Новый закон Беларуси о защите прав потребителей улучшит правовое положение покупателей - А. Суша
Источник материала: БелТА
16.01.2009 10:46
—
Новости Общества
16 января, Минск /Надежда Радивон - БЕЛТА/. Новый закон о защите прав потребителей, который вступает в силу 16 января в Беларуси, улучшит правовое положение покупателей. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказала председатель Общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей" Анна Суша.
По ее словам, документ содержит ряд требований к производителям и продавцам, которые должны защитить потребителя в случае ущемления его прав. Так, информация о товарах должна содержать не только наименование, местонахождение изготовителя (продавца), но и импортера (при его наличии), а также ремонтной организации, на которую возложены обязанности по ремонту или техническому обслуживанию товара.
Расширен и перечень субъектов, которые несут ответственность: кроме продавца, изготовителя, исполнителя, ответственность также несут поставщик, представитель, ремонтная организация, в том числе по вопросам компенсации морального вреда. Гарантийные сроки на импортные товары теперь должны быть не меньше гарантийных сроков аналогичных отечественных товаров.
Также закон уточняет перечень обязательной информации о товаре, которая должна предоставляться гражданину при приобретении товаров по Интернету, рекламе, почте или другими способами. Продавец обязан проинформировать покупателя о его праве на участие в проверке качества товара, сообщить место и время проведения проверки.
Потребители смогут возвращать товар ненадлежащего качества без потребительской тары или упаковки. Если продавец (изготовитель) обанкротился, приостановил или прекратил свою деятельность, то потребитель, не имея достоверных сведений о местонахождении продавца, может предъявлять претензии к поставщику (представителю).
По новому закону гарантийный срок на сезонный товар будет исчисляться со дня начала использования товара, если в ходе его использования до наступления соответствующего сезона обнаружены недостатки.
Тем не менее, отметила Анна Суша, в законе есть и некоторые спорные моменты. К примеру, в законопроекте безопасность товара отнесена к одному из критериев качества. "На наш взгляд, это не совсем правильно, поскольку товар, соответствующий всем нормам и стандартам, не всегда является безопасным", - пояснила собеседница.
Также закон больше ориентирован на специалистов, нежели на потребителей - потребителю будет сложновато в нем ориентироваться, отметила Анна Суша. Закон содержит отсылочные нормы на другие законодательные акты, также некоторые статьи отсылают потребителя к другим статьям этого же Закона.
ОО "Белорусское общество защиты потребителей" занимается информированием и просвещением потребителей, проводит товароведческие экспертизы товаров народного потребления, представляет интересы потребителей в суде. В 2007 году в организацию за помощью обратились около 30 тыс. человек, более 3500 из них была оказана защита в судебном и досудебном порядке.
По ее словам, документ содержит ряд требований к производителям и продавцам, которые должны защитить потребителя в случае ущемления его прав. Так, информация о товарах должна содержать не только наименование, местонахождение изготовителя (продавца), но и импортера (при его наличии), а также ремонтной организации, на которую возложены обязанности по ремонту или техническому обслуживанию товара.
Расширен и перечень субъектов, которые несут ответственность: кроме продавца, изготовителя, исполнителя, ответственность также несут поставщик, представитель, ремонтная организация, в том числе по вопросам компенсации морального вреда. Гарантийные сроки на импортные товары теперь должны быть не меньше гарантийных сроков аналогичных отечественных товаров.
Также закон уточняет перечень обязательной информации о товаре, которая должна предоставляться гражданину при приобретении товаров по Интернету, рекламе, почте или другими способами. Продавец обязан проинформировать покупателя о его праве на участие в проверке качества товара, сообщить место и время проведения проверки.
Потребители смогут возвращать товар ненадлежащего качества без потребительской тары или упаковки. Если продавец (изготовитель) обанкротился, приостановил или прекратил свою деятельность, то потребитель, не имея достоверных сведений о местонахождении продавца, может предъявлять претензии к поставщику (представителю).
По новому закону гарантийный срок на сезонный товар будет исчисляться со дня начала использования товара, если в ходе его использования до наступления соответствующего сезона обнаружены недостатки.
Тем не менее, отметила Анна Суша, в законе есть и некоторые спорные моменты. К примеру, в законопроекте безопасность товара отнесена к одному из критериев качества. "На наш взгляд, это не совсем правильно, поскольку товар, соответствующий всем нормам и стандартам, не всегда является безопасным", - пояснила собеседница.
Также закон больше ориентирован на специалистов, нежели на потребителей - потребителю будет сложновато в нем ориентироваться, отметила Анна Суша. Закон содержит отсылочные нормы на другие законодательные акты, также некоторые статьи отсылают потребителя к другим статьям этого же Закона.
ОО "Белорусское общество защиты потребителей" занимается информированием и просвещением потребителей, проводит товароведческие экспертизы товаров народного потребления, представляет интересы потребителей в суде. В 2007 году в организацию за помощью обратились около 30 тыс. человек, более 3500 из них была оказана защита в судебном и досудебном порядке.
БелТА (оригинал новости)