Экономия от упорядочения льгот превысит 30% объема бюджетного финансирования социальных льгот
Источник материала: БелТА
16.05.2007 16:35
—
Новости Общества
16 мая, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. В конце мая текущего года парламентарии рассмотрят законопроект о льготах. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты, ожидаемая экономия от упорядочения льгот составит более 30% от объема бюджетного финансирования социальных льгот.
История вопроса о льготах как одного из видов социальной помощи населению в нашей стране уходит своими корнями в середину 30-х годов прошлого века. Первые льготы были призваны "уравнять" размер доходов различных категорий населения, поощрить отдельных граждан за особые заслуги и компенсировать вредные (опасные) условия труда. В тех условиях появление льгот было оправдано с различных точек зрения - политической, экономической, социальной.
Однако в 70-80-х годах количество льгот и соответственно численность их получателей резко возросли. В настоящее время насчитывается свыше 50 категорий льготников и около 100 видов различных льгот. В итоге две трети населения Беларусь (около 6,5 млн. человек) получают те или иные виды социальных льгот. Например, льготы по оплате проезда имеют 6 млн. человек, лекарств - 2,8 млн., жилищно-коммунальных услуг - 1 млн., услуг связи - 200 тыс. человек.
Кстати, после распада СССР практически во всех бывших республиках были отменены социальные льготы. В максимальном объеме они сохранены только в Беларуси, России (в 2006 году там произошла монетизация льгот) и в Украине.
В министерстве подчеркнули, что система распределения социальных льгот сложилась по принципу "всем сестрам - по серьгам". Реальная цена "такой сережки" на одного получателя льготы не превышала в 2006 году Br20 тыс. Но в целом для бюджета страны сумма "набегает" более чем внушительная: почти треть всех средств на социальную поддержку населения приходится в итоге на "стоимость" льгот (а это более Br600 млрд. в год).
Цель предлагаемых изменений - упорядочение системы льгот, усиление принципа справедливости, прозрачности распределения льгот и их адресности, создание условий для перераспределения бюджетного финансирования на программы охраны материнства и детства, а также на адресную социальную помощь тем, кто в силу объективных причин не может обеспечить себе достойный уровень жизни.
Законопроектом предусмотрено несколько основных подходов. Во-первых, сохранение основных льгот и гарантий для лиц с особым статусом, которые либо имеют выдающиеся заслуги перед государством, либо в виду своего физического и социального состояния нуждаются в государственной поддержке. Это Герои и полные кавалеры орденов; участники, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды первой и второй группы; дети-инвалиды; несовершеннолетние, проживающие в зонах радиоактивного загрязнения; граждане с заболеваниями, входящими в специальный перечень.
Предусматривается сокращение части социальных льгот для некоторых категорий населения, распространение льгот исключительно на самого льготника, нормирование предоставляемых социальных льгот. Высвобожденные от оптимизации льгот бюджетные средства будут направлены на усиление государственной адресной социальной помощи, программ поддержки материнства и детства, дополнительные мероприятия по реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Реализация этих подходов позволит выполнить поручение президента о кардинальном упорядочении системы социальных льгот и гарантий, привести законодательство о льготах в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями государства. Будет снята проблема бюджетного недофинансирования предоставления законодательно установленных льгот, устранятся необоснованные различия в государственной социальной поддержке инвалидов с различными причинами заболевания, детей.
Оптимизация льгот приведет к экономии бюджетных средств по их предоставлению и создаст условия для целевого перераспределения бюджетного финансирования на приоритетные социальные программы, резюмировали в Министерстве труда и социальной защиты.
История вопроса о льготах как одного из видов социальной помощи населению в нашей стране уходит своими корнями в середину 30-х годов прошлого века. Первые льготы были призваны "уравнять" размер доходов различных категорий населения, поощрить отдельных граждан за особые заслуги и компенсировать вредные (опасные) условия труда. В тех условиях появление льгот было оправдано с различных точек зрения - политической, экономической, социальной.
Однако в 70-80-х годах количество льгот и соответственно численность их получателей резко возросли. В настоящее время насчитывается свыше 50 категорий льготников и около 100 видов различных льгот. В итоге две трети населения Беларусь (около 6,5 млн. человек) получают те или иные виды социальных льгот. Например, льготы по оплате проезда имеют 6 млн. человек, лекарств - 2,8 млн., жилищно-коммунальных услуг - 1 млн., услуг связи - 200 тыс. человек.
Кстати, после распада СССР практически во всех бывших республиках были отменены социальные льготы. В максимальном объеме они сохранены только в Беларуси, России (в 2006 году там произошла монетизация льгот) и в Украине.
В министерстве подчеркнули, что система распределения социальных льгот сложилась по принципу "всем сестрам - по серьгам". Реальная цена "такой сережки" на одного получателя льготы не превышала в 2006 году Br20 тыс. Но в целом для бюджета страны сумма "набегает" более чем внушительная: почти треть всех средств на социальную поддержку населения приходится в итоге на "стоимость" льгот (а это более Br600 млрд. в год).
Цель предлагаемых изменений - упорядочение системы льгот, усиление принципа справедливости, прозрачности распределения льгот и их адресности, создание условий для перераспределения бюджетного финансирования на программы охраны материнства и детства, а также на адресную социальную помощь тем, кто в силу объективных причин не может обеспечить себе достойный уровень жизни.
Законопроектом предусмотрено несколько основных подходов. Во-первых, сохранение основных льгот и гарантий для лиц с особым статусом, которые либо имеют выдающиеся заслуги перед государством, либо в виду своего физического и социального состояния нуждаются в государственной поддержке. Это Герои и полные кавалеры орденов; участники, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды первой и второй группы; дети-инвалиды; несовершеннолетние, проживающие в зонах радиоактивного загрязнения; граждане с заболеваниями, входящими в специальный перечень.
Предусматривается сокращение части социальных льгот для некоторых категорий населения, распространение льгот исключительно на самого льготника, нормирование предоставляемых социальных льгот. Высвобожденные от оптимизации льгот бюджетные средства будут направлены на усиление государственной адресной социальной помощи, программ поддержки материнства и детства, дополнительные мероприятия по реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Реализация этих подходов позволит выполнить поручение президента о кардинальном упорядочении системы социальных льгот и гарантий, привести законодательство о льготах в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями государства. Будет снята проблема бюджетного недофинансирования предоставления законодательно установленных льгот, устранятся необоснованные различия в государственной социальной поддержке инвалидов с различными причинами заболевания, детей.
Оптимизация льгот приведет к экономии бюджетных средств по их предоставлению и создаст условия для целевого перераспределения бюджетного финансирования на приоритетные социальные программы, резюмировали в Министерстве труда и социальной защиты.
БелТА (оригинал новости)