Cбережения населения в Беларуси защищают от инфляции путем изменения процентных ставок по вкладам
Источник материала: БелТА
24.06.2009 17:20
—
Новости Общества
24 июня, Минск /Людмила Сац - БЕЛТА/. Защита сбережений населения Беларуси от инфляции осуществляется путем изменения процентных ставок по вкладам. Об этом сообщил сегодня министр финансов Беларуси Андрей Харковец, представляя депутатам законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в законы Республики Беларусь "Об индексации доходов населения с учетом инфляции", "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" и "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", передает корреспондент БЕЛТА.
Проектом нового закона предусматривается исключение из объекта правового регулирования нормы об индексации сбережений граждан. По словам Андрея Харковца, есть иной механизм защиты сбережений населения от инфляции. "Этот механизм реализуется банками путем изменения процентных ставок по вкладам", - пояснил он. Сложившаяся практика начисления процентов по банковским вкладам также показывает их зависимость от ставки рефинансирования Национального банка, которая постоянно корректируется с учетом сложившегося уровня инфляции. Таким образом, процентные ставки по депозитам уже включают в себя возмещение гражданам инфляционных потерь по сбережениям. Нормы закона "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" на практике не применяются. В связи с этим новым законопроектом устранены противоречия и пробелы, выявленные в ходе правоприменительной практики. Изменения, вносимые в этот закон, никоим образом не ухудшают существующее положение вкладчиков.
Кроме того, новый законопроект предусматривает наделение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц полномочиями по осуществлению функций временной администрации по управлению банком для предупреждения его банкротства, а также функции антикризисного управляющего при осуществлении процедуры банкротства банка. Заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Николай Лузгин подчеркнул, что ранее эти функции возлагались на Национальный банк, что противоречит международным нормам, хотя потребность антикризисного управления в белорусских банках и возникала эпизодически. Соответствующие нормы будут внесены и в закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Беларусь обратилась к ЕС с просьбой об оказании финансовой поддержки, сообщил Андрей Харковец. "Мы пока направили обращение по этому поводу, ждем соответствующей реакции. Я думаю, что рассмотрение этих вопросов состоится в самое ближайшее время", - отметил министр. По его словам, Беларусь ожидает получить результаты предварительного рассмотрения обращения примерно через 10 дней.
"Мы не запрашивали конкретные суммы. Мы знаем, что в ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования. Оно увязано с работой МВФ в странах, которые запрашивают такую поддержку. Поэтому, чтобы комплексно подойти к вопросам финансирования, мы воспользовались и этой возможностью в том числе", - подчеркнул министр. Он пояснил: "Речь идет о том, что будут рассматриваться суммы в контексте недостающего финансирования. Поддержка может быть оказана в объеме 2/3 части от этой суммы".
Беларусь вернется к переговорам с Россией по кредиту после одобрения МВФ первого обзора программы "стэнд-бай". "Мы с российскими коллегами вопрос пока не обсуждаем, так как нет окончательной официальной позиции МВФ. Мы дождемся реакции МВФ, которая подтвердит правильность нашей экономической политики. Это будет то, с чем можем пойти на переговоры с Россией, ранее этого срока мы не будем возобновлять переговоры", - сказал министр.
Андрей Харковец напомнил, что ранее российская сторона заявляла о том, что хотела бы дождаться результатов обзора миссии МВФ по программе "стэнд-бай" для Беларуси.
Беларусь и Россия заключили соглашение, предусматривающее выделение Беларуси стабилизационного кредита в 2008-2009 годах в размере $2 млрд. Первый транш кредита в размере $1 млрд. поступил на счет Министерства финансов в Нацбанке Беларуси 18 ноября 2008 года. Второй в размере $500 млн. - в марте 2009 года.
Международный валютный фонд предоставит Беларуси второй транш в размере $675 млн. Кроме того, МВФ по просьбе белорусской стороны готов увеличить общую сумму кредита на $1 млрд. - с $2,46 млрд. до $3,46 млрд.
В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Николай Лузгин проинформировал журналистов, что заседание Совета директоров МВФ по вопросу увеличения финансовой поддержки Беларуси на $1 млрд. планируется провести в последних числах июня.
По словам Николая Лузгина, предварительно заседание было назначено на 29 июня. "Мы надеемся на положительное решение Совета директоров МВФ, так как Беларусь все условия выполняет", - подчеркнул он.
Исполнительный совет директоров МВФ 12 января 2009 года утвердил соглашение о выделении Беларуси кредита "стэнд-бай" в размере $2,46 млрд. В январе было выделено около $800 млн. Также было принято решение, что остальная часть кредита будет предоставляться поэтапно до начала 2010 года на основании результатов ежеквартальных обзоров реализации программы. Так, уже с 29 апреля по 12 мая в Минске работала миссия МВФ по первому обзору программы. По итогам визита было принято решение о том, что сотрудники фонда будут рекомендовать руководству МВФ и Исполнительному Совету Директоров увеличить объем поддержки для Беларуси на сумму около $1 млрд. Ожидается, что уже в начале июля Беларусь может получить второй транш кредита МВФ в размере $675 млн.
Проектом нового закона предусматривается исключение из объекта правового регулирования нормы об индексации сбережений граждан. По словам Андрея Харковца, есть иной механизм защиты сбережений населения от инфляции. "Этот механизм реализуется банками путем изменения процентных ставок по вкладам", - пояснил он. Сложившаяся практика начисления процентов по банковским вкладам также показывает их зависимость от ставки рефинансирования Национального банка, которая постоянно корректируется с учетом сложившегося уровня инфляции. Таким образом, процентные ставки по депозитам уже включают в себя возмещение гражданам инфляционных потерь по сбережениям. Нормы закона "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" на практике не применяются. В связи с этим новым законопроектом устранены противоречия и пробелы, выявленные в ходе правоприменительной практики. Изменения, вносимые в этот закон, никоим образом не ухудшают существующее положение вкладчиков.
Кроме того, новый законопроект предусматривает наделение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц полномочиями по осуществлению функций временной администрации по управлению банком для предупреждения его банкротства, а также функции антикризисного управляющего при осуществлении процедуры банкротства банка. Заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Николай Лузгин подчеркнул, что ранее эти функции возлагались на Национальный банк, что противоречит международным нормам, хотя потребность антикризисного управления в белорусских банках и возникала эпизодически. Соответствующие нормы будут внесены и в закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Беларусь обратилась к ЕС с просьбой об оказании финансовой поддержки, сообщил Андрей Харковец. "Мы пока направили обращение по этому поводу, ждем соответствующей реакции. Я думаю, что рассмотрение этих вопросов состоится в самое ближайшее время", - отметил министр. По его словам, Беларусь ожидает получить результаты предварительного рассмотрения обращения примерно через 10 дней.
"Мы не запрашивали конкретные суммы. Мы знаем, что в ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования. Оно увязано с работой МВФ в странах, которые запрашивают такую поддержку. Поэтому, чтобы комплексно подойти к вопросам финансирования, мы воспользовались и этой возможностью в том числе", - подчеркнул министр. Он пояснил: "Речь идет о том, что будут рассматриваться суммы в контексте недостающего финансирования. Поддержка может быть оказана в объеме 2/3 части от этой суммы".
Беларусь вернется к переговорам с Россией по кредиту после одобрения МВФ первого обзора программы "стэнд-бай". "Мы с российскими коллегами вопрос пока не обсуждаем, так как нет окончательной официальной позиции МВФ. Мы дождемся реакции МВФ, которая подтвердит правильность нашей экономической политики. Это будет то, с чем можем пойти на переговоры с Россией, ранее этого срока мы не будем возобновлять переговоры", - сказал министр.
Андрей Харковец напомнил, что ранее российская сторона заявляла о том, что хотела бы дождаться результатов обзора миссии МВФ по программе "стэнд-бай" для Беларуси.
Беларусь и Россия заключили соглашение, предусматривающее выделение Беларуси стабилизационного кредита в 2008-2009 годах в размере $2 млрд. Первый транш кредита в размере $1 млрд. поступил на счет Министерства финансов в Нацбанке Беларуси 18 ноября 2008 года. Второй в размере $500 млн. - в марте 2009 года.
Международный валютный фонд предоставит Беларуси второй транш в размере $675 млн. Кроме того, МВФ по просьбе белорусской стороны готов увеличить общую сумму кредита на $1 млрд. - с $2,46 млрд. до $3,46 млрд.
В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Николай Лузгин проинформировал журналистов, что заседание Совета директоров МВФ по вопросу увеличения финансовой поддержки Беларуси на $1 млрд. планируется провести в последних числах июня.
По словам Николая Лузгина, предварительно заседание было назначено на 29 июня. "Мы надеемся на положительное решение Совета директоров МВФ, так как Беларусь все условия выполняет", - подчеркнул он.
Исполнительный совет директоров МВФ 12 января 2009 года утвердил соглашение о выделении Беларуси кредита "стэнд-бай" в размере $2,46 млрд. В январе было выделено около $800 млн. Также было принято решение, что остальная часть кредита будет предоставляться поэтапно до начала 2010 года на основании результатов ежеквартальных обзоров реализации программы. Так, уже с 29 апреля по 12 мая в Минске работала миссия МВФ по первому обзору программы. По итогам визита было принято решение о том, что сотрудники фонда будут рекомендовать руководству МВФ и Исполнительному Совету Директоров увеличить объем поддержки для Беларуси на сумму около $1 млрд. Ожидается, что уже в начале июля Беларусь может получить второй транш кредита МВФ в размере $675 млн.
БелТА (оригинал новости)