ИНТЕРВЬЮ: В I съезде ученых Беларуси примут участие представители вузовской науки
Источник материала: БелТА
01.11.2007 08:52
—
Новости Общества
УЧЕНЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ УЧАТСЯ БЫТЬ
В выполнении фундаментальных и прикладных исследований, создании современной научно-исследовательской базы, международном научно-техническом сотрудничестве активное участие принимают преподаватели, молодые ученые и студенты высших учебных заведений. В последние годы в этом направлении достигнуты значительные результаты, в вузах ведется активная работа по развитию инновационной деятельности. О насущных проблемах науки и инновационного образования в стране рассказал корреспонденту БЕЛТА министр образования Александр Радьков.
- В Беларуси разрабатывается программа инновационного образования, в вузах проводятся научные исследования, активизируется процесс привлечения предприятий к обучению студентов и учащихся. Какова основная цель этих преобразований?
- Научно-исследовательская деятельность в вузах направлена на развитие постоянной связи с образовательным процессом. Беларуси необходимы высококвалифицированные специалисты и научные кадры, обладающие инновационной активностью, которые были бы в состоянии разрабатывать новые технологии и научно-техническую продукцию для реального сектора экономики. Планируется, что программа инновационного образования объединит учебные заведения, науку и производство. Она должна определить пути развития инновационного образования с целью улучшения качества подготовки специалистов, повышения их конкурентоспособности в условиях интеграции Беларуси в мировую экономику.
В настоящее время динамично развиваются информационные, промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии. Зачастую постоянно совершенствуемая технология опережает образовательную программу, поэтому мы и хотим в воспитании инновационного мышления идти через комплексы, чтобы учебное заведение было связано с заказчиком-предприятием, для которого готовит выпускников. Здесь первопроходцем среди отечественных вузов был Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, где ведется подготовка специалистов информационных технологий, а студенты должны быть напрямую связаны с предприятием "Интеграл". Необходимо максимально использовать промышленную базу, чтобы молодой человек изучал свою будущую специальность не только в теории, но и непосредственно на производстве, осваивая в том числе технику, с которой ему придется иметь дело в дальнейшем. Все должно быть единым: вуз, предприятие, наука, практика, оборудование, творческий потенциал.
- Какие средства выделяются на развитие вузовской науки, и какова отдача от их освоения?
- Общий объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе Минобразования только в 2006 году составил Br105,9 млрд., при этом из внебюджетных источников было привлечено около Br47 млрд. Укрепляется материально-техническая база высших учебных заведений. В 2006 году на приобретение научного оборудования из средств республиканского бюджета выделено Br6,5 млрд., в 2007-м - Br7,15 млрд.
Вузовские ученые и студенты активно участвуют в выполнении государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований. В нынешнем году с их участием выполняется более 740 (40%) заданий госпрограмм. Вузы выступают головными организациями-исполнителями по 21 государственной программе из 37. Акцент в 2006-2007 годах был сделан на решении комплекса задач по развитию инновационной деятельности в высших учебных заведениях - создана и функционирует разветвленная инновационная инфраструктура, включающая более 30 субъектов: научно-технологические парки, инновационные предприятия, центры трансфера технологий, маркетинговые центры и др.
В народном хозяйстве было использовано более 1 тыс. 400 разработок, в учебном процессе - 1 тыс. 200. Специалисты системы вузов также разработали и внедрили 51 вид машин, оборудования и приборов, 20 видов материалов, веществ, инструментов, 48 технологических процессов, 26 автоматизированных систем управления и проектирования.
- Какую помощь молодым вузовским ученым и их старшим коллегам оказывает инновационный фонд Министерства образования?
- Основным направлением использования средств инновационного фонда является финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции. За счет средств фонда в 2006 году профинансировано 19 проектов на сумму свыше Br380 млн. В этом году финансируется 13 инновационных проектов в объеме Br415 млн. В сети Интернет создан информационно-маркетинговый узел Министерства образования - своеобразная университетская биржа инноваций.
Кроме того, в ходе реализации Государственной программы инновационного развития на 2007-2010 годы выполняется 48 инновационных проектов, которые позволят внедрить в экономику страны энергосберегающие, импортозамещающие материалы и технологии, создать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую деятельность вузов. На реализацию проектов программы предусмотрено привлечь Br45,7 млрд. Одним из первых завершается в декабре 2007 года проект по производству смесевого дизельного биотоплива на основе продуктов переработки рапсового масла. Одновременно выполняется инновационный проект по разработке твердого топлива на основе биомассы рапса, которое по своим параметрам не будет уступать гранулированному топливу из древесины.
- Одним из приоритетов научной деятельности вузов является международное сотрудничество. С учебными заведениями каких стран белорусские вузы поддерживают научные контакты?
- Наши ученые и студенты связаны с коллегами из университетов и научных организаций 57 стран, заключено более 600 договоров. Наиболее крупными научными партнерами являются россияне, поляки, украинцы, немцы, китайцы.
Объем выполненных работ и поставленной на экспорт продукции в 2001-2006 годах достиг $17,8 млн. В 2006 году экспорт научно-технической продукции осуществлялся 12 вузами в 27 стран ближнего и дальнего зарубежья и составил почти $3 млн.
Поступления от международных контрактов превышают затраты на выставочную деятельность более чем в пять раз. В минувшем году экспозиция представлялась на научных ярмарках в Украине, Латвии, Казахстане, Германии, Иране, Иордании, Индии, ЮАР, ряде выставок в Китае и России. В 2007 году - уже на 30 выставках, из них 19 - в странах ближнего и дальнего зарубежья. Многие разработки отмечены медалями, дипломами, грамотами. Кстати, для продвижения на зарубежные рынки разработок белорусских ученых на базе Технопарка БНТУ “Метолит” созданы белорусско-латвийский и белорусско-казахстанский центры трансфера технологий, Белорусский центр научно-технического сотрудничества с провинциями Китайской Народной Республики. Создается белорусско-китайский центр научных исследований в области дорожного строительства. Работает Национальный контактный пункт по содействию участия малых и средних предприятий в рамочных программах Европейского союза. Эта деятельность направлена на активизацию трансфера технологий, рост экспорта инновационной продукции и услуг.
- Велико ли нынче желание студентов заниматься научным поиском, востребованы ли молодые ученые?
- Научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Минобразования ведут более 950 докторов и 6 тысяч кандидатов наук. Активно развивается научно-исследовательская работа студентов. Мы постоянно обновляем электронный банк научно-исследовательских работ. Сейчас он включает 1 тыс. 620 разработок, из которых 20% подготовлены студенческими лабораториями.
Впервые в Беларуси организована постоянно действующая выставка научно-технических разработок студентов, на экспозиции которой представлено свыше 250 экспонатов по 11 научно-техническим направлениям.
Произошли изменения и в подготовке аспирантов. С 2006 года подготовка в аспирантуре (докторантуре) осуществляется на контрактной основе, в результате заключено 773 контракта на подготовку научных кадров, в том числе 220 - трехсторонних. В нынешнем учебном году в аспирантуре подведомственных Минобразования организаций обучается 2 тыс. 815
человек, а в докторантуре - 62 человека. Для поощрения молодых ученых, привлечения их к научным изысканиям учреждены стипендии Президента Республики Беларусь. В 2007 году впервые 87 аспирантов, обучающихся в 46 вузах и научных организациях республики, стали их обладателями.
- Каких результатов вы ожидаете от I съезда ученых?
- Мы, белорусские педагоги высшей школы, надеемся, что I съезд ученых четко определит приоритеты и ориентиры развития науки в стране. Их реализация при тесном взаимодействии вузов, научных коллективов и промышленных предприятий обеспечит качественное социально-экономическое развитие Беларуси.
Юлия ВАНИНА,
БЕЛТА.
В выполнении фундаментальных и прикладных исследований, создании современной научно-исследовательской базы, международном научно-техническом сотрудничестве активное участие принимают преподаватели, молодые ученые и студенты высших учебных заведений. В последние годы в этом направлении достигнуты значительные результаты, в вузах ведется активная работа по развитию инновационной деятельности. О насущных проблемах науки и инновационного образования в стране рассказал корреспонденту БЕЛТА министр образования Александр Радьков.
- В Беларуси разрабатывается программа инновационного образования, в вузах проводятся научные исследования, активизируется процесс привлечения предприятий к обучению студентов и учащихся. Какова основная цель этих преобразований?
- Научно-исследовательская деятельность в вузах направлена на развитие постоянной связи с образовательным процессом. Беларуси необходимы высококвалифицированные специалисты и научные кадры, обладающие инновационной активностью, которые были бы в состоянии разрабатывать новые технологии и научно-техническую продукцию для реального сектора экономики. Планируется, что программа инновационного образования объединит учебные заведения, науку и производство. Она должна определить пути развития инновационного образования с целью улучшения качества подготовки специалистов, повышения их конкурентоспособности в условиях интеграции Беларуси в мировую экономику.
В настоящее время динамично развиваются информационные, промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии. Зачастую постоянно совершенствуемая технология опережает образовательную программу, поэтому мы и хотим в воспитании инновационного мышления идти через комплексы, чтобы учебное заведение было связано с заказчиком-предприятием, для которого готовит выпускников. Здесь первопроходцем среди отечественных вузов был Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, где ведется подготовка специалистов информационных технологий, а студенты должны быть напрямую связаны с предприятием "Интеграл". Необходимо максимально использовать промышленную базу, чтобы молодой человек изучал свою будущую специальность не только в теории, но и непосредственно на производстве, осваивая в том числе технику, с которой ему придется иметь дело в дальнейшем. Все должно быть единым: вуз, предприятие, наука, практика, оборудование, творческий потенциал.
- Какие средства выделяются на развитие вузовской науки, и какова отдача от их освоения?
- Общий объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе Минобразования только в 2006 году составил Br105,9 млрд., при этом из внебюджетных источников было привлечено около Br47 млрд. Укрепляется материально-техническая база высших учебных заведений. В 2006 году на приобретение научного оборудования из средств республиканского бюджета выделено Br6,5 млрд., в 2007-м - Br7,15 млрд.
Вузовские ученые и студенты активно участвуют в выполнении государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований. В нынешнем году с их участием выполняется более 740 (40%) заданий госпрограмм. Вузы выступают головными организациями-исполнителями по 21 государственной программе из 37. Акцент в 2006-2007 годах был сделан на решении комплекса задач по развитию инновационной деятельности в высших учебных заведениях - создана и функционирует разветвленная инновационная инфраструктура, включающая более 30 субъектов: научно-технологические парки, инновационные предприятия, центры трансфера технологий, маркетинговые центры и др.
В народном хозяйстве было использовано более 1 тыс. 400 разработок, в учебном процессе - 1 тыс. 200. Специалисты системы вузов также разработали и внедрили 51 вид машин, оборудования и приборов, 20 видов материалов, веществ, инструментов, 48 технологических процессов, 26 автоматизированных систем управления и проектирования.
- Какую помощь молодым вузовским ученым и их старшим коллегам оказывает инновационный фонд Министерства образования?
- Основным направлением использования средств инновационного фонда является финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции. За счет средств фонда в 2006 году профинансировано 19 проектов на сумму свыше Br380 млн. В этом году финансируется 13 инновационных проектов в объеме Br415 млн. В сети Интернет создан информационно-маркетинговый узел Министерства образования - своеобразная университетская биржа инноваций.
Кроме того, в ходе реализации Государственной программы инновационного развития на 2007-2010 годы выполняется 48 инновационных проектов, которые позволят внедрить в экономику страны энергосберегающие, импортозамещающие материалы и технологии, создать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую деятельность вузов. На реализацию проектов программы предусмотрено привлечь Br45,7 млрд. Одним из первых завершается в декабре 2007 года проект по производству смесевого дизельного биотоплива на основе продуктов переработки рапсового масла. Одновременно выполняется инновационный проект по разработке твердого топлива на основе биомассы рапса, которое по своим параметрам не будет уступать гранулированному топливу из древесины.
- Одним из приоритетов научной деятельности вузов является международное сотрудничество. С учебными заведениями каких стран белорусские вузы поддерживают научные контакты?
- Наши ученые и студенты связаны с коллегами из университетов и научных организаций 57 стран, заключено более 600 договоров. Наиболее крупными научными партнерами являются россияне, поляки, украинцы, немцы, китайцы.
Объем выполненных работ и поставленной на экспорт продукции в 2001-2006 годах достиг $17,8 млн. В 2006 году экспорт научно-технической продукции осуществлялся 12 вузами в 27 стран ближнего и дальнего зарубежья и составил почти $3 млн.
Поступления от международных контрактов превышают затраты на выставочную деятельность более чем в пять раз. В минувшем году экспозиция представлялась на научных ярмарках в Украине, Латвии, Казахстане, Германии, Иране, Иордании, Индии, ЮАР, ряде выставок в Китае и России. В 2007 году - уже на 30 выставках, из них 19 - в странах ближнего и дальнего зарубежья. Многие разработки отмечены медалями, дипломами, грамотами. Кстати, для продвижения на зарубежные рынки разработок белорусских ученых на базе Технопарка БНТУ “Метолит” созданы белорусско-латвийский и белорусско-казахстанский центры трансфера технологий, Белорусский центр научно-технического сотрудничества с провинциями Китайской Народной Республики. Создается белорусско-китайский центр научных исследований в области дорожного строительства. Работает Национальный контактный пункт по содействию участия малых и средних предприятий в рамочных программах Европейского союза. Эта деятельность направлена на активизацию трансфера технологий, рост экспорта инновационной продукции и услуг.
- Велико ли нынче желание студентов заниматься научным поиском, востребованы ли молодые ученые?
- Научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Минобразования ведут более 950 докторов и 6 тысяч кандидатов наук. Активно развивается научно-исследовательская работа студентов. Мы постоянно обновляем электронный банк научно-исследовательских работ. Сейчас он включает 1 тыс. 620 разработок, из которых 20% подготовлены студенческими лабораториями.
Впервые в Беларуси организована постоянно действующая выставка научно-технических разработок студентов, на экспозиции которой представлено свыше 250 экспонатов по 11 научно-техническим направлениям.
Произошли изменения и в подготовке аспирантов. С 2006 года подготовка в аспирантуре (докторантуре) осуществляется на контрактной основе, в результате заключено 773 контракта на подготовку научных кадров, в том числе 220 - трехсторонних. В нынешнем учебном году в аспирантуре подведомственных Минобразования организаций обучается 2 тыс. 815
человек, а в докторантуре - 62 человека. Для поощрения молодых ученых, привлечения их к научным изысканиям учреждены стипендии Президента Республики Беларусь. В 2007 году впервые 87 аспирантов, обучающихся в 46 вузах и научных организациях республики, стали их обладателями.
- Каких результатов вы ожидаете от I съезда ученых?
- Мы, белорусские педагоги высшей школы, надеемся, что I съезд ученых четко определит приоритеты и ориентиры развития науки в стране. Их реализация при тесном взаимодействии вузов, научных коллективов и промышленных предприятий обеспечит качественное социально-экономическое развитие Беларуси.
Юлия ВАНИНА,
БЕЛТА.
БелТА (оригинал новости)