Окончательное решение по вопросу целесообразности 12-летнего обучения будет принято до конца мая
Источник материала: БелТА
17.04.2008 20:49
—
Новости Общества
17 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Окончательное решение по вопросу целесообразности 12-летнего обучения в средней общеобразовательной школе будет принято до конца мая текущего года. Для этого Александр Лукашенко поручил создать межведомственную комиссию во главе с первым заместителем главы Администрации президента Беларуси Анатолием Рубиновым, которая сопоставит все положительные и отрицательные моменты двенадцатилетки. Решение будет закреплено соответствующим нормативным актом главы государства. Такую задачу президент Беларуси поставил 17 апреля на совещании, посвященном этому вопросу, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
С учетом актуальности проблемы участие в мероприятии приняли не только работники Министерства образования, но и представители педагогических и научных коллективов, родительской общественности, руководители республиканских и областных органов государственного управления. Совещание длилось в два с лишним раза дольше запланированного.
12-летнее обучение в средней школе является одним из самых острых вопросов развития образовательной системы. Как известно, 10 лет назад начался переход к 12-летней школьной программе. Однако именно сейчас школа вплотную приблизилась к тому моменту, когда предстоит в массовом порядке ввести совершенно иную форму обучения, а именно: профильное образование в последних 11-м и 12-м классах.
Как отметил глава государства, мы еще не вступили на этот новый путь. "Поэтому именно сегодня наступил последний срок, когда еще можно подумать и объективно оценить последствия нововведений, еще не поздно изменить решение, если для этого будут достаточные основания", - сказал президент.
Во время совещания прозвучало множество аргументов как в пользу перехода к 12-летней школе, так и против. По мнению сторонников двенадцатилетки, профильное обучение в школе позволит повысить уровень и качество образования, активно содействовать социализации учащихся, их осознанному профессиональному самоопределению. В пользу новой модели обучения приводился положительный опыт белорусских школ с дифференцированным обучением, а также общеобразовательных средних учебных заведений с расширенным и углубленным изучением профильных дисциплин по выбору. Кроме того, 12-летнее среднее образование введено в 169 странах (80%), в том числе и в некоторых государствах СНГ (Казахстан, Молдова, Украина, Узбекистан). В 46 странах мира школьники обучаются 13 лет.
Сторонники этой модели считают, что начатую реформу целесообразно довести до конца, чтобы получить реальные результаты, а затем вносить необходимые коррективы.
По мнению противников 12-летнего обучения, профилизация средней школы ориентирована не на содействие молодым людям в получении ими будущей специальности, а на натаскивание определенного контингента старшеклассников на поступление в вузы. Лишний год обучения в школе обременителен и для государства, и для родителей школьника. Вместе с тем нет весомых аргументов в пользу того, что школьная программа не может быть усвоена за 11 лет или в двенадцатилетке нагрузки на ученика будут меньшими.
Для тех, кто не поступил в вуз после обучения в школе, в Беларуси практически нет проблем с трудоустройством. Сокращение же трудовой деятельности на один год в условиях, когда пенсионный возраст для граждан страны на 5 лет меньше, чем в странах Запада, чей пример приводится, не лучшим образом сказывается на экономике.
Программа обучения в профильных классах нередко дублирует программу младших курсов вузов.
Серьезной проблемой становится проведение централизованного тестирования при поступлении в вузы.
Проведенные социологические опросы показывают, что подавляющее большинство родителей, педагогов да и самих учеников выступают за возврат к одиннадцатилетке. При этом должны быть улучшены школьные программы, учебники, разумнее распределена нагрузка на учеников, улучшена материально-техническая база школ.
Глава государства особо отметил, что образование, как и здравоохранение, входит в сферу жизненно важных интересов практически каждого человека, поэтому любые неверные шаги в этих областях вызывают болезненную реакцию всего общества.
Государство готово отказаться от 12-летнего школьного обучения в случае признания его нецелесообразным. "Если мы выясним, что где-то ошиблись, надо вовремя остановиться и, несмотря ни на какие издержки, пойти по правильному пути", - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Предстоит рассмотреть проблему комплексно, учитывая все аспекты ее влияния на общество. В частности, надо ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что пошли в школу в шестилетнем возрасте и проведут там целых 12 лет; так ли нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением; во что лишний год обучения в школе будет ежегодно обходиться государству; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?", - сказал президент.
Александр Лукашенко отметил, что, рассмотрев в целом эту проблему, необходимо принять разумное, взвешенное решение, которое будет полезно и для государства, и для каждой семьи.
По результатам совещания глава государства сказал, что состоявшаяся дискуссия не убедила его в необходимости дальнейшего внедрения 12-летнего среднего образования и повсеместного профильного обучения в старших классах. "Пока склоняюсь к мнению, что это не нужно. Не могу поверить результатам, полученным в гимназиях, где проводятся эксперименты. Там создаются идеальные условия, оказывается серьезная поддержка, - сказал президент. - Речь же должна идти в целом о стране. Скорее всего, надо останавливаться".
"Необходимо окончательно принимать решение. Даже если мы ошиблись и эта ошибка сегодня очень дорого будет стоить, это окупится и будет оправданно в перспективе, - отметил глава государства. - Ведь речь идет о детях - будущем страны, и вопросы образования здесь важнее всего. Без здоровых и образованных людей невозможно будет реализовать все другие программы". При этом Александр Лукашенко считает безответственной позицию отдельных чиновников, которые говорят, что нужно оставить 12-летнее образование только потому, что на нововведения уже затрачены большие средства.
Александр Лукашенко высказал также недовольство содержанием учебного материала и излишней перегруженностью учащихся. "То, что происходит в школах, не вызывает у меня удовлетворения. Удлиняем срок обучения и одновременно перегружаем наших детей усложненными программами. Так с ними намудрили, что порой не только дети, но и их родители не могут справиться с отдельными задачами для 5-го или 6-го класса", - подчеркнул глава государства.
Приоритетом развития среднего образования должно стать качественное совершенствование содержания учебных планов, программ и учебников, считает президент. "Наша цель - не объять необъятное, набив детские головы массой сведений и фактов из всех отраслей. При таком подходе держать людей в школе можно и 20 лет. Нужно еще раз посмотреть на учебные планы и программы средней школы, не допуская излишней перегрузки учащихся", - сказал глава государства.
По мнению президента, основным в средней школе должно стать обучение по единым общеобразовательным программам. Требования к поступающим в высшие и средние специальные учебные заведения и задания централизованного тестирования должны строго соответствовать содержанию общего среднего образования, а не составляться в расчете на повышенный и углубленный уровни изучения предметов.
При этом Александр Лукашенко категорически заявил, что не должно быть перетаскивания части вузовской программы в школу.
При принятии решения о переходе на 11-летнее школьное обучение оно должно быть закреплено в Кодексе об образовании. В этом же документе должно быть зафиксировано право родителей на выбор возраста своего ребенка при поступлении в школу.
Президент подчеркнул свое требование, что в школах необходимо выходить на реальную пятидневку с не более чем 5-6 обязательными уроками в день. Необходимо также расширить сеть факультативных занятий, кружков для детей, проявивших особый интерес к изучению отдельных предметов.
Глава государства считает, что абсолютно не нужно слепо копировать зарубежный опыт, а найти такую форму, которая оптимально подойдет для нашей страны. При этом, по словам Александра Лукашенко, в первую очередь необходимо "навести порядок с проблемами в системе образования, которые лежат на поверхности, а потом идти вглубь".
Президент считает также необходимым поднять систему профессионально-технического образования с тем, чтобы готовить специалистов рабочих профессий как для нужд собственной страны, так и для зарубежья. Об этом говорили и многие выступающие.
Была затронута также проблема финансирования системы образования.
Президент подчеркнул, что в школах необходимо уходить от "добровольных пожертвований" родителей. "Люди уже начинают сомневаться, бесплатное или платное у нас образование?", - заметил глава государства.
По его мнению, деньги родителей можно и нужно привлекать на цели, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Например, на экскурсии, посещения театров и кино, проведение культурно-массовых мероприятий, а не на решение материально-бытовых вопросов учебного заведения. При этом должна быть решительно искоренена порочная практика подношения дорогостоящих подарков педагогам, организации застолий во время выпускных экзаменов и прочих мероприятий.
Говоря о 12-летнем обучении в школе, Александр Лукашенко отметил, что необходимо еще раз взвесить все за и против, изучить положительный и отрицательный опыт, как собственный, так и зарубежных государств, и на основании этого найти необходимый компромисс для принятия окончательного решения.
Взамен профильного образования школьникам должна быть предложена иная форма подготовки к поступлению в вузы. Это могут быть и факультативные занятия, и иные формы. Этот вопрос также предстоит проработать создаваемой межведомственной комиссии.
"Давайте еще раз посмотрим, что мы нагородили и как будем работать в условиях, если откажемся от 12-летней школы. Я не хочу действовать сгоряча, а хочу принять взвешенное решение", - подчеркнул президент.
При этом глава государства отметил: "Наверно, нам все-таки придется отказаться от двенадцатилетки. По крайней мере, сегодня. Потому что если мы войдем с сентября в двенадцатилетку, потом хуже будет возвращаться или же идти дальше с учетом этих ошибок".
Александр Лукашенко сказал, что в будущем будет пересмотрено содержание всей системы образования в целом, начиная от формы вступительных экзаменов в средние и высшие учебные заведения и заканчивая программами и учебными планами вузов.
Глава государства призвал подключиться к дискуссии средства массовой информации и население республики.
В то же время Александр Лукашенко заметил, что в случае отказа от 12-летней школы, возврата в прошлое не будет. Он подчеркнул, что необходимо усвоить весь положительный опыт и на его основе выходить на новый уровень образования.
С учетом актуальности проблемы участие в мероприятии приняли не только работники Министерства образования, но и представители педагогических и научных коллективов, родительской общественности, руководители республиканских и областных органов государственного управления. Совещание длилось в два с лишним раза дольше запланированного.
12-летнее обучение в средней школе является одним из самых острых вопросов развития образовательной системы. Как известно, 10 лет назад начался переход к 12-летней школьной программе. Однако именно сейчас школа вплотную приблизилась к тому моменту, когда предстоит в массовом порядке ввести совершенно иную форму обучения, а именно: профильное образование в последних 11-м и 12-м классах.
Как отметил глава государства, мы еще не вступили на этот новый путь. "Поэтому именно сегодня наступил последний срок, когда еще можно подумать и объективно оценить последствия нововведений, еще не поздно изменить решение, если для этого будут достаточные основания", - сказал президент.
Во время совещания прозвучало множество аргументов как в пользу перехода к 12-летней школе, так и против. По мнению сторонников двенадцатилетки, профильное обучение в школе позволит повысить уровень и качество образования, активно содействовать социализации учащихся, их осознанному профессиональному самоопределению. В пользу новой модели обучения приводился положительный опыт белорусских школ с дифференцированным обучением, а также общеобразовательных средних учебных заведений с расширенным и углубленным изучением профильных дисциплин по выбору. Кроме того, 12-летнее среднее образование введено в 169 странах (80%), в том числе и в некоторых государствах СНГ (Казахстан, Молдова, Украина, Узбекистан). В 46 странах мира школьники обучаются 13 лет.
Сторонники этой модели считают, что начатую реформу целесообразно довести до конца, чтобы получить реальные результаты, а затем вносить необходимые коррективы.
По мнению противников 12-летнего обучения, профилизация средней школы ориентирована не на содействие молодым людям в получении ими будущей специальности, а на натаскивание определенного контингента старшеклассников на поступление в вузы. Лишний год обучения в школе обременителен и для государства, и для родителей школьника. Вместе с тем нет весомых аргументов в пользу того, что школьная программа не может быть усвоена за 11 лет или в двенадцатилетке нагрузки на ученика будут меньшими.
Для тех, кто не поступил в вуз после обучения в школе, в Беларуси практически нет проблем с трудоустройством. Сокращение же трудовой деятельности на один год в условиях, когда пенсионный возраст для граждан страны на 5 лет меньше, чем в странах Запада, чей пример приводится, не лучшим образом сказывается на экономике.
Программа обучения в профильных классах нередко дублирует программу младших курсов вузов.
Серьезной проблемой становится проведение централизованного тестирования при поступлении в вузы.
Проведенные социологические опросы показывают, что подавляющее большинство родителей, педагогов да и самих учеников выступают за возврат к одиннадцатилетке. При этом должны быть улучшены школьные программы, учебники, разумнее распределена нагрузка на учеников, улучшена материально-техническая база школ.
Глава государства особо отметил, что образование, как и здравоохранение, входит в сферу жизненно важных интересов практически каждого человека, поэтому любые неверные шаги в этих областях вызывают болезненную реакцию всего общества.
Государство готово отказаться от 12-летнего школьного обучения в случае признания его нецелесообразным. "Если мы выясним, что где-то ошиблись, надо вовремя остановиться и, несмотря ни на какие издержки, пойти по правильному пути", - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Предстоит рассмотреть проблему комплексно, учитывая все аспекты ее влияния на общество. В частности, надо ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что пошли в школу в шестилетнем возрасте и проведут там целых 12 лет; так ли нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением; во что лишний год обучения в школе будет ежегодно обходиться государству; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?", - сказал президент.
Александр Лукашенко отметил, что, рассмотрев в целом эту проблему, необходимо принять разумное, взвешенное решение, которое будет полезно и для государства, и для каждой семьи.
По результатам совещания глава государства сказал, что состоявшаяся дискуссия не убедила его в необходимости дальнейшего внедрения 12-летнего среднего образования и повсеместного профильного обучения в старших классах. "Пока склоняюсь к мнению, что это не нужно. Не могу поверить результатам, полученным в гимназиях, где проводятся эксперименты. Там создаются идеальные условия, оказывается серьезная поддержка, - сказал президент. - Речь же должна идти в целом о стране. Скорее всего, надо останавливаться".
"Необходимо окончательно принимать решение. Даже если мы ошиблись и эта ошибка сегодня очень дорого будет стоить, это окупится и будет оправданно в перспективе, - отметил глава государства. - Ведь речь идет о детях - будущем страны, и вопросы образования здесь важнее всего. Без здоровых и образованных людей невозможно будет реализовать все другие программы". При этом Александр Лукашенко считает безответственной позицию отдельных чиновников, которые говорят, что нужно оставить 12-летнее образование только потому, что на нововведения уже затрачены большие средства.
Александр Лукашенко высказал также недовольство содержанием учебного материала и излишней перегруженностью учащихся. "То, что происходит в школах, не вызывает у меня удовлетворения. Удлиняем срок обучения и одновременно перегружаем наших детей усложненными программами. Так с ними намудрили, что порой не только дети, но и их родители не могут справиться с отдельными задачами для 5-го или 6-го класса", - подчеркнул глава государства.
Приоритетом развития среднего образования должно стать качественное совершенствование содержания учебных планов, программ и учебников, считает президент. "Наша цель - не объять необъятное, набив детские головы массой сведений и фактов из всех отраслей. При таком подходе держать людей в школе можно и 20 лет. Нужно еще раз посмотреть на учебные планы и программы средней школы, не допуская излишней перегрузки учащихся", - сказал глава государства.
По мнению президента, основным в средней школе должно стать обучение по единым общеобразовательным программам. Требования к поступающим в высшие и средние специальные учебные заведения и задания централизованного тестирования должны строго соответствовать содержанию общего среднего образования, а не составляться в расчете на повышенный и углубленный уровни изучения предметов.
При этом Александр Лукашенко категорически заявил, что не должно быть перетаскивания части вузовской программы в школу.
При принятии решения о переходе на 11-летнее школьное обучение оно должно быть закреплено в Кодексе об образовании. В этом же документе должно быть зафиксировано право родителей на выбор возраста своего ребенка при поступлении в школу.
Президент подчеркнул свое требование, что в школах необходимо выходить на реальную пятидневку с не более чем 5-6 обязательными уроками в день. Необходимо также расширить сеть факультативных занятий, кружков для детей, проявивших особый интерес к изучению отдельных предметов.
Глава государства считает, что абсолютно не нужно слепо копировать зарубежный опыт, а найти такую форму, которая оптимально подойдет для нашей страны. При этом, по словам Александра Лукашенко, в первую очередь необходимо "навести порядок с проблемами в системе образования, которые лежат на поверхности, а потом идти вглубь".
Президент считает также необходимым поднять систему профессионально-технического образования с тем, чтобы готовить специалистов рабочих профессий как для нужд собственной страны, так и для зарубежья. Об этом говорили и многие выступающие.
Была затронута также проблема финансирования системы образования.
Президент подчеркнул, что в школах необходимо уходить от "добровольных пожертвований" родителей. "Люди уже начинают сомневаться, бесплатное или платное у нас образование?", - заметил глава государства.
По его мнению, деньги родителей можно и нужно привлекать на цели, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Например, на экскурсии, посещения театров и кино, проведение культурно-массовых мероприятий, а не на решение материально-бытовых вопросов учебного заведения. При этом должна быть решительно искоренена порочная практика подношения дорогостоящих подарков педагогам, организации застолий во время выпускных экзаменов и прочих мероприятий.
Говоря о 12-летнем обучении в школе, Александр Лукашенко отметил, что необходимо еще раз взвесить все за и против, изучить положительный и отрицательный опыт, как собственный, так и зарубежных государств, и на основании этого найти необходимый компромисс для принятия окончательного решения.
Взамен профильного образования школьникам должна быть предложена иная форма подготовки к поступлению в вузы. Это могут быть и факультативные занятия, и иные формы. Этот вопрос также предстоит проработать создаваемой межведомственной комиссии.
"Давайте еще раз посмотрим, что мы нагородили и как будем работать в условиях, если откажемся от 12-летней школы. Я не хочу действовать сгоряча, а хочу принять взвешенное решение", - подчеркнул президент.
При этом глава государства отметил: "Наверно, нам все-таки придется отказаться от двенадцатилетки. По крайней мере, сегодня. Потому что если мы войдем с сентября в двенадцатилетку, потом хуже будет возвращаться или же идти дальше с учетом этих ошибок".
Александр Лукашенко сказал, что в будущем будет пересмотрено содержание всей системы образования в целом, начиная от формы вступительных экзаменов в средние и высшие учебные заведения и заканчивая программами и учебными планами вузов.
Глава государства призвал подключиться к дискуссии средства массовой информации и население республики.
В то же время Александр Лукашенко заметил, что в случае отказа от 12-летней школы, возврата в прошлое не будет. Он подчеркнул, что необходимо усвоить весь положительный опыт и на его основе выходить на новый уровень образования.
БелТА (оригинал новости)