Механизм господдержки должен максимально учитывать интересы нуждающихся в помощи граждан - А.Лукашенко
Источник материала: БелТА
16.11.2007 17:44
—
Новости Общества
16 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Разрабатываемый в Беларуси механизм государственной поддержки населения должен стать действенным и прозрачным инструментом помощи социально незащищенным, нуждающимся людям. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко 16 ноября на совещании по вопросу государственной поддержки населения.
В центре внимания участников мероприятия находился проект Указа «О некоторых мерах государственной поддержки населения», разработанный по поручению главы государства и во исполнение статьи 2 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс- службе белорусского лидера.
«Принимая закон, мы заявили, что от всеобщих льгот перейдем к оказанию индивидуальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Любые выборы, парламентские или президентские, начинались и заканчивались льготами, все выступали за отмену огульных льгот. Упорядочением их мы стали заниматься с первых дней моего президентства, и делали это поэтапно и постепенно».
Президент напомнил, что сначала был наведен порядок с льготами и преференциями для чиновников, а затем были исключены неоправданные льготы в сфере санаторно-курортного оздоровления как гражданских, так и военных лиц.
Переход от всеобщих льгот к оказанию адресной социальной помощи – это не вынужденная мера ввиду якобы сложного экономического положения в стране, как пытаются трактовать некоторые «эксперты», а часть планомерной и последовательной политики, проводимой белорусским руководством в социальной сфере, пояснил глава государства.
По словам Александра Лукашенко, Указ «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в своем окончательном виде должен учитывать все стороны господдержки граждан, четко регламентировать категории нуждающихся, виды поддержки, источники, механизмы финансирования и их условия.
«Подход к выплате государственной помощи в Беларуси должен быть единообразным. Сейчас надо объективно и всесторонне обсудить представленный документ, взвесить все «за» и «против» его принятия без популизма», – подчеркнул президент.
«Всякого рода иждивенческие настроения должны быть прекращены, – подчеркнул глава государства. - Я всегда честно и открыто говорю о том, что не будет разбазаривания денежных средств на необоснованные льготы и привилегии. Ведь мы не берем деньги из воздуха на льготы, а, поддерживая одного, забираем эти деньги у другого гражданина».
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что сегодня в Беларуси есть все для того, чтобы нормально жить и работать. Создаются новые рабочие места, своевременно выплачиваются зарплаты и пенсии, не обделена вниманием и учащаяся молодежь, которая получает различные виды стипендий, премий и материальной помощи, а самые одаренные и талантливые молодые люди становятся лауреатами президентских фондов.
«Трудоспособный человек может и должен работать, содержать себя, семью, детей и родителей», – считает президент Беларуси. При этом государство должно создавать условия для достойного уровня жизни населения.
«Задача государства – не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, - подчеркнул Александр Лукашенко. – Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должна оказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами».
Президент отметил, что правительству в будущем году придется усиленно поработать над повышением зарплат, пособий и пенсий граждан. «Не надо обманывать людей, нужно реально показать, что, ликвидировав льготы, которыми у нас пользовались до 7 млн. граждан, мы предоставим людям возможность заработать больше, чем они экономили бы на своих льготах», – сказал Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что «льгота – это не прибавка к зарплате, пенсии, стипендии, а поддержка – индивидуальная и адресная». К примеру, распределением адресной помощи среди учащихся должны заниматься вузы. «Никто лучше вузов не разберется, кому из студентов нужно оказать конкретную поддержку. Поэтому эти суммы лучше направлять в учебные заведения под определенные условия, а там разберутся конкретно по каждому», – сказал президент. Аналогичный механизм необходим и в отношении других категорий граждан. «Ни один председатель райисполкома не отдаст деньги тому, кто в них не нуждается, если мы четко пропишем механизм оказания адресной помощи», – уверен глава государства.
Александр Лукашенко напомнил, что в Беларуси сохранена стабильная система социального обеспечения. «Мы не пошли на повышение планки пенсионного возраста – а ведь это роскошь даже для очень богатых государств», – подчеркнул он. Президент также напомнил, что государством в значительной степени компенсируются затраты граждан на жилищно-коммунальные услуги.
Александр Лукашенко особо обратил внимание на то, что Указ «О некоторых мерах государственной поддержки населения» не должен привести к возврату отмененных льгот. «В последнее время много стали рассуждать о том, что льготы будут в полном объеме компенсированы адресной социальной помощью. Этого не будет», – сказал он.
Белорусский лидер потребовал, чтобы за реализацией указа был установлен тщательный контроль со стороны Администрации президента и правительства. «Необходим мониторинг. Возможно, после вступления этого нормативного акта в силу мы увидим массу недостатков, возникающих на практике. Поэтому в течение года исполнение указа должно быть проконтролировано, и если мы увидим, что кого-то не учли, кого-то обделили, то будут внесены соответствующие дополнения», – заявил глава государства.
«Чем раздавать по крохам, лучше сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению», – убежден при этом Александр Лукашенко. Президент напомнил, что в свое время так было сделано в отношении «чернобыльских» средств, за счет аккумулирования которых был построен уникальный центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле и решен целый пласт других проблем.
Освобождаемые в результате упорядочения льгот средства будут направлены на бесплатное питание школьников, создание современной базы медицинских учреждений и всестороннюю поддержку многодетных семей. Глава государства подчеркнул, что в этой пятилетке необходимо поднять уровень отечественной медицины до самых высоких мировых стандартов, чтобы граждане Беларуси могли получить все необходимые услуги в клиниках своей страны.
Александр Лукашенко также отметил важность внимательного подхода к поддержке многодетных семей. «Эти семьи тоже разные. И в таких семьях мы, прежде всего, оказываем помощь детям. Если семья не в состоянии достойно содержать пятерых-шестерых детей, то государство должно взять на себя заботу о них, заставив работать родителей-бездельников», – отметил президент. При этом он сказал, что в ближайшее время намерен вернуться к вопросу о защите прав детей в неблагополучных семьях и проконтролировать исполнение законодательства в этой сфере.
Александр Лукашенко подчеркнул, что помощь государства должна быть дифференцированной, в зависимости от тех жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается конкретный человек, если он не способен на равных конкурировать на рынке труда или является нуждающимся по иным факторам. «Создать именно такой механизм оказания помощи – первостепенная задача власти», – сказал президент.
При этом глава государства особо отметил, что механизм предоставления государственной помощи принципиально важно сделать максимально доступным, исключающим чиновничьи субъективизм и волокиту в принятии решений. «Мы познакомились с работой некоторых государственных органов на местах по оказанию адресной социальной помощи и предоставлению безналичных жилищных субсидий. Как выяснилось, многие люди не хотят обращаться за господдержкой, чтобы не сталкиваться с громоздкой бюрократической машиной», – сказал президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что определенная процедура, безусловно, необходима, но она не должна унижать человека. «После вступления в силу нового закона о льготах многие граждане, ранее получавшие льготы, станут субъектами оказания адресной социальной помощи. И государственные органы должны быть готовы оперативно и профессионально решать проблемы, с которыми к ним обратятся люди», – резюмировал президент.
По словам министра труда и социальной защиты Владимира Потупчика, реализация указа позволит нивелировать социальные и финансово-экономические последствия упорядочения социальных льгот в Беларуси в связи с принятием соответствующего закона. В проекте указа предусмотрено оказание государственной поддержки малообеспеченному населению республики на принципе адресности с учетом реального уровня доходов людей.
В частности, господдержка будет осуществляться в виде государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Устанавливаются конкретные размеры господдержки и критерии ее предоставления.
Так, предусмотрено увеличение критерия нуждаемости при оказании помощи малообеспеченным гражданам в виде ежемесячного социального пособия с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, в виде единовременного социального пособия - с 60 до 120% бюджета прожиточного минимума.
Ежемесячное социальное пособие предлагается увеличить до Br45 тыс. На эти цели планируется направить Br28 млрд., что почти в шесть раз превышает уровень финансирования по сравнению с 2006 годом. При этом численность получателей государственной адресной социальной помощи достигнет 200 тыс. человек.
Как было отмечено, за получением государственной адресной социальной помощи может обратиться каждый гражданин без ограничения по возрасту или социальному статусу, который подпадает под установленные критерии нуждаемости.
Министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов пояснил действие предлагаемого нового механизма оказания безналичных жилищных субсидий. В частности, планируется выделять такие субсидии в случае, если сумма платы за услуги ЖКХ, отчислений на капитальный ремонт в пределах установленной нормы пользования жилыми помещениями превышает 20% (вместо 25%) совокупного дохода семьи для граждан, проживающих в городах, поселках городского типа, и 15% (вместо 25%) совокупного дохода семьи для жителей сельских населенных пунктов.
В результате численность семей, которые смогут воспользоваться правом на получение субсидии, возрастет с 113,1 тыс. до 160,6 тыс.
В целом расходы на реализацию указа составят Br34,8 млрд. в год. Выделение дополнительных средств из республиканского бюджета не потребуется. Общая численность получателей государственной поддержки, как ожидается, составит около 360 тыс. человек.
Решение о назначении государственной адресной социальной помощи будет приниматься соответствующей комиссией, созданной местными исполнительными и распорядительными органами, безналичных жилищных субсидий – службой субсидирования. В работе комиссий должны обязательно участвовать избранные народом депутаты местных Советов.
Значительно упрощен порядок обращения за этими двумя видами господдержки, сокращены сроки рассмотрения заявления граждан и перечень предоставляемых документов.
Предприняты меры и для пресечения иждивенчества и необоснованного использования бюджетных средств: четко определены условия, при которых граждане не могут претендовать на получение государственной поддержки, вводится предельное ограничение периода получения государственной адресной социальной помощи - не более двух раз в течение календарного года.
Однако людям, которые не могут в течение трех и более месяцев по объективным причинам самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию, ежемесячное социальное пособие может быть назначено на срок до одного года.
Эти меры позволят не только соблюсти интересы тех, кто действительно нуждается в социальной поддержке, но и повысить эффективность использования бюджетных средств, применять прозрачный механизм предоставления государственной поддержки населению.
Председатель Миноблисполкома Леонид Крупец дал положительную оценку проекту указа. Он отметил, что предусматриваемые для нуждающихся безналичные жилищные субсидии станут хорошей поддержкой для сельского населения: ведь, например, сельские дома зачастую имеют большую жилплощадь, нежели городские квартиры. Соответственно и затраты на ЖКХ на селе обходятся недешево.
Министр финансов Николай Корбут сообщил, что в результате упразднения льгот в бюджете высвобождается сумма в размере Br168 млрд. Из них Br28 млрд., как уже отмечалось, пойдут на государственную адресную социальную помощь, Br6,8 млрд. - на безналичные жилищные субсидии. На увеличение расходов, связанных с президентской программой «Дети Беларуси», дополнительно выделяется Br21 млрд., в том числе Br4 млрд. на бесплатное питание детям. Также средства пойдут на реализацию мероприятий по повышению демографической безопасности, укреплению здоровья матери и ребенка, увеличению продолжительности жизни в стране, реабилитацию земель, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Президент особо подчеркнул необходимость повышения внимания к нуждам детей, в том числе и в сфере здравоохранения.
Заместитель премьер-министра Александр Косинец предложил еще раз проработать вопрос о поддержке нуждающихся студентов в связи с отменой льгот. Президент поручил вернуться к этой проблеме с тем, чтобы не ущемлять интересы учащихся вузов из малообеспеченных семей. Прежде всего вопрос касается возмещения расходов на проезд в транспорте.
По словам Александра Лукашенко, в целом ликвидацию льгот для пенсионеров и студентов возможно компенсировать постепенным повышением пенсий и стипендий.
Предполагается, что здесь свою роль должно сыграть руководство учебных заведений, которое, как ожидается, получит право компенсировать затраты на проезд студентов из стипендиального фонда. Но опять же это не будет носить огульного характера, а будет выработан четкий механизм адресной помощи.
Президент поддержал прозвучавшие предложения о разработке механизма поддержки семей военнослужащих, которые погибли при исполнении своего служебного долга.
Что касается поддержки военнослужащих в строительстве жилья, то варианты ее оказания, как считает глава государства, необходимо продумать, и внедрить оптимальный механизм.
Александр Лукашенко поручил доработать проект указа до 1 декабря с учетом прозвучавших замечаний и предложений. Этот документ должен вступить в силу 17 декабря 2007 года одновременно с Законом «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
«Еще раз подчеркну: механизм предоставления государственной поддержки должен быть прозрачный, справедливый и самое главное – абсолютно дебюрократизированный. Он призван максимально учитывать интересы граждан. Все, кто реально нуждаются в помощи государства, эту помощь получат. Но льготы, не вошедшие в соответствующие закон и указ, свое действие прекратят. Вопрос здесь не столько в деньгах, сколько в справедливости», - заявил Александр Лукашенко.
В центре внимания участников мероприятия находился проект Указа «О некоторых мерах государственной поддержки населения», разработанный по поручению главы государства и во исполнение статьи 2 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс- службе белорусского лидера.
«Принимая закон, мы заявили, что от всеобщих льгот перейдем к оказанию индивидуальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Любые выборы, парламентские или президентские, начинались и заканчивались льготами, все выступали за отмену огульных льгот. Упорядочением их мы стали заниматься с первых дней моего президентства, и делали это поэтапно и постепенно».
Президент напомнил, что сначала был наведен порядок с льготами и преференциями для чиновников, а затем были исключены неоправданные льготы в сфере санаторно-курортного оздоровления как гражданских, так и военных лиц.
Переход от всеобщих льгот к оказанию адресной социальной помощи – это не вынужденная мера ввиду якобы сложного экономического положения в стране, как пытаются трактовать некоторые «эксперты», а часть планомерной и последовательной политики, проводимой белорусским руководством в социальной сфере, пояснил глава государства.
По словам Александра Лукашенко, Указ «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в своем окончательном виде должен учитывать все стороны господдержки граждан, четко регламентировать категории нуждающихся, виды поддержки, источники, механизмы финансирования и их условия.
«Подход к выплате государственной помощи в Беларуси должен быть единообразным. Сейчас надо объективно и всесторонне обсудить представленный документ, взвесить все «за» и «против» его принятия без популизма», – подчеркнул президент.
«Всякого рода иждивенческие настроения должны быть прекращены, – подчеркнул глава государства. - Я всегда честно и открыто говорю о том, что не будет разбазаривания денежных средств на необоснованные льготы и привилегии. Ведь мы не берем деньги из воздуха на льготы, а, поддерживая одного, забираем эти деньги у другого гражданина».
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что сегодня в Беларуси есть все для того, чтобы нормально жить и работать. Создаются новые рабочие места, своевременно выплачиваются зарплаты и пенсии, не обделена вниманием и учащаяся молодежь, которая получает различные виды стипендий, премий и материальной помощи, а самые одаренные и талантливые молодые люди становятся лауреатами президентских фондов.
«Трудоспособный человек может и должен работать, содержать себя, семью, детей и родителей», – считает президент Беларуси. При этом государство должно создавать условия для достойного уровня жизни населения.
«Задача государства – не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, - подчеркнул Александр Лукашенко. – Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должна оказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами».
Президент отметил, что правительству в будущем году придется усиленно поработать над повышением зарплат, пособий и пенсий граждан. «Не надо обманывать людей, нужно реально показать, что, ликвидировав льготы, которыми у нас пользовались до 7 млн. граждан, мы предоставим людям возможность заработать больше, чем они экономили бы на своих льготах», – сказал Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что «льгота – это не прибавка к зарплате, пенсии, стипендии, а поддержка – индивидуальная и адресная». К примеру, распределением адресной помощи среди учащихся должны заниматься вузы. «Никто лучше вузов не разберется, кому из студентов нужно оказать конкретную поддержку. Поэтому эти суммы лучше направлять в учебные заведения под определенные условия, а там разберутся конкретно по каждому», – сказал президент. Аналогичный механизм необходим и в отношении других категорий граждан. «Ни один председатель райисполкома не отдаст деньги тому, кто в них не нуждается, если мы четко пропишем механизм оказания адресной помощи», – уверен глава государства.
Александр Лукашенко напомнил, что в Беларуси сохранена стабильная система социального обеспечения. «Мы не пошли на повышение планки пенсионного возраста – а ведь это роскошь даже для очень богатых государств», – подчеркнул он. Президент также напомнил, что государством в значительной степени компенсируются затраты граждан на жилищно-коммунальные услуги.
Александр Лукашенко особо обратил внимание на то, что Указ «О некоторых мерах государственной поддержки населения» не должен привести к возврату отмененных льгот. «В последнее время много стали рассуждать о том, что льготы будут в полном объеме компенсированы адресной социальной помощью. Этого не будет», – сказал он.
Белорусский лидер потребовал, чтобы за реализацией указа был установлен тщательный контроль со стороны Администрации президента и правительства. «Необходим мониторинг. Возможно, после вступления этого нормативного акта в силу мы увидим массу недостатков, возникающих на практике. Поэтому в течение года исполнение указа должно быть проконтролировано, и если мы увидим, что кого-то не учли, кого-то обделили, то будут внесены соответствующие дополнения», – заявил глава государства.
«Чем раздавать по крохам, лучше сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению», – убежден при этом Александр Лукашенко. Президент напомнил, что в свое время так было сделано в отношении «чернобыльских» средств, за счет аккумулирования которых был построен уникальный центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле и решен целый пласт других проблем.
Освобождаемые в результате упорядочения льгот средства будут направлены на бесплатное питание школьников, создание современной базы медицинских учреждений и всестороннюю поддержку многодетных семей. Глава государства подчеркнул, что в этой пятилетке необходимо поднять уровень отечественной медицины до самых высоких мировых стандартов, чтобы граждане Беларуси могли получить все необходимые услуги в клиниках своей страны.
Александр Лукашенко также отметил важность внимательного подхода к поддержке многодетных семей. «Эти семьи тоже разные. И в таких семьях мы, прежде всего, оказываем помощь детям. Если семья не в состоянии достойно содержать пятерых-шестерых детей, то государство должно взять на себя заботу о них, заставив работать родителей-бездельников», – отметил президент. При этом он сказал, что в ближайшее время намерен вернуться к вопросу о защите прав детей в неблагополучных семьях и проконтролировать исполнение законодательства в этой сфере.
Александр Лукашенко подчеркнул, что помощь государства должна быть дифференцированной, в зависимости от тех жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается конкретный человек, если он не способен на равных конкурировать на рынке труда или является нуждающимся по иным факторам. «Создать именно такой механизм оказания помощи – первостепенная задача власти», – сказал президент.
При этом глава государства особо отметил, что механизм предоставления государственной помощи принципиально важно сделать максимально доступным, исключающим чиновничьи субъективизм и волокиту в принятии решений. «Мы познакомились с работой некоторых государственных органов на местах по оказанию адресной социальной помощи и предоставлению безналичных жилищных субсидий. Как выяснилось, многие люди не хотят обращаться за господдержкой, чтобы не сталкиваться с громоздкой бюрократической машиной», – сказал президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что определенная процедура, безусловно, необходима, но она не должна унижать человека. «После вступления в силу нового закона о льготах многие граждане, ранее получавшие льготы, станут субъектами оказания адресной социальной помощи. И государственные органы должны быть готовы оперативно и профессионально решать проблемы, с которыми к ним обратятся люди», – резюмировал президент.
По словам министра труда и социальной защиты Владимира Потупчика, реализация указа позволит нивелировать социальные и финансово-экономические последствия упорядочения социальных льгот в Беларуси в связи с принятием соответствующего закона. В проекте указа предусмотрено оказание государственной поддержки малообеспеченному населению республики на принципе адресности с учетом реального уровня доходов людей.
В частности, господдержка будет осуществляться в виде государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Устанавливаются конкретные размеры господдержки и критерии ее предоставления.
Так, предусмотрено увеличение критерия нуждаемости при оказании помощи малообеспеченным гражданам в виде ежемесячного социального пособия с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, в виде единовременного социального пособия - с 60 до 120% бюджета прожиточного минимума.
Ежемесячное социальное пособие предлагается увеличить до Br45 тыс. На эти цели планируется направить Br28 млрд., что почти в шесть раз превышает уровень финансирования по сравнению с 2006 годом. При этом численность получателей государственной адресной социальной помощи достигнет 200 тыс. человек.
Как было отмечено, за получением государственной адресной социальной помощи может обратиться каждый гражданин без ограничения по возрасту или социальному статусу, который подпадает под установленные критерии нуждаемости.
Министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов пояснил действие предлагаемого нового механизма оказания безналичных жилищных субсидий. В частности, планируется выделять такие субсидии в случае, если сумма платы за услуги ЖКХ, отчислений на капитальный ремонт в пределах установленной нормы пользования жилыми помещениями превышает 20% (вместо 25%) совокупного дохода семьи для граждан, проживающих в городах, поселках городского типа, и 15% (вместо 25%) совокупного дохода семьи для жителей сельских населенных пунктов.
В результате численность семей, которые смогут воспользоваться правом на получение субсидии, возрастет с 113,1 тыс. до 160,6 тыс.
В целом расходы на реализацию указа составят Br34,8 млрд. в год. Выделение дополнительных средств из республиканского бюджета не потребуется. Общая численность получателей государственной поддержки, как ожидается, составит около 360 тыс. человек.
Решение о назначении государственной адресной социальной помощи будет приниматься соответствующей комиссией, созданной местными исполнительными и распорядительными органами, безналичных жилищных субсидий – службой субсидирования. В работе комиссий должны обязательно участвовать избранные народом депутаты местных Советов.
Значительно упрощен порядок обращения за этими двумя видами господдержки, сокращены сроки рассмотрения заявления граждан и перечень предоставляемых документов.
Предприняты меры и для пресечения иждивенчества и необоснованного использования бюджетных средств: четко определены условия, при которых граждане не могут претендовать на получение государственной поддержки, вводится предельное ограничение периода получения государственной адресной социальной помощи - не более двух раз в течение календарного года.
Однако людям, которые не могут в течение трех и более месяцев по объективным причинам самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию, ежемесячное социальное пособие может быть назначено на срок до одного года.
Эти меры позволят не только соблюсти интересы тех, кто действительно нуждается в социальной поддержке, но и повысить эффективность использования бюджетных средств, применять прозрачный механизм предоставления государственной поддержки населению.
Председатель Миноблисполкома Леонид Крупец дал положительную оценку проекту указа. Он отметил, что предусматриваемые для нуждающихся безналичные жилищные субсидии станут хорошей поддержкой для сельского населения: ведь, например, сельские дома зачастую имеют большую жилплощадь, нежели городские квартиры. Соответственно и затраты на ЖКХ на селе обходятся недешево.
Министр финансов Николай Корбут сообщил, что в результате упразднения льгот в бюджете высвобождается сумма в размере Br168 млрд. Из них Br28 млрд., как уже отмечалось, пойдут на государственную адресную социальную помощь, Br6,8 млрд. - на безналичные жилищные субсидии. На увеличение расходов, связанных с президентской программой «Дети Беларуси», дополнительно выделяется Br21 млрд., в том числе Br4 млрд. на бесплатное питание детям. Также средства пойдут на реализацию мероприятий по повышению демографической безопасности, укреплению здоровья матери и ребенка, увеличению продолжительности жизни в стране, реабилитацию земель, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Президент особо подчеркнул необходимость повышения внимания к нуждам детей, в том числе и в сфере здравоохранения.
Заместитель премьер-министра Александр Косинец предложил еще раз проработать вопрос о поддержке нуждающихся студентов в связи с отменой льгот. Президент поручил вернуться к этой проблеме с тем, чтобы не ущемлять интересы учащихся вузов из малообеспеченных семей. Прежде всего вопрос касается возмещения расходов на проезд в транспорте.
По словам Александра Лукашенко, в целом ликвидацию льгот для пенсионеров и студентов возможно компенсировать постепенным повышением пенсий и стипендий.
Предполагается, что здесь свою роль должно сыграть руководство учебных заведений, которое, как ожидается, получит право компенсировать затраты на проезд студентов из стипендиального фонда. Но опять же это не будет носить огульного характера, а будет выработан четкий механизм адресной помощи.
Президент поддержал прозвучавшие предложения о разработке механизма поддержки семей военнослужащих, которые погибли при исполнении своего служебного долга.
Что касается поддержки военнослужащих в строительстве жилья, то варианты ее оказания, как считает глава государства, необходимо продумать, и внедрить оптимальный механизм.
Александр Лукашенко поручил доработать проект указа до 1 декабря с учетом прозвучавших замечаний и предложений. Этот документ должен вступить в силу 17 декабря 2007 года одновременно с Законом «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
«Еще раз подчеркну: механизм предоставления государственной поддержки должен быть прозрачный, справедливый и самое главное – абсолютно дебюрократизированный. Он призван максимально учитывать интересы граждан. Все, кто реально нуждаются в помощи государства, эту помощь получат. Но льготы, не вошедшие в соответствующие закон и указ, свое действие прекратят. Вопрос здесь не столько в деньгах, сколько в справедливости», - заявил Александр Лукашенко.
БелТА (оригинал новости)