Сенокос вне расписания оказался как нельзя кстати для ОАО «Оснежицкое»
Как бы там ни было, а возможность проведения четвертого укоса случается у нас не так уж часто. В этом смысле нынешний год как раз и составляет счастливое исключение: за окном конец октября, а на лугах вовсю работают кормоуборочные комплексы, и сенажные траншеи заполняются свежей зеленой массой. Да и скот не спешит переходить на зимний рацион, предпочитая витаминный корм, который, как ни крути, а придется скоро забыть до весны.
Похоже, природа отдает должок за ту летнюю засуху, которая основательно подпортила первый укос, спалив травы на внушительных площадях. И вот теперь появился шанс наверстать упущенное и пополнить запас объемных травяных кормов, да не отавой, как обычно в эту пору года, а сочной травой, какой она бывает в самом начале июня, разгар летнего сенокоса.
Где как, а в ОАО «Оснежицкое» планируют дополнительно заложить в траншеи еще тысячи полторы тонн зеленой массы, хотя уже сегодня здесь заготовлено 26,78 центнера кормовых единиц на условную голову скота, плюс 4,27 центнера к предыдущему году. То есть заготовлено 1 088 тонн сена, 11 581 тонна сенажа и 10 037 тонн кукурузного силоса. В принципе, на благополучную зимовку этого хватит, но местные останавливаться не думают, создавая переходный фонд, проще говоря, полуторагодовой запас кормов.
А выполнить основную задачу по укреплению кормовой базы им помогло что ли удачное стечение обстоятельств, а скорее, грамотный расчет руководителей хозяйства, державших в уме, скажем так, аварийный вариант. Имеется в виду урочище Орел в районе Любанского моста. Там «Оснежицкому» принадлежит тысяча гектаров заливного луга в пойме Припяти. Принадлежать-то эта тысяча принадлежит, но попробуй возьми оттуда траву, если вся пойма представляет из себя сплошное болото.
И вот тут аномальная жара, испортившая настроение не одному зоотехнику, для оснежинцев стала если и не палочкой-выручалочкой, то уж точно хорошим подспорьем, позволив пустить в высохшее болото технику и взять оттуда около полутысячи тонн зеленой массы на сенаж. А тут еще, как по заказу, в Орле оказалась капитальная сенажная яма, которую соорудил в свое время дальновидный В.А. Ралько, так что не пришлось гонять транспорт на дальние расстояния, как это приходится делать, скажем, при заготовке кукурузного силоса.
Тут дело вот в чем: так вышло, что кукурузные поля оснежинцам приходится разбивать в районе Сушицка, Почапова и Понятичей. А это, на минуточку, 25 километров в одну сторону. Понятное дело, на такие пятидесятикилометровые рейсы транспорта не хватает. Кукуруза вроде бы уродилась неплохая, но ее крепко зацепил заморозок, который погулял по торфяникам в конце сентября. Конечно, силоса получили в достаточном количестве, но могли бы заложить в траншеи и больше – тысяч 13 тонн, к примеру.
Вот поэтому здесь скептически посматривают в сторону тех хозяйств, где уже начинают скот потихоньку подкармливать кукурузой. Оно вроде и неплохо, но что будет по весне, когда опустеют траншеи? Покупать силос у соседей? Но те ведь тоже за бесплатно ни килограмма не отдадут. Так что в «Оснежицком» остаются запечатанными все 7 силосных ям, благо каждую из них утрамбовал на К-700 такой мастер своего дела, как Валерий Васильевич Новиков. Он вел трамбовку по всем правилам – днем и ночью, но зато теперь за сохранность сенажа и силоса можно быть спокойным.
Надо заметить, что в этом году к укреплению кормовой базы здешние животноводы отнеслись, как всегда, крайне серьезно. Начнем с того, что на 200 гектарах посеяли пожнивные – редьку масличную, горчицу, просо, каирскую траву. Посеяли сразу, как только убрали зерновые, чуть ли не впритык за комбайнами пустив сеялки. Но это все на корм скоту в осенние месяцы. К весне же подготовлены посевы сурепицы и ржи: они пойдут на зеленый корм скоту, который за зиму успевает соскучиться по витаминной пище. А там и многолетние травы поспеют. И еще. Заготовка кормов в «Оснежицком» идет параллельно с ходом основных сельскохозяйственных кампаний – с уборкой зерновых, теперь вот с уборкой сахарной свеклы. Правда, второй укос здесь успели завершить до начала жатвы, но перерывы между укосами последующими оказались столь короткими, что кормоуборочная техника практически не простаивала.
Не стоит она и сейчас: кормозаготовительный комбайн КВК-800 исправно утюжит те площади, где травостой обеспечил четвертый укос. В кабине комбайна один из лучших механизаторов не только «Оснежицкого», но и всего района Василий Николаевич Забавко. Вот уж, действительно, механизатор широкого профиля! Летом он на комбайне убирал зерновые, а теперь косит многолетние травы на поле первого участка. За смену у него получается нарезать до 150 тонн зеленой массы. Поле после этого выглядит так, будто кто-то прошелся по нему электробритвой. Это я к тому, что у заместителя директора «Оснежицкого» Григория Григорьевича Пешко поговорка такая:
– У нас каждая травинка должна идти в дело!
…8 транспортных единиц задействовано на осеннем сенокосе – 7 МАЗов и трактор МТЗ-1226 с прицепом. В этот вот прицеп и бьет тугой струей травяная сечка, наполняя его до краев. В кабине трактора – тоже мой давний знакомый, тоже механизатор-ас – Владимир Кириллович Слупачек. Мы его знали, в основном, как героя уборочных кампаний, комбайнера-рекордсмена. Сейчас он водит трактор, закрепленный за кормозаготовительным комбайном, доставляет зеленую массу в сенажную траншею в Любеле и на животноводческий комплекс в Оснежицах для подкормки скота.
…Что до машиниста КВК-800, то для него действуют правила, обязательные для любого сенокоса – будь он первый или четвертый. Василий Николаевич к косьбе приступает с утра, зная, что в это время наблюдается в траве наивысшая концентрация сахара. А это, безусловно, положительно влияет на продуктивность дойного стада.
Конечно, самая горячая пора в «Оснежицком» сейчас на уборке свеклы и озимом севе. Но так в хозяйстве спланирован производственный процесс, что серьезные силы брошены и на заготовку кормов. Здесь прекрасно понимают, что каждый дополнительный килограмм сенажа или силоса по весне, а то и до будущего лета, может оказаться незаменимым в рационе буренки. Так что сенокос вне расписания оказался как нельзя кстати.
Сергей Дорохов.