Анатолий Грицкевич: «Благодаря Радзивиллам белорусский язык стал государственным в ВКЛ»
Белорусские исследователи отмечают важную роль, которую сыграли в истории Беларуси князья Радзивиллы, останки которых вскоре будут перезахоронены в Литве.
С 3 по 5 сентября в Вильнюсе пройдет церемония прощания с останками представителей известного белорусского княжеского рода Радзивиллов. В эти дни в рамках программы так называемого «1000-летия Литвы» пройдет их перезахоронение.
Останки восьми представителей княжеского рода Радзивиллов были найдены в Дубингяйском городище в 2004 году.
Среди них — канцлер ВКЛ, виленский воевода Николай Радзивилл Черный и его жена Елизавета; канцлер ВКЛ, виленский воевода Николай Радзивилл Рыжий, его сын Николай Радзивилл (1546-1589), Николай Радзивилл - внук Н. Радзивилла Рыжего, Януш Радзивилл (1579-1620).
В интервью сайту www.charter97.org известный ученый, профессор, доктор исторических наук Анатолий Грицкевич рассказал, чем был знаменит княжеский род и почему нынешние белорусские власти пытаются стереть память о Радзивиллах.
«Представители Радзивиллов, которых перезахоронят в Литве, относятся к разным ветвям княжеского рода, -- рассказывает историк. -- Николай Радзивилл Черный и его наследники – это несвижская линия. Радзивилл Черный был лидером протестантства, а точнее, кальвинизма. По теперешнему формату его можно считать¬ «реформатором». Он принял протестантство, а его дети вернулись в католицизм.
Януш Радзивилл относится к биржанско-кейданской линии княжеского рода. Эта линия все время оставалась протестантской. Но в целом, и первая и вторая линии принадлежат одному большому роду, который имел непосредственное отношение к Беларуси. Радзивиллы были хорошо известны как в ВКЛ, так и за его пределами. Они имели на территории современной Беларуси свои владения. Так до конца 17 века второй линии Радзивиллов принадлежало Слуцкое княжество».
По словам Анатолия Грицкевича, белорусская культура во многом обязана Радзивиллам.
«Радзивиллы были политическими, военными и культурными деятелями, -- говорит доктор исторических наук. -- Кроме того, они были меценатами: открывали школы, способствовали развитию образования и культуры. Так как основные владения Николая Радзивилла Черного находились на территории Беларуси, много школ появилось и у нас. К тому же национальным языком ВКЛ в то время был белорусский. Только в середине 16 века магнаты стали частично говорить по-польски. Поэтому тот факт, что сегодня Радзивиллов перезахоронят в Литве, особого значения не имеет. Просто, как государственные деятели, они жили в Вильне. Я специально не говорю «Вильнюс», потому что это было бы анахронизмом. Вильнюс как литовский город появился только в 21 веке, когда процент литовского населения перевалил 50%. До этого там всегда преобладало белорусское население».
Анатолий Грицкевич подчеркивает, что Радзивиллы способствовали укоренению белорусского языка в ВКЛ.
«Возможно, Николай Радзивилл Черный в жизни и не говорил по-белорусски, но то, что он сделал белорусский язык государственным и употреблял его как государственный деятель - очень похвально, -- замечает историк. -- В итоге наш язык получил широкое распространение. Например, в 16 веке, когда виленский судья ехал разбирать судебные дела в те деревни, которые находились в глуби страны, он всегда брал с собой переводчика. Потому что судья говорил на белорусском языке, а местное население на жмудском или литовском, и они просто друг друга не понимали (Смеется).
В Виленском университете хранится несколько десятков городских книг времен Николая Радзивилла Рыжего. Так вот - все протоколы велись только на белорусском языке. Еще можно вспомнить, как создавалась Несвижская ординация, которую подписал король Стефан Баторий. Она определяла правила передачи земли по наследству, по мужской линии. В ней, например, было сказано: «…а дзевак к зямле не падпускаць». Все было написано на белорусском языке».
Доктор исторических наук уверен, что сегодняшние белорусские власти стирают историческую память о Радзивиллах.
«Власти Литвы поддерживают историю, и это похвально. Но они стремятся всю историю ВКЛ приписать себе, -- говорит Анатолий Грицкевич. -- А властям Беларуси эта история совершенно неинтересна. Потому что история у нас начинается с 1944 года, со времени освобождения Красной армией Минска. Белорусы уже не идентифицируют себя с Радзивиллами. Об этом мало рассказывают в школе, а наши составители школьной литературы пытаются «размазать» историю. Так что сегодня мы во многом вернулись к советским временам».