В Беларуси утверждено Положение о порядке организации оплачиваемых общественных работ

Источник материала: БелТА  
28.12.2006 12:08 — Новости Общества
28 декабря, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Правительство Беларуси утвердило Положение о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров от 23 декабря нынешнего года №1716, которое вступает в силу cо дня его официального опубликования.

Комментируя по просьбе корреспондента БЕЛТА данный документ, заместитель начальника управления программ содействия занятости главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и соцзащиты Тамара Симанович отметила, что положение разработано в соответствии со статьей 19 новой редакции закона "О занятости населения Республики Беларусь", которая вступила в действие с 1 июля текущего года. Положение определяет порядок организации и условия проведения оплачиваемых общественных работ (ООР) - общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих дополнительной профподготовки, имеющих социально полезную значимость и содействующих включению в активную трудовую жизнь безработных и других граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Организация этого вида работ стала действенным элементом в общей системе социальной защиты безработных и другого незанятого населения. Участие в ООР позволяет нанимателям компенсировать временный дефицит рабочей силы, а гражданам - пополнить семейный бюджет. Организация данного вида работ позволяет удовлетворить потребности регионов и организаций в выполнении социально полезных работ. Кроме того, к этому виду работ привлекаются граждане, обязанные возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, и направленные по решению суда в органы госслужбы занятости. Организация ООР способствует также сохранению мотивации к труду у людей, занимающихся поиском рабочего места.

В положении усовершенствован порядок организации общественных оплачиваемых работ и их финансирования, подчеркнула специалист. "Важной новацией является предоставление права местным исполнительным и распорядительным органам самостоятельно утверждать перечень общественных оплачиваемых работ, - сказала она. - Местные органы власти будут сами определять и продолжительность участия безработных в данных работах - исходя из ситуации на локальных рынках труда".

Так, в соответствии с положением местные органы власти на основании объемов ООР и количества безработных ежемесячно не позднее 25-го числа устанавливают минимальное количество рабочих дней для участия безработных в этих работах в следующем месяце. Однако месячная норма не может превышать 10 рабочих дней. Причем при необеспечении выполнения объемов ООР эта норма может быть снижена по решению местных исполнительных и распорядительных органов.

Впрочем, безработный (при желании) может участвовать в ООР сверх установленной месячной нормы. Тем, кто отработал сверх нормы, эти дни засчитываются в выполнение месячных норм в последующих месяцах. В случае невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы принимается решение о приостановлении выплаты ему пособия по безработице.

К уважительным причинам невыполнения месячной нормы относятся временная нетрудоспособность безработного, если количество дней его трудоспособности менее месячной нормы; противопоказания для безработного ко всем видам ООР; необеспечение безработного объемом оплачиваемых общественных работ для выполнения установленной месячной нормы. Среди других уважительных причин - необеспечение органами по труду, занятости и соцзащите доставки (проезда) безработного к месту выполнения ООР, находящемуся за пределами населенного пункта, в котором проживает безработный; нахождение безработного на учете менее календарного месяца; а также призыв безработного на военные, специальные или учебные сборы, привлечение к мероприятиями, связанным с подготовкой к военной службе.

В положении определен перечень категорий безработных, для которых участие в ООР не является обязательным. Это касается родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов; молодежи до 18 лет; инвалидов; беременных женщин; людей предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях). Не обязательно участие в ООР для эвакуированных и отселенных из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавших из этих зон после катастрофы на ЧАЭС. Это распространяется и на граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников и зарегистрированных в органах по труду, занятости и соцзащите в течение 12 месяцев со дня увольнения, в течение первых трех месяцев со дня данной регистрации. Не обязательным является участие в ООР безработных, трудоустроенных на временные работы с уведомлением органов по труду, занятости и соцзащите.

ООР могут быть организованы при выполнении таких видов работ, как рекультивация земель, мелиоративные, природоохранные работы, работы в лесном хозяйстве; строительство дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, отопительных, канализационных, газовых и других коммуникаций; строительство и ремонт жилых помещений, объектов социально-культурного назначения; восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон. В данный перечень входят сельхозработы; экологическое оздоровление территорий (благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма); подсобные работы в организациях агропромышленного комплекса и торговли; сбор и переработка вторичного сырья и отходов; работы в организациях жилищно-коммунального хозяйства. ООР организуются при проведении мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали, охрана общественного порядка и другие); ухода за местами захоронений. Важным также является оказание социальных услуг для населения (обслуживание отдыха детей, уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и т.д.). В качестве ООР могут быть использованы вакансии, которые не заполняются более трех месяцев.

Оплачиваемые общественные работы организуются местными исполнительными и распорядительными органами на основе договоров, заключенных между нанимателями и органами по труду, занятости и социальной защите.

Тамара Симанович отметила, что органы по труду, занятости и соцзащите направляют граждан на оплачиваемые общественные работы с учетом их способностей, состояния здоровья, профессиональных навыков. Госслужба занятости обязана обеспечить своевременное информирование безработных и другого незанятого населения о видах, объемах и условиях проведения ООР, об установленной месячной норме, а также обязана осуществлять учет принимающих участие в оплачиваемых общественных работах. Органам по труду, занятости и соцзащите вменяется в обязанность контроль за исполнением нанимателями договоров на проведение ООР и их оплатой.

В соответствии с положением органы по труду, занятости и соцзащите осуществляют финансирование мероприятий по организации ООР. Оно производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов, а также средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты.

Тамара Симанович подчеркнула, что средства этого фонда могут использоваться для финансирования расходов на доставку направляемых на ООР к месту работы и обратно; на оборудование мест отправки на такие работы; на проживание в местах проведения ООР; на проведение медицинского осмотра и информационного обеспечения направляемых на оплачиваемые общественные работы. Из средств фонда оплачиваются расходы на оплату проезда к месту проведения работ и обратно, а также дополнительные личные расходы за время нахождения в пути при проезде к месту проведения ООР и обратно (они компенсируются по нормам и в размерах, установленных законодательством о возмещении суточных при служебных командировках в пределах республики). Из средств фонда может быть произведена частичная компенсация нанимателям расходов по доставке продукции, полученной гражданами в счет оплаты за выполненную работу, к месту их проживания.

При организации ООР нанимателями, финансируемыми из средств республиканского или местных бюджетов (либо когда такие работы организуются на объектах, финансируемых из республиканского или местных бюджетов), из средств Фонда социальной защиты населения могут финансироваться затраты на приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении работ, оплату труда безработных и граждан, обязанных возмещать расходы на содержание детей. Такие оплачиваемые общественные работы организуются нанимателями на основе отдельных решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома.

Наниматель не вправе отказать лицам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите, в заключении срочного трудового договора на выполнение ООР, если их проведение финансируется из средств местного бюджета, Фонда соцзащиты населения.

По словам Тамары Симанович, в Беларуси в оплачиваемых общественных работах в январе-ноябре нынешнего года приняли участие 103 тыс. 339 человек, из них 61 тыс. 110 имели статус безработного. Наиболее активно данное направление деятельности госслужбы занятости развивается в текущем году в Гомельской и Минской областях. В данных регионах численность граждан, принявших участие в ООР, за 11 месяцев равнялось соответственно 19,6 тыс. и 18,3 тыс. человек.

Из средств государственного фонда содействия занятости в 2006 году финансирование на организацию ООР определено в объеме Br14,5 млрд. Кстати, в соответствии с Государственной программой занятости населения Республики Беларусь на 2006 год на ООР в агрогородках запланировано направить в течение нынешнего года как минимум 3,6 тыс. человек. В январе-ноябре текущего года в них приняли участие 9 тыс. жителей агрогородков. Таким образом, годовое задание по организации этого вида временной занятости выполнено уже на 274%.

Тамара Симанович отметила, что проектом Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2007 год предусматривается увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах, а также по оказанию социальных услуг в малых городах и сельской местности. Это расширит доступ незанятых граждан к участию в данном виде работ, подчеркнула специалист. В целом в будущем году предполагается организовать участие в ООР 96,8 тыс. человек, в том числе 65,3 тыс. безработных. На эти цели из средств Фонда соцзащиты населения планируется выделить свыше Br17 млрд.
←Правительство Беларуси утвердило положение о товаропроводящей сети предприятий за рубежом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика