Почему белорусский сок дорогой?

Источник материала:  
14.08.2009 09:00 — Новости Общества
Для обеспечения покупательской привлекательности белорусские предприятия переходят на разлив соков в тетрапакеты.

В нашей семье всего двое детей. Но уже сейчас мы зовем тетрапакеты “тарой для эгоистов”. Сок покупаем в трехлитровых банках. Во-первых, одной в нежаркий день хватает как раз на день. Во-вторых, стекло — самая безвредная тара. Сок покупаем в основном березовый. Он самый натуральный, полезный, в нем меньше всего сахара, он местный, т.е. лучше усваивается. Все в нем отлично, кроме цены.

Весной лесничества продавали населению березовый сок по 250 рублей за литр. Трехлитровая банка с крышкой стоят около полутора тысяч. Итого себестоимость трехлитровой банки березового сока получается, грубо говоря, 2,5 тысячи рублей. Почему же в магазинах он стоит 6-7 тысяч рублей? Это не на много дешевле апельсинового, мультифруктового и прочих разбавленных водой заморских концентратов. Нет ли перекрестного субсидирования, когда на березовый сок предприятием перекладывается часть стоимости заморских соков? Читатель, пожелавший остаться неизвестным.

Не можем не согласиться с нашим читателем. Ибо своими глазами видели березовый сок в тетрапаках стоимостью около 4 тысяч рублей за литр. По такой же цене продаются соки из ананасов. Мы адресовали этот вопрос специалистам концерна “Белгоспищепром”.

Как они объяснили, отпускная цена березового сока на заводе-производителе складывается из затрат предприятия на выпуск продукции. В первую очередь это стоимость сырья и вспомогательных материалов (сахар, лимонная кислота и др.).

Следует иметь в виду, что наряду с самым обычным и популярным “Соком березовым с сахаром” белорусские предприятия сегодня вырабатывают около 60 наименований соков на основе березового: с добавлением соков различных культурных и дикорастущих ягод, с настоями лекарственных трав — душицы, цветков липы, ромашки, мелиссы и др. Ряд предприятий выпускает березовый сок с добавлением меда, сухофруктов, настоев овса, различных цитрусовых соков — лимона, апельсина, мандарина, грейпфрута.

Кроме того, в отпускную цену включены стоимость тары, крышки, тепло- и электроэнергии, зарплаты и отчисления, расходы по содержанию оборудования, включая амортизационные отчисления, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Предприятие платит немало налогов с оборота, в том числе сельскохозяйственный налог (1 процент) и налог на добавленную стоимость (18 процентов). Они тоже включаются в себестоимость продукции. Во многом она зависит и от степени загрузки мощностей предприятия: чем ритмичнее оно работает, чем больше объем производства продукции — тем дешевле готовая продукция.

Из чего можно сделать логическое умозаключение: чем больше мы будем покупать березового сока, тем дешевле он будет. На сок березовый с сахаром в 3-литровой таре в этом году минимальная отпускная цена сложилась на уровне 4071 рубля (ОАО “Малоритский консервно-овощесушильный комбинат”), максимальная — 5983 рубля (ОАО “Горынский агрокомбинат”). Это та цена, по которой сок закупается на предприятии. Прибавьте к ней еще торговую наценку. По информации Министерства торговли, она может достигать 30 процентов. Вот и получается, что цена сока в торговых точках составляет 5-7 тысяч рублей за 3 литра.

К слову, в этом году заготовкой и переработкой березового сока в Беларуси занимались порядка 40 организаций. И для промышленной переработки они заготовили его 13,8 тысячи тонн.

←Медицина: сколько кадров ни накуй, все равно разбегутся

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика