Первый сверхлегкий беспилотный летательный аппарат создан в Беларуси
Источник материала: БелТА
11.02.2009 17:34
—
Новости Общества
11 февраля, Минск /Ольга Белявская - БЕЛТА/. Ученые Физико-технического института Национальной академии наук разработали первый в Беларуси беспилотный авиационный комплекс на базе сверхлегкого беспилотного летательного аппарата (БПЛА), предназначенного для видеомониторинга местности и объектов. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил заведующий лабораторией моделирования сложных систем и материалов института Юрий Яцына.
Сверхлегкий беспилотный летательный аппарат создан на основе самых передовых технологий в области точной механики, оптимальных методов управления, оптики и других инноваций ученых Национальной академии наук Беларуси. При его изготовлении применялись волокнистые композиционные материалы особых физико-механических свойств, благодаря чему новинка весит всего 2,2 кг и в автономном режиме выполняет полеты со скоростью свыше 60 км/ч на расстояния до 20 км. "Маршрут для летательного аппарата задается с помощью наземного пункта управления и комплекса средств связи, - рассказал ученый. - Видеоизображение с камеры, установленной на БПЛА, передается в наземный пункт в режиме реального времени". Аппарат оснащен электрическим мотором и обеспечивает практически бесшумный полет.
Разработанная техника многофункциональна и может применяться для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля государственных границ, мониторинга дорожной обстановки, составления топографических карт, предотвращения несанкционированных вырубок леса, браконьерства в национальных парках и заповедниках, а также проведения целого комплекса научных исследований, в том числе атмосферных и метеонаблюдений.
Пока отечественный сверхлегкий БПЛА проходит испытания, однако ученые надеются, что уже к концу года он будет применяться на практике. В использовании инновации уже заинтересованы министерства чрезвычайных ситуаций, природных ресурсов и охраны окружающей среды, Госавтоинспекция.
Юрий Яцына рассказал, что беспилотные летательные аппараты широко применяются за рубежом в различных сферах народного хозяйства. "К примеру, в природоохранной области их использование обходится гораздо дешевле, чем организация постоянного наземного мониторинга сотрудниками экологических служб, - отметил ученый. - В случае регистрации аппаратом каких-либо нарушений специалисты оперативно реагируют на полученную информацию и быстро выезжают на место, чтобы непосредственно разобраться в ситуации".
Беспилотные аппараты имеют комплекс преимуществ перед пилотируемыми. Главным из них является отсутствие необходимости в оснащении их целой инфраструктурой жизнеобеспечения, начиная с аэродрома и заканчивая дорогостоящим обучением пилотов. "БПЛА на порядок экономичнее, они взлетают с руки и садятся на парашюте, - добавил собеседник. - При этом отсутствует необходимость в высококвалифицированных пилотах, нет угрозы их жизни при чрезвычайных ситуациях или плохой погоде. Вместе с тем малые размеры таких аппаратов требуют значительных усилий разработчиков и инженеров для оснащения их всей необходимой высокотехнологичной аппаратурой".
В перспективе Физико-технический институт планирует организовать сборочное производство беспилотных летательных аппаратов сверхлегкого, а также среднего и большого класса. В ближайших планах - создание такого аппарата весом в 10 кг и размахом крыльев в 2,2 м.
Сверхлегкий беспилотный летательный аппарат создан на основе самых передовых технологий в области точной механики, оптимальных методов управления, оптики и других инноваций ученых Национальной академии наук Беларуси. При его изготовлении применялись волокнистые композиционные материалы особых физико-механических свойств, благодаря чему новинка весит всего 2,2 кг и в автономном режиме выполняет полеты со скоростью свыше 60 км/ч на расстояния до 20 км. "Маршрут для летательного аппарата задается с помощью наземного пункта управления и комплекса средств связи, - рассказал ученый. - Видеоизображение с камеры, установленной на БПЛА, передается в наземный пункт в режиме реального времени". Аппарат оснащен электрическим мотором и обеспечивает практически бесшумный полет.
Разработанная техника многофункциональна и может применяться для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля государственных границ, мониторинга дорожной обстановки, составления топографических карт, предотвращения несанкционированных вырубок леса, браконьерства в национальных парках и заповедниках, а также проведения целого комплекса научных исследований, в том числе атмосферных и метеонаблюдений.
Пока отечественный сверхлегкий БПЛА проходит испытания, однако ученые надеются, что уже к концу года он будет применяться на практике. В использовании инновации уже заинтересованы министерства чрезвычайных ситуаций, природных ресурсов и охраны окружающей среды, Госавтоинспекция.
Юрий Яцына рассказал, что беспилотные летательные аппараты широко применяются за рубежом в различных сферах народного хозяйства. "К примеру, в природоохранной области их использование обходится гораздо дешевле, чем организация постоянного наземного мониторинга сотрудниками экологических служб, - отметил ученый. - В случае регистрации аппаратом каких-либо нарушений специалисты оперативно реагируют на полученную информацию и быстро выезжают на место, чтобы непосредственно разобраться в ситуации".
Беспилотные аппараты имеют комплекс преимуществ перед пилотируемыми. Главным из них является отсутствие необходимости в оснащении их целой инфраструктурой жизнеобеспечения, начиная с аэродрома и заканчивая дорогостоящим обучением пилотов. "БПЛА на порядок экономичнее, они взлетают с руки и садятся на парашюте, - добавил собеседник. - При этом отсутствует необходимость в высококвалифицированных пилотах, нет угрозы их жизни при чрезвычайных ситуациях или плохой погоде. Вместе с тем малые размеры таких аппаратов требуют значительных усилий разработчиков и инженеров для оснащения их всей необходимой высокотехнологичной аппаратурой".
В перспективе Физико-технический институт планирует организовать сборочное производство беспилотных летательных аппаратов сверхлегкого, а также среднего и большого класса. В ближайших планах - создание такого аппарата весом в 10 кг и размахом крыльев в 2,2 м.
БелТА (оригинал новости)