К 65-летию освобождения Беларуси. Наступление: день первый

Источник материала: БелТА  
23.06.2009 08:00 — Новости Общества
Наступление: день первый

23 июня 1944 года началась одна из самых крупных стратегических операций Красной Армии - Белорусская наступательная операция под кодовым названием "Багратион". После мощной артиллерийской и авиационной подготовки в наступление перешли войска 1-го Прибалтийского, 3-го и 2-го Белорусских фронтов.

Перед войсками 1-го Прибалтийского и основными силами 3-го Белорусского фронтов ставилась задача разгромить группировки противника: витебско-лепельскую и овладеть районом Лепель-Чашники; витебскую и освободить Витебск; оршанскую, освободить Оршу и выйти к реке Березина. Войска 2-го Белорусского фронта во взаимодействии с войсками левого крыла 3-го и правого крыла 1-го Белорусских фронтов должны были разгромить могилевскую группировку противника, освободить Могилев и выйти на реку Березина.

Что же принес первый день операции "Багратион" противоборствующим сторонам?

Из воспоминаний представителя Ставки Верховного Главнокомандования на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах А.Василевского

На 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах операция "Багратион" началась не совсем так, как нам хотелось бы. Погода не считалась с нашими планами. Небо затянули сплошные облака, и авиацию дальнего действия нам удалось использовать лишь частично. Из-за непопогоды мы не смогли использовать на полную мощь и фронтовую авиацию. Основную помощь наступающая пехота получила от превосходно поработавшей артиллерии.
Положение войск в армиях было далеко не одинаковым. 4-я ударная армия, действовавшая севернее Полоцка, почти не продвинулась. 6-я гвардейская и 43-я армии, обходившие Витебск с северо-запада, решительной атакой прорвали фронт обороны противника и, сопровождаемые танками и самоходными орудиями, за день продвинулись в глубину на 16 км. Вот-вот они должны были выйти на железную дорогу Полоцк-Витебск и к Западной Двине. 1-й танковый корпус генерал-лейтенанта В.Будкова только ждал момента, когда его введут в образовавшийся прорыв.
39-я и 5-я армии, действовавшие южнее Витебска, перерезали меридиональную железную дорогу, форсировали реку Лучесу и продвигались примерно теми же темпами, что и их соседи на Прибалтийском фронте. Теперь юго-западнее Витебска у немцев оставался коридор шириною всего 20 км. Нашей первоочередной задачей было скорее соединить левый фланг 43-й и правый фланг 39-й армий в районе селения Островно.
Под Витебском, как и намечалось планом, назревал "котел", в котором должна была оказаться крупная вражеская группировка. Юго-западнее находились немецкие резервы. Не допустить их к Витебску можно было при условии быстрейшего продвижения наших войск в район Сенно /Василевский А.М. Дело всей жизни/.

Из воспоминаний генерала пехоты вермахта Курта фон Типпельскрих

Войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием Баграмяна и 3-го Белорусского фронта под командованием Черняховского глубоко вклинились в оборону 3-й танковой армии северо-западнее и юго-восточнее Витебска. Особенно неприятным было наступление северо-западнее Витебска, так как оно в отличие от ударов на остальном фронте явилось полной неожиданностью, поразив особенно слабо защищенный участок фронта на решающем в оперативном отношении направлении. Оборонявшийся в районе Витебска корпус оказался почти окруженным.
Направленное Гитлеру ходатайство о немедленном оставлении "крепости", дабы спасти оборонявшиеся здесь дивизии для последующей борьбы, было резко отвергнуто "по политическим соображениям"; под ними подразумевалась угроза выпадения из коалиции Финляндии. В плену этого непостижимого упрямства находилось высшее военное руководство и в последующие решающие дни. Тем самым поражение, которое при своевременно принятых мерах можно было еще как-то ослабить, превратилось в катастрофу, хотя и уступавшую по своему драматизму сталинградской, но превзошедшую ее по масштабам и последствиям.
В то время как в течение 23 июня осуществлялся прорыв у Витебска, войска южного крыла 3-го Белорусского фронта перешли в наступление против северного фланга 4-й армии восточнее Орши, а войска 2-го Белорусского фронта под командованием Захарова - против центра 4-й армии в направлении на Могилев. Здесь, особенно на могилевском направлении, русским также удалось вбить глубокие клинья, грозившие уже на следующий день принять характер прорывов. В район намечавшейся бреши восточнее Могилева был брошен резерв 4-й армии - находившаяся на пополнении дивизия, пригодная лишь для обороны /Курт фон Типпельскрих. История Второй мировой войны/.
←Совет Европы заинтересован в развитии отношений с Беларусью

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика