К 65-летию освобождения Беларуси. Киноаппарат и пулемет работали вместе

Источник материала: БелТА  
06.05.2009 08:00 — Новости Общества
Киноаппарат и пулемет работали вместе

В числе тех, кто участвовал в прорыве блокады в районе Ушачей, были две бригады фронтовых кинооператоров - Семен Школьников и Николай Писарев, Отилия Рейзман и Мария Сухова. Они прибыли в зону с интервалом в две недели и работали в разных партизанских отрядах. Школьников и Писарев снимали бои, которые вели партизанские бригады - 1-я Антифашистская и "Алексея". Рейзман и Сухова работали в других формированиях.

Из воспоминаний С.Школьникова

Мы с оператором Н.Писаревым на партизанском аэродроме Ушачской зоны. Нас обступили партизаны. Они смеялись, шутили. Их спокойствие удивило, так как нас предупредили, что в партизанском крае положение очень напряженное. Желая нас подбодрить, усатый партизан в кубанке с красной ленточкой сказал: "Не бойтесь, товарищи съемщики, тут земля крестьянская, леса партизанские, шоссе немецкое, а власть советская".
Встретил нас полковник В.Лобанок и сразу же направил в бригаду А.Данукалова. Стояла бригада в деревне Большие Дольцы. Данукалов, довольно молодой человек, встретил нас хорошо и предложил держаться командира Зюкова, сказав, что у него всегда много интересных дел.
На следующий день мы снимали партизанский лагерь, быт партизан. Выбраться на передовую так и не смогли. А передовая - это кольцо обороны, которое опоясывало партизанскую зону. Вечером узнали, что Костя Зюков убит.
Утром вышли на съемки. Услышали отдаленный гул самолетов. Возле дома стоял Данукалов и всматривался в небо. Отдал какие-то распоряжения. Гул самолетов нарастал. Мы направили свои камеры на самолеты. Над деревней они пошли в пике, посыпались бомбы. Дым пожарищ закрыл солнце. Сквозь дым и пыль я увидел Данукалова. Он как бы тихонько оседал. Я кинулся к нему, чтобы перевязать рану. Командир был мертв.
Бой продолжался. Мы с пулеметчиком держали фашистов на прицеле. Только партизан смотрел сквозь прорезь прицела, а я через видоискатель. Киноаппарат и пулемет заработали практически вместе…
… Близкий взрыв сорвал нас с кроватей. Схватили аппараты, выскочили на улицу. Шум моторов и грохот заставили меня оглянуться. Я увидел танки. Люди бежали к реке, за которой темнел лес. Мы тоже бежали, низко наклоняясь к земле. Никогда не забуду женщину, которая тянула за узду худого коня. А на нем сидел сонный, ничего не понимающий мальчонка. Он держал гриву коня. Вокруг кричали, плакали, а они трое - женщина, мальчик и конь - как бы ничего не видели, а упрямо шли вперед…
… Кольцо блокады сжималось. Немецкие автоматчики поливали нас со своих "шмайссеров". Я прыгнул в какую-то яму. Там уже был полковник Родионов со своим адъютантом Василием. Пули бились о бруствер, потом затрещал пулемет. Полковник приказал менять позицию и чуть-чуть приподнялся. Я почти этого не увидел. Его тело обмякло, и он стал сползать на дно. Он был еще жив. Мы положили его на плащ-палатку и потянули к кустарнику. Через 1-2 минуты в яму попала пуля. В кустах мы увидели, что полковник Родионов мертв.
Как мы обрадовались, когда к нам пришли наши коллеги Отилия Рейзман и Маша Сухова. Они снимали, находясь в самом пекле боев. На рассвете мы расстались. Я посмотрел им вслед. В этот момент я не знал, что вижу Марию Сухову в последний раз /Памяць. Ушацкі р-н, Лепельскі р-н/.

Семену Школьникову и Отилии Рейзман удалось выйти из кольца блокады, Маша Сухова и Николай Писарев погибли. Во время прорыва вражеская мина упала возле ног Суховой. Николай Писарев прикрывал огнем из пулемета группу партизан, с которыми выходил из окружения.

Кадры, отснятые фронтовыми кинооператорами во время Полоцко-Лепельской битвы, были переданы в Москву. Они вошли в созданный после войны фильм "Баллада о мужестве и любви".
←IV Белорусский информационный форум откроется сегодня в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика