В Исполкоме СНГ считают возможным выработку единой позиции стран Содружества по выплате пенсий
Источник материала: БелТА
01.03.2007 18:12
—
Новости Общества
1 марта, Минск /Мария Гуцало - БЕЛТА/. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения нуждается в поправках с учетом изменений, произошедших за последние 10 лет в странах Содружества. Как сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель директора департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем - начальник отдела по сотрудничеству в социальной сфере Исполнительного комитета СНГ в Минске Филипп Лозован, с этой целью был создан проект Протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение. Очередное заседание экспертной группы по обсуждению данного документа проходит 1-2 марта в Исполкоме СНГ в Минске.
"Соглашение было подписано в 1992 году и в настоящее время является скорее декларацией о намерениях государств СНГ создать равные условия пенсионного обеспечения граждан стран Содружества. Однако с изменением законодательств возник ряд проблем, затрудняющих реализацию этого документа", - сказал Филипп Лозован.
По его словам, первая из них связана с тем, что в государствах СНГ действуют различные системы пенсионного обеспечения - солидарная и накопительная. Вторая заключается в том, что с момента снятия гражданина с пенсионного учета в одной стране до постановки его в другой проходит некоторое время, в течение которого в одних странах пенсия продолжает выплачиваться, в других - нет.
Наиболее сложным вопросом он назвал зачисление трудового стажа работника после 13 марта 1992 года (время принятия соглашения). Приобретенный до этого момента стаж считается наработанным в советский период и засчитывается всеми странами Содружества. "Приведу простой пример - человек из Украины переехал в Беларусь. Он имеет стаж работы 20 лет до 1992 года и 10 лет стажа работы на Украине после этого. Если за первые два десятилетия Беларусь выплачивает ему пенсию, то кто будет платить за оставшиеся годы?", - сказал он. В проекте протокола предполагается, что такие выплаты будет производить страна, в которой был приобретен стаж. При этом Филипп Лозован отметил, что "технически это будет очень сложно сделать".
Еще одна проблема касается "перевода" пенсий из одной валюты в другую. Так, если белорус у себя на родине получает пенсию в белорусских рублях, то каким образом и по какому курсу она будет выплачиваться в случае его переселения в Россию.
Много трудностей возникает и при информировании пенсионных органов стран о переезде пенсионеров, пенсионном учете, размерах и основаниях получения пенсий. "К примеру, молдавская квалификация слесаря 6-го разряда должна соответствовать определенной квалификации в Беларуси, чтобы он смог получать здесь эквивалентную пенсию", - пояснил собеседник. Решение этой проблемы специалисты связывают с разработкой Межгосударственного классификатора профессий рабочих, должностей и служащих на основе созданных в 1990-е годы единых тарифно-квалификационных справочников профессий рабочих, должностей и служащих. Однако, по словам Филиппа Лозована, эта процедура будет длительной, и у стран СНГ нет единого мнения о том, как должен быть составлен классификатор, каким образом он будет обновляться, и какое ведомство будет регулировать этот процесс.
"Многие государства Содружества считают, что по причине разницы в пенсионных законодательствах изменения в действующее Соглашение о гарантиях прав граждан стран СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года вносить пока нецелесообразно", - резюмировал специалист.
Вместе с тем он подчеркнул, что доработать соглашение "в принципе возможно, вопрос в том, на какой срок это растянется".
"Соглашение было подписано в 1992 году и в настоящее время является скорее декларацией о намерениях государств СНГ создать равные условия пенсионного обеспечения граждан стран Содружества. Однако с изменением законодательств возник ряд проблем, затрудняющих реализацию этого документа", - сказал Филипп Лозован.
По его словам, первая из них связана с тем, что в государствах СНГ действуют различные системы пенсионного обеспечения - солидарная и накопительная. Вторая заключается в том, что с момента снятия гражданина с пенсионного учета в одной стране до постановки его в другой проходит некоторое время, в течение которого в одних странах пенсия продолжает выплачиваться, в других - нет.
Наиболее сложным вопросом он назвал зачисление трудового стажа работника после 13 марта 1992 года (время принятия соглашения). Приобретенный до этого момента стаж считается наработанным в советский период и засчитывается всеми странами Содружества. "Приведу простой пример - человек из Украины переехал в Беларусь. Он имеет стаж работы 20 лет до 1992 года и 10 лет стажа работы на Украине после этого. Если за первые два десятилетия Беларусь выплачивает ему пенсию, то кто будет платить за оставшиеся годы?", - сказал он. В проекте протокола предполагается, что такие выплаты будет производить страна, в которой был приобретен стаж. При этом Филипп Лозован отметил, что "технически это будет очень сложно сделать".
Еще одна проблема касается "перевода" пенсий из одной валюты в другую. Так, если белорус у себя на родине получает пенсию в белорусских рублях, то каким образом и по какому курсу она будет выплачиваться в случае его переселения в Россию.
Много трудностей возникает и при информировании пенсионных органов стран о переезде пенсионеров, пенсионном учете, размерах и основаниях получения пенсий. "К примеру, молдавская квалификация слесаря 6-го разряда должна соответствовать определенной квалификации в Беларуси, чтобы он смог получать здесь эквивалентную пенсию", - пояснил собеседник. Решение этой проблемы специалисты связывают с разработкой Межгосударственного классификатора профессий рабочих, должностей и служащих на основе созданных в 1990-е годы единых тарифно-квалификационных справочников профессий рабочих, должностей и служащих. Однако, по словам Филиппа Лозована, эта процедура будет длительной, и у стран СНГ нет единого мнения о том, как должен быть составлен классификатор, каким образом он будет обновляться, и какое ведомство будет регулировать этот процесс.
"Многие государства Содружества считают, что по причине разницы в пенсионных законодательствах изменения в действующее Соглашение о гарантиях прав граждан стран СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года вносить пока нецелесообразно", - резюмировал специалист.
Вместе с тем он подчеркнул, что доработать соглашение "в принципе возможно, вопрос в том, на какой срок это растянется".
БелТА (оригинал новости)