Православная Пасха (досье БЕЛТА)
Источник материала: БелТА
16.04.2009 17:51
—
Новости Общества
Светлое Христово Воскресение, новозаветная Пасха - самый древний, главнейший праздник христианства. Как следует из самого названия, он служит напоминанием и живым переживанием самого кульминационного события истории Вселенной в христианском мировоззрении - воскресения из мертвых Спасителя Иисуса Христа. Согласно христианской вере именно это событие даровало людям возможность вечной жизни, открыло двери рая, утраченного вследствие грехопадения Адама и Евы. Перед тем как восстать из гроба телесно, своей душой Спаситель спустился в ад, откуда освободил души томившихся там умерших.
Таким образом Пасха - это праздник победы жизни над смертью, света над тьмой, Божественного милосердия над жестокими законами природы.
Слово "Пасха" происходит от древнееврейского "песах", что буквально переводится как "переход". Новозаветная, христианская Пасха - преемница древнееврейского праздника Песах, установленного в честь исхода израильтян из Египта в Палестину - землю обетованную. В христианстве древние библейские образы приобрели новое мистическое значение: ветхозаветный Израиль - это Церковь Христова; египетский плен - это рабство смерти, страстям и грехам, от которого Спаситель своей кровью искупил человечество; вождь Моисей - это сам Христос, Пастырь добрый, и одновременно жертвенный пасхальный агнец, принесенный в жертву за грехи мира; земля обетованная - Царство Божье.
Дата Пасхи определяется из особого соотношения лунного и солнечного календарей, которое образует лунно-солнечный календарь Пасхалию. Правило звучит так: "Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия".
Православная Пасха вычисляется по Александрийской Пасхалии, в которой за день весеннего равноденствия принято 21 марта по юлианскому календарю (этот день соответствует 3 апреля современного светского (григорианского) календаря). Таким образом, дата православной Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (то есть с 4 апреля по 8 мая по новому). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).
Православные относят к чудесным свидетельствам Пасхи схождение Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу.
Самым главным ритуальным блюдом Пасхи являются окрашенные яйца. Это символ гроба, из которого воскрес Христос, а также символ начала новой жизни. Традиционным атрибутом Пасхи является также особый хлеб - по-гречески артос. В пасхальные праздники происходит освящение Церковью хлеба, священный артос раздается в храмах молящимся, а куличи - это домашний аналог церковного артоса. Значение артоса в том, что он напоминает о совместной трапезе Иисуса и учеников после его воскресения, а также о том, что Христос - это "хлеб жизни вечной", источник жизни, Всевышний Бог, дающий жизненные силы каждому существу.
Около 16 века в Европе появилась традиция готовить к Пасхе сладкие творожные пирамидки, которые называются "творожная пасха" или "паска". Такая пирамида, как и пасхальное яйцо, являет собой все тот же прообраз гроба, из которого воскрес Спаситель.
Освящение пасхальной пищи в храмах обычно происходит накануне Воскресения Христова - в Великую субботу. Этот же обряд может совершаться и позже, в сам день праздника после пасхальной литургии.
Празднование Светлого Христова Воскресения начинается с субботнего вечера. Примерно с 18.00 в храмах начинается чтение книги Деяний святых апостолов. В это время в церкви собираются верующие. На праздник принято надевать светлую и яркую одежду. Священнослужители облачаются в ризы белого цвета.
Незадолго до полуночи (как правило, в 23.00 или в 23.30) начинается богослужение, которое называется Полунощница. Читается канон Великой субботы - древнецерковное поэтическое произведение с размышлением о глубочайшем мистическом смысли смерти Христа. После завершения канона священник с диаконом выходят на середину храма, к возвышению с плащаницей, кадят вокруг нее, затем поднимают и относят плащаницу в алтарь, где кладут на святой престол.
Перед самою полуночью торжественный благовест (особый ритм колокольного звона) возвещает о наступлении великой минуты Воскресения Христова. Священнослужители, хор и все прихожане выходят из храма и обходят его вокруг с пением: "Воскресение твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с колокольни раздается новый ритм колоколов - ликующий пасхальный трезвон. Во время крестного хода все идут с зажженными свечами, выражая тем самым радость победы света над тьмой. Крестный ход - это символическое шествие Церкви навстречу своему воскресшему Спасителю.
Когда клир и народ возвращаются в храм, служится особенная торжественная служба - Светлая пасхальная заутреня. Во время службы священник периодически выходит из алтаря и громко приветствует всех молящихся словами "Христос воскресе!", а народ молящиеся отвечает "Воистину воскресе!". Иногда это приветствие делается и на других языках: греческом ("Христос анести - алейфос анести"), латыни ("Christus resurrexit - resurrexit veritatem"), в Беларуси - на белорусском ("Хрыстос уваскрос - сапраўды ўваскрос").
В конце заутрени священник читает знаменитое "Слово Иоанна Златоуста" (написано в конце IV века), которое полно пасхальной радости и жизнеутверждающего оптимизма. Это послание древнего святого призывает всех до единого оставить печаль и присоединиться к непоколебимой радости о том, что благодаря Воскресшему Богу каждый человек свободен от смерти. "Смерть - где твое жало?.. Ад - где твоя победа?", - риторически восклицает читающий.
Обычно сразу после заутрени священнослужители переоблачаются из белых одежд в красные (красный - царский цвет, символ торжества Христа) служится Светлая пасхальная литургия, продолжающаяся около двух часов. Эта служба - самый центральный момент всего годового круга православных богослужений. Во время литургии происходит таинство причащения, во время которого христиане вкушают Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина. Если в храме богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие во время литургии читают на разных языках. Это знак того, что православие - не национальная и не государственная, а всемирная религия, для которой не существует этнических и политических ограничений.
После богослужения верующие впервые после Великого поста вкушают скоромную, то есть непостную пищу. Пасхальную трапезу начинают с яиц, разбивая которые, воглашают "Христос воскресе!". Помимо ритуальных блюд (яйца, куличи), на Пасху принято есть много мясного. Спиртное, в частности вино, также в порядке вещей, однако Церковь всегда напоминает, что чрезмерно напиваться на Пасху - неуважение к величайшему христианскому празднику.
Воскресение Христовор - самый веселый праздник православного календаря. Поэтому в пасхальные дни (а Пасха празднуется не один день, а целую неделю) верующие ходят друг к другу в гости, собираются компаниями, поют песни, танцуют. В Беларуси издавна существовал обычай "хадзіць у валачобнікі" - это аналог рождественских колядований. Сохранился целый репертуар фольклорных "валачобных" песен.
Непосредственное празднование Светлого Христова Воскресения проходит в течение семи дней. Этот период так и называется Светлая седмица. На Светлой седмице нет никакого поста, а молитвенное правило христиан сокращается до минимума. В целом же пасхальное торжество не покидает церковь целых 40 дней. В этот период все богослужения содержат возгласы "Христос воскрес", также приветствуют друг друга христиане при встрече. В эти дни христиане, молясь, не становятся на колени и не совершают земных поклонов.
Завершается пасхальный цикл на Вознесение Господне.
Таким образом Пасха - это праздник победы жизни над смертью, света над тьмой, Божественного милосердия над жестокими законами природы.
Слово "Пасха" происходит от древнееврейского "песах", что буквально переводится как "переход". Новозаветная, христианская Пасха - преемница древнееврейского праздника Песах, установленного в честь исхода израильтян из Египта в Палестину - землю обетованную. В христианстве древние библейские образы приобрели новое мистическое значение: ветхозаветный Израиль - это Церковь Христова; египетский плен - это рабство смерти, страстям и грехам, от которого Спаситель своей кровью искупил человечество; вождь Моисей - это сам Христос, Пастырь добрый, и одновременно жертвенный пасхальный агнец, принесенный в жертву за грехи мира; земля обетованная - Царство Божье.
Дата Пасхи определяется из особого соотношения лунного и солнечного календарей, которое образует лунно-солнечный календарь Пасхалию. Правило звучит так: "Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия".
Православная Пасха вычисляется по Александрийской Пасхалии, в которой за день весеннего равноденствия принято 21 марта по юлианскому календарю (этот день соответствует 3 апреля современного светского (григорианского) календаря). Таким образом, дата православной Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (то есть с 4 апреля по 8 мая по новому). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).
Православные относят к чудесным свидетельствам Пасхи схождение Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу.
Самым главным ритуальным блюдом Пасхи являются окрашенные яйца. Это символ гроба, из которого воскрес Христос, а также символ начала новой жизни. Традиционным атрибутом Пасхи является также особый хлеб - по-гречески артос. В пасхальные праздники происходит освящение Церковью хлеба, священный артос раздается в храмах молящимся, а куличи - это домашний аналог церковного артоса. Значение артоса в том, что он напоминает о совместной трапезе Иисуса и учеников после его воскресения, а также о том, что Христос - это "хлеб жизни вечной", источник жизни, Всевышний Бог, дающий жизненные силы каждому существу.
Около 16 века в Европе появилась традиция готовить к Пасхе сладкие творожные пирамидки, которые называются "творожная пасха" или "паска". Такая пирамида, как и пасхальное яйцо, являет собой все тот же прообраз гроба, из которого воскрес Спаситель.
Освящение пасхальной пищи в храмах обычно происходит накануне Воскресения Христова - в Великую субботу. Этот же обряд может совершаться и позже, в сам день праздника после пасхальной литургии.
Празднование Светлого Христова Воскресения начинается с субботнего вечера. Примерно с 18.00 в храмах начинается чтение книги Деяний святых апостолов. В это время в церкви собираются верующие. На праздник принято надевать светлую и яркую одежду. Священнослужители облачаются в ризы белого цвета.
Незадолго до полуночи (как правило, в 23.00 или в 23.30) начинается богослужение, которое называется Полунощница. Читается канон Великой субботы - древнецерковное поэтическое произведение с размышлением о глубочайшем мистическом смысли смерти Христа. После завершения канона священник с диаконом выходят на середину храма, к возвышению с плащаницей, кадят вокруг нее, затем поднимают и относят плащаницу в алтарь, где кладут на святой престол.
Перед самою полуночью торжественный благовест (особый ритм колокольного звона) возвещает о наступлении великой минуты Воскресения Христова. Священнослужители, хор и все прихожане выходят из храма и обходят его вокруг с пением: "Воскресение твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с колокольни раздается новый ритм колоколов - ликующий пасхальный трезвон. Во время крестного хода все идут с зажженными свечами, выражая тем самым радость победы света над тьмой. Крестный ход - это символическое шествие Церкви навстречу своему воскресшему Спасителю.
Когда клир и народ возвращаются в храм, служится особенная торжественная служба - Светлая пасхальная заутреня. Во время службы священник периодически выходит из алтаря и громко приветствует всех молящихся словами "Христос воскресе!", а народ молящиеся отвечает "Воистину воскресе!". Иногда это приветствие делается и на других языках: греческом ("Христос анести - алейфос анести"), латыни ("Christus resurrexit - resurrexit veritatem"), в Беларуси - на белорусском ("Хрыстос уваскрос - сапраўды ўваскрос").
В конце заутрени священник читает знаменитое "Слово Иоанна Златоуста" (написано в конце IV века), которое полно пасхальной радости и жизнеутверждающего оптимизма. Это послание древнего святого призывает всех до единого оставить печаль и присоединиться к непоколебимой радости о том, что благодаря Воскресшему Богу каждый человек свободен от смерти. "Смерть - где твое жало?.. Ад - где твоя победа?", - риторически восклицает читающий.
Обычно сразу после заутрени священнослужители переоблачаются из белых одежд в красные (красный - царский цвет, символ торжества Христа) служится Светлая пасхальная литургия, продолжающаяся около двух часов. Эта служба - самый центральный момент всего годового круга православных богослужений. Во время литургии происходит таинство причащения, во время которого христиане вкушают Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина. Если в храме богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие во время литургии читают на разных языках. Это знак того, что православие - не национальная и не государственная, а всемирная религия, для которой не существует этнических и политических ограничений.
После богослужения верующие впервые после Великого поста вкушают скоромную, то есть непостную пищу. Пасхальную трапезу начинают с яиц, разбивая которые, воглашают "Христос воскресе!". Помимо ритуальных блюд (яйца, куличи), на Пасху принято есть много мясного. Спиртное, в частности вино, также в порядке вещей, однако Церковь всегда напоминает, что чрезмерно напиваться на Пасху - неуважение к величайшему христианскому празднику.
Воскресение Христовор - самый веселый праздник православного календаря. Поэтому в пасхальные дни (а Пасха празднуется не один день, а целую неделю) верующие ходят друг к другу в гости, собираются компаниями, поют песни, танцуют. В Беларуси издавна существовал обычай "хадзіць у валачобнікі" - это аналог рождественских колядований. Сохранился целый репертуар фольклорных "валачобных" песен.
Непосредственное празднование Светлого Христова Воскресения проходит в течение семи дней. Этот период так и называется Светлая седмица. На Светлой седмице нет никакого поста, а молитвенное правило христиан сокращается до минимума. В целом же пасхальное торжество не покидает церковь целых 40 дней. В этот период все богослужения содержат возгласы "Христос воскрес", также приветствуют друг друга христиане при встрече. В эти дни христиане, молясь, не становятся на колени и не совершают земных поклонов.
Завершается пасхальный цикл на Вознесение Господне.
БелТА (оригинал новости)