контакт.
Очень часто из-за негативных ассоциаций наши животные с недоверием относятся в последующем к мужчинам, потому что волонтеры у нас в основном девушки, а в бригаде по отлову работают мужчины.
– Что происходит по истечении пяти суток содержания на предприятии?
– В течение первых пяти суток животное может забрать только хозяин, который возмещает затраты на его содержание. В дальнейшем животные содержатся около 10-15 суток, в течение которых его может взять себе любой другой человек. Часть животных находит свой дом, часть животных забирают наши волонтеры, которые моют, стригут, стерилизуют животных перед передачей их другим людям. Часть животных идет под эвтаназию – это дикие, больные или очень старые животные. Но усыпляться могут и те животные, которые уже перестояли все сроки.
Часть животных попадает на опыты. Предприятие заключает договоры с БелМАПО, медицинским университетом, представители которых выбирают животных для опытов. Мы просили руководство "Фауны города" ограничить передачу животных для учебных опытов, оставить только передачу для опытов научных. Но, к сожалению, мы не можем знать, на какие цели животных забирают.
– Бывали ли у вас случаи, когда хозяева объявлялись после того, как животное было передано на опыты или усыплено?
– У нас был случай, когда хозяин буквально в последний момент забрал свою собаку из вивария. Но это животное пришлось заменить другим.
– Из-за чего возникают конфликты между волонтерами и руководством "Фауны города"?
– Основная проблема – в сроках и стоимости содержания. Как показывает практика, абсолютно любое животное может найти дом. У нас забирали и пятнадцатилетних котов, и абсолютно слепых собак. Любое животное находит свой дом – нужно время, которого не хватает.
Кроме того, с каждым днем стоимость животного вырастает. Например, после 20 дней пребывания животного на предприятии дворняга будет стоить около 50 тысяч рублей. Как правило, люди не готовы отдавать такие деньги.
Большие проблемы возникают из-за того, что мы не можем привлекать к работе незарегистрированных волонтеров. Если раньше люди приезжали и помогали нам, то сейчас, когда введено определенное количество волонтеров в сутки – шесть волонтеров на работе с собаками, пять на работе с котами, – мы не успеваем вывести животное из стресса, найти с ним общий язык, определить характер питомца.
Кроме этого, с Нового года информацию о людях, которые забрали собак из питомника, мы обязаны передавать в ЖЭС, который начисляет им сбор. Зачастую те, кто хочет взять питомца для родителей или в качестве сторожа в частном секторе, просто отказываются от своего намерения из-за бумажной волокиты.
– Какие пути выхода можно найти из этой конфликтной ситуации?
– Есть некоторые подвижки. Увеличилось время содержания животных на предприятии до 15 суток. Кроме того, нам разрешили проводить акции по бесплатной передаче животных людям.
Но проблема в большей степени не в руководстве предприятия, а в несовершенстве законодательной базы, в том, что вся деятельность, связанная с безнадзорными животными, регулируется даже не законом, а всего лишь тремя положениями. У нас нет законов о защите животных, об ответственности за жестокое обращение с животными. Не предусмотрены льготы для людей, забирающих животных с предприятия, не предусмотрена обязательная стерилизация животных.
Долгое время с законодателями работали общества защиты животных "Зоосвет" и "Эгида". Одним волонтерам вряд ли удастся продвинуть какие-то нормативные документы.
– Каких изменений следует добиваться?
– Во-первых, добиваться нужно того, чтобы все наши проблемы решались в комплексе, а не отдельными мерами. Например, было бы логично ввести обязательную стерилизацию животных, которые находятся на объектах, собак, которые не представляют племенной ценности, – это значительно помогло бы сократить количество бездомных животных на улицах. Во-вторых, владельцам, которые забирают животных с предприятия, должна предоставляться скидка при стерилизации животных в государственных клиниках. В-третьих, необходимо построить государственный приют. Животные должны иметь шанс найти новую семью. Нужно упростить процесс создания частных приютов.
Кроме того, необходимо, чтобы публичные люди высказывали свою точку зрения на проблему бездомных животных, чтобы вызывали резонанс в обществе. Сейчас нас поддерживает певица Венера, Анастасия Тиханович. Если публичные люди сформируют положительный образ человека, который помогает бездомным животным, то молодежь потянется за их примером. Спасение жизни должно стать модным.
– Интересуются ли волонтеры ситуацией в регионах?
– Ситуация в регионах вообще катастрофическая. "Фауна города" – это единственная организация своего рода в Беларуси, где животные содержатся после отлова. Нигде, кроме Минска, таких предприятий нет. Животные либо отстреливаются, либо после отлова уничтожаются. Поэтому хотя бы в областных городах такие предприятия создавать необходимо.
– Сколько волонтеров помогает сейчас на предприятии "Фауна города"?
– На данный момент официально разрешен допуск 13 добровольным помощникам по работе с собаками и 15 волонтерам по работе с котами. К сожалению, человек, который хочет помогать, не может делать этого без согласования с руководством предприятия.
– По вашим наблюдениям, сколько собак отлавливают в городе?
– Количество отловленных собак назвать трудно, потому что оно зависит от времени года и даже от дней в неделе: в какой-то день меньше, в какой-то больше. За 2007 год, по официальным данным, в Минске было отловлено 4200 животных. Из них диких животных, как правило, не больше 5-7%, остальные животные либо домашние, либо бывшие домашние.
Очень остро стоит вопрос со щенками. Нестерилизованная самка может принести до двадцати щенков в год. Часть из них отлавливается, часть вырастает и выходит к человеку. Отлов не может полностью решить проблему бродячих животных.
– Сколько зараженных бешенством и другими болезнями животных попадает в "Фауну города"?
– У всех животных, которые отстаивали десятидневный карантин по бешенству, заболевание не подтвердилось. В течение пяти лет не наблюдается бешенства и у котов. Большинство покусов животными идет от неумения людей общаться с животными и правильно вести себя при них.
Десятидневный карантин по бешенству проходят только те животные, которые попали к нам после случаев покусов человека. Остальные животные находятся на предприятии пять суток. Это делается для того, чтобы хозяева смогли найти своих питомцев. По истечении пяти суток животное может быть передано другому человеку с соответствующей оплатой.
– Много ли хозяев обращается к вам за потерянными животными?
– Проблема наших владельцев в том, что многие свято верят в истину "погуляет и вернется". Так выпускаются коты "погулять и вернуться"; убежала собака, но она "погуляет и вернется". А через две-три недели человек понимает, что животное потерялось. Этого допускать нельзя. Как только животное не вернулось домой, необходимо начинать его поиски, потому что в отлов попадают даже породистые коты с ошейниками и собаки в намордниках, если при них нет хозяина. Это прописано в правилах отлова, и с этим ничего не поделаешь.
Начинать поиски нужно со своего района: развесить объявления, поговорить с дворниками, с людьми на улице. Обязательно нужно обратиться на ГП "Фауна города" на ул. Гурского, 42, оставить там заявление о потере, желательно с фотографией. Хотя бы раз в неделю нужно приезжать туда и просматривать животных в поисках своего, потому что через какое-то время животных могут забрать как в новую семью, так и на учебные или научные опыты.
– Как происходит процедура отлова животных?
– Бригада по отлову работает ежедневно. Есть вечерняя бригада, которая работает по срочным вызовам. Отловы в основном происходят по заявкам ЖЭСа.
– В каких условиях находятся животные?
– Нельзя сказать, что условия очень плохие. Но оборудование на предприятии устаревшее, в полуаварийном состоянии, не соответствует европейским нормам. Устарело и оборудование для отлова. С тем оборудованием, которое есть на данный момент, мы пытаемся создать максимально хорошие условия. Но они совершенно не сравнимы с европейскими.
– Сколько и какого корма полагается животному, находящемуся в "Фауне города"? Сколько раз его положено выгуливать?
– Выгул – это недавняя инициатива, наконец-то он внесен и в график работы по уходу. Собаки выгуливаются волонтерами и рабочими по уходу два раза в день: по два часа утром и вечером. Правда, приходится выгуливать животных в небольшом загоне, так как вокруг предприятия нет оборудованной площадки для прогулок.
Когда закупали сухой корм для котов, на одного кота рассчитывали 40 граммов в сутки. На данный момент закупается кровяная колбаса примерно с теми же нормами расходов. Для собак варится кастрюля каши, иногда на костном бульоне. На каждую собаку в зависимости от ее размера полагается примерно миска каши и миска воды на сутки.
– Случается ли, что при отлове животных калечат?
– Очень сложно определить, было ли покалечено животное при отлове или до него. Но травмированных животных привозят довольно часто. Учитывая то, что у нас нет гуманных инструментов, после процедуры отлова все животные находятся в стрессовом состоянии: коты забиваются в углы клетки, собаки прячутся за будки, и с ними очень сложно наладить контакт.
Очень часто из-за негативных ассоциаций наши животные с недоверием относятся в последующем к мужчинам, потому что волонтеры у нас в основном девушки, а в бригаде по отлову работают мужчины.
– Что происходит по истечении пяти суток содержания на предприятии?
– В течение первых пяти суток животное может забрать только хозяин, который возмещает затраты на его содержание. В дальнейшем животные содержатся около 10-15 суток, в течение которых его может взять себе любой другой человек. Часть животных находит свой дом, часть животных забирают наши волонтеры, которые моют, стригут, стерилизуют животных перед передачей их другим людям. Часть животных идет под эвтаназию – это дикие, больные или очень старые животные. Но усыпляться могут и те животные, которые уже перестояли все сроки.
Часть животных попадает на опыты. Предприятие заключает договоры с БелМАПО, медицинским университетом, представители которых выбирают животных для опытов. Мы просили руководство "Фауны города" ограничить передачу животных для учебных опытов, оставить только передачу для опытов научных. Но, к сожалению, мы не можем знать, на какие цели животных забирают.
– Бывали ли у вас случаи, когда хозяева объявлялись после того, как животное было передано на опыты или усыплено?
– У нас был случай, когда хозяин буквально в последний момент забрал свою собаку из вивария. Но это животное пришлось заменить другим.
– Из-за чего возникают конфликты между волонтерами и руководством "Фауны города"?
– Основная проблема – в сроках и стоимости содержания. Как показывает практика, абсолютно любое животное может найти дом. У нас забирали и пятнадцатилетних котов, и абсолютно слепых собак. Любое животное находит свой дом – нужно время, которого не хватает.
Кроме того, с каждым днем стоимость животного вырастает. Например, после 20 дней пребывания животного на предприятии дворняга будет стоить около 50 тысяч рублей. Как правило, люди не готовы отдавать такие деньги.
Большие проблемы возникают из-за того, что мы не можем привлекать к работе незарегистрированных волонтеров. Если раньше люди приезжали и помогали нам, то сейчас, когда введено определенное количество волонтеров в сутки – шесть волонтеров на работе с собаками, пять на работе с котами, – мы не успеваем вывести животное из стресса, найти с ним общий язык, определить характер питомца.
Кроме этого, с Нового года информацию о людях, которые забрали собак из питомника, мы обязаны передавать в ЖЭС, который начисляет им сбор. Зачастую те, кто хочет взять питомца для родителей или в качестве сторожа в частном секторе, просто отказываются от своего намерения из-за бумажной волокиты.
– Какие пути выхода можно найти из этой конфликтной ситуации?
– Есть некоторые подвижки. Увеличилось время содержания животных на предприятии до 15 суток. Кроме того, нам разрешили проводить акции по бесплатной передаче животных людям.
Но проблема в большей степени не в руководстве предприятия, а в несовершенстве законодательной базы, в том, что вся деятельность, связанная с безнадзорными животными, регулируется даже не законом, а всего лишь тремя положениями. У нас нет законов о защите животных, об ответственности за жестокое обращение с животными. Не предусмотрены льготы для людей, забирающих животных с предприятия, не предусмотрена обязательная стерилизация животных.
Долгое время с законодателями работали общества защиты животных "Зоосвет" и "Эгида". Одним волонтерам вряд ли удастся продвинуть какие-то нормативные документы.
– Каких изменений следует добиваться?
– Во-первых, добиваться нужно того, чтобы все наши проблемы решались в комплексе, а не отдельными мерами. Например, было бы логично ввести обязательную стерилизацию животных, которые находятся на объектах, собак, которые не представляют племенной ценности, – это значительно помогло бы сократить количество бездомных животных на улицах. Во-вторых, владельцам, которые забирают животных с предприятия, должна предоставляться скидка при стерилизации животных в государственных клиниках. В-третьих, необходимо построить государственный приют. Животные должны иметь шанс найти новую семью. Нужно упростить процесс создания частных приютов.
Кроме того, необходимо, чтобы публичные люди высказывали свою точку зрения на проблему бездомных животных, чтобы вызывали резонанс в обществе. Сейчас нас поддерживает певица Венера, Анастасия Тиханович. Если публичные люди сформируют положительный образ человека, который помогает бездомным животным, то молодежь потянется за их примером. Спасение жизни должно стать модным.
– Интересуются ли волонтеры ситуацией в регионах?
– Ситуация в регионах вообще катастрофическая. "Фауна города" – это единственная организация своего рода в Беларуси, где животные содержатся после отлова. Нигде, кроме Минска, таких предприятий нет. Животные либо отстреливаются, либо после отлова уничтожаются. Поэтому хотя бы в областных городах такие предприятия создавать необходимо.