К 65-летию освобождения Беларуси. Маресьев из 16-й воздушной армии
Источник материала: БелТА
05.03.2009 08:00
—
Новости Общества
Маресьев из 16-й воздушной армии
Из воспоминаний командующего 16-й воздушной армией Сергея Руденко
Почти всю зиму 1944 года штаб воздушной армии находился в деревне Прудок, в трех километрах от Гомеля. В начале марта, хмурым ветреным днем, зашел ко мне генерал А.3.Каравацкий. Доложив о состоянии дел в корпусе, он вдруг спросил, как ему поступить с лейтенантом И.А.Маликовым. Этот летчик был тяжело ранен в бою, но сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину. Сначала его отвезли в госпиталь, а затем эвакуировали в тыл, в Свердловскую область, там ему ампутировали ногу до колена. Когда Маликов поправился, его отчислили из авиации и собирались демобилизовать. Летчик не согласился с таким решением и попросил отправить его на фронт, в свою часть. Начальник госпиталя и главный врач категорически отказали:
- Это невозможно. Мы дадим вам медицинское заключение и направим в военкомат.
Маликов самовольно ушел из госпиталя и явился в родной полк. Рассказав командиру о своих злоключениях, он заявил:
- Делайте что хотите, но я буду воевать. А то, что документов нет, - ерунда. Вы же меня хорошо знаете.
- Действительно, - продолжал Каравацкий, - документ при нем только один - протез вместо ноги. Но ведь летчик-то наш. И ранение получил у нас. Какое же нам принять решение?
- Раз человек хочет воевать, найдите ему дело. Полезен будет. Принимайте как прибывшего из госпиталя, зачисляйте на довольствие.
Через несколько дней Каравацкий снова обратился ко мне:
- Товарищ командующий, Маликов летать хочет.
- Он же без ноги.
- Просится летать на связном самолете полка.
- Ты ему отказал?
- Конечно! Но он настойчиво просится летать.
- Что ж, проверьте его, - разрешил я Каравацкому, - если получится, пусть летает.
Вскоре от командира 3-го бомбардировочного корпуса поступил официальный доклад: "Попробовали, провезли, летает замечательно, управляет педалями нормально. Прошу разрешения зачислить в летный состав". Я ответил: "Разрешаю зачислить в штатный состав полка".
Недели через три командир корпуса опять заговорил о Маликове:
- Товарищ командующий, он просится на пикирующий бомбардировщик.
- Какое ваше мнение? Получится?
- Получится.
- Ну что ж, пусть летает.
До конца войны Маликов сделал 86 боевых вылетов, дошел до Берлина, стал Героем Советского Союза /Руденко С.И. Крылья Победы/.
Из воспоминаний командующего 16-й воздушной армией Сергея Руденко
Почти всю зиму 1944 года штаб воздушной армии находился в деревне Прудок, в трех километрах от Гомеля. В начале марта, хмурым ветреным днем, зашел ко мне генерал А.3.Каравацкий. Доложив о состоянии дел в корпусе, он вдруг спросил, как ему поступить с лейтенантом И.А.Маликовым. Этот летчик был тяжело ранен в бою, но сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину. Сначала его отвезли в госпиталь, а затем эвакуировали в тыл, в Свердловскую область, там ему ампутировали ногу до колена. Когда Маликов поправился, его отчислили из авиации и собирались демобилизовать. Летчик не согласился с таким решением и попросил отправить его на фронт, в свою часть. Начальник госпиталя и главный врач категорически отказали:
- Это невозможно. Мы дадим вам медицинское заключение и направим в военкомат.
Маликов самовольно ушел из госпиталя и явился в родной полк. Рассказав командиру о своих злоключениях, он заявил:
- Делайте что хотите, но я буду воевать. А то, что документов нет, - ерунда. Вы же меня хорошо знаете.
- Действительно, - продолжал Каравацкий, - документ при нем только один - протез вместо ноги. Но ведь летчик-то наш. И ранение получил у нас. Какое же нам принять решение?
- Раз человек хочет воевать, найдите ему дело. Полезен будет. Принимайте как прибывшего из госпиталя, зачисляйте на довольствие.
Через несколько дней Каравацкий снова обратился ко мне:
- Товарищ командующий, Маликов летать хочет.
- Он же без ноги.
- Просится летать на связном самолете полка.
- Ты ему отказал?
- Конечно! Но он настойчиво просится летать.
- Что ж, проверьте его, - разрешил я Каравацкому, - если получится, пусть летает.
Вскоре от командира 3-го бомбардировочного корпуса поступил официальный доклад: "Попробовали, провезли, летает замечательно, управляет педалями нормально. Прошу разрешения зачислить в летный состав". Я ответил: "Разрешаю зачислить в штатный состав полка".
Недели через три командир корпуса опять заговорил о Маликове:
- Товарищ командующий, он просится на пикирующий бомбардировщик.
- Какое ваше мнение? Получится?
- Получится.
- Ну что ж, пусть летает.
До конца войны Маликов сделал 86 боевых вылетов, дошел до Берлина, стал Героем Советского Союза /Руденко С.И. Крылья Победы/.
БелТА (оригинал новости)