ВИТРОСТА: Мы вызвали к жизни бойкий и темпераментный Теревсат
Источник материала: БелТА
29.09.2008 08:00
—
Новости Общества
Уникальным явлением в деятельности информационных служб стало создание в Витебске Театра революционной сатиры: 7 февраля 1920 года в помещении кинотеатра "Рекорд" на Смоленской открылся Теревсат. Идея его организации пришла руководителю Витебского РОСТА, поэту-сатирику Михаилу Пустынину, задумавшему оживить "Окна РОСТА". Журналисты агентства стали еще и актерами. Для них Пустынин издал своеобразный приказ:
Бодрей, актеры Теревсата, -
В неостывающем пылу,
С душой, что творчеством
объята, -
За Революции метлу.
Очень скоро теревсатовцы стали частыми гостями в воинских частях Западного фронта, в деревнях. Они постоянно принимали участие в концертах-митингах. Своеобразным символом театра стала метла.
Гимн красной метле
Пусть развеселым задирою
Будет наш Теревсат!
Пусть искрометной сатирою
Клеймит он тех, кто хочет
Назад!
Мы победим скуку серую,
Веруем в то горячо!
Мы с этой радостной верою
Метлы возьмем на плечо!
Программа Теревсата обычно состояла из нескольких номеров и длилась от тридцати минут до полутора часов. Тексты кроме Пустынина писали Арго и Исбах. Представлению предшествовал доклад, затем традиционный марш, после - декламация. Во время спектакля зачитывали телеграммы с фронта. Само представление включало стихи о мировой революции и частушки. Объектами сатиры становились Врангель, Краснов, Юденич, Колчак, кулаки, спекулянты, саботажники. Центральный номер - Антанта: Черчиль, Пуанкаре, Келлог танцевали, пели куплеты, грозили большевикам. В представление входили и назидательные сценки в форме старинного театра.
Оформлял номера Марк Шагал. Он писал задники для агитпьес, создавал эскизы костюмов и грима, разрисовывал щиты и ширмы для тантаморесок. Например, для тантаморески "На распутье" была написана композиция, пародирующая знаменитую картину В.Васнецова "Три богатыря": в отверстия на месте лиц исполнители вставляли головы, и получался плакат с живыми изображениями. В петрушечных представлениях ярко размалеванные актеры имитировали кукол, разыгрывая интермедии над натянутым черным полотнищем, закрывавшим их по пояс.
Основой искусства Теревсата была импровизация, как у народного площадного театра. Часто играли без сцены, среди зрителей, активно втягивая их в действие, отвечая на их реплики. Михаил Пустынин признавался, что нужно было иметь огромное самообладание, находчивость и способность к импровизации, чтобы довести до конца это представление.
Витебский Театр революционной сатиры, созданный сотрудниками РОСТА, стал первым в Советской России агитационно-пропагандистским театром миниатюр. Он проложил путь целому направлению. Свои Теревсаты появились в Ленинграде, Одессе, Тифлисе, Баку и других городах.
Летом 1920 года Театр революционной сатиры из Витебска переехал в Москву. В июне 1922 года он был преобразован в Театр Революции.
Бодрей, актеры Теревсата, -
В неостывающем пылу,
С душой, что творчеством
объята, -
За Революции метлу.
Очень скоро теревсатовцы стали частыми гостями в воинских частях Западного фронта, в деревнях. Они постоянно принимали участие в концертах-митингах. Своеобразным символом театра стала метла.
Гимн красной метле
Пусть развеселым задирою
Будет наш Теревсат!
Пусть искрометной сатирою
Клеймит он тех, кто хочет
Назад!
Мы победим скуку серую,
Веруем в то горячо!
Мы с этой радостной верою
Метлы возьмем на плечо!
Программа Теревсата обычно состояла из нескольких номеров и длилась от тридцати минут до полутора часов. Тексты кроме Пустынина писали Арго и Исбах. Представлению предшествовал доклад, затем традиционный марш, после - декламация. Во время спектакля зачитывали телеграммы с фронта. Само представление включало стихи о мировой революции и частушки. Объектами сатиры становились Врангель, Краснов, Юденич, Колчак, кулаки, спекулянты, саботажники. Центральный номер - Антанта: Черчиль, Пуанкаре, Келлог танцевали, пели куплеты, грозили большевикам. В представление входили и назидательные сценки в форме старинного театра.
Оформлял номера Марк Шагал. Он писал задники для агитпьес, создавал эскизы костюмов и грима, разрисовывал щиты и ширмы для тантаморесок. Например, для тантаморески "На распутье" была написана композиция, пародирующая знаменитую картину В.Васнецова "Три богатыря": в отверстия на месте лиц исполнители вставляли головы, и получался плакат с живыми изображениями. В петрушечных представлениях ярко размалеванные актеры имитировали кукол, разыгрывая интермедии над натянутым черным полотнищем, закрывавшим их по пояс.
Основой искусства Теревсата была импровизация, как у народного площадного театра. Часто играли без сцены, среди зрителей, активно втягивая их в действие, отвечая на их реплики. Михаил Пустынин признавался, что нужно было иметь огромное самообладание, находчивость и способность к импровизации, чтобы довести до конца это представление.
Витебский Театр революционной сатиры, созданный сотрудниками РОСТА, стал первым в Советской России агитационно-пропагандистским театром миниатюр. Он проложил путь целому направлению. Свои Теревсаты появились в Ленинграде, Одессе, Тифлисе, Баку и других городах.
Летом 1920 года Театр революционной сатиры из Витебска переехал в Москву. В июне 1922 года он был преобразован в Театр Революции.
БелТА (оригинал новости)