Новые люди и старые проблемы
Начнем с вопроса частного. Кому пришло в голову реконструировать ферму в вымирающей деревне, да еще на заболоченной площадке? Почему, как и в прошлом веке, качество кормов далеко от идеала? Почему, в конце концов, вложенные в молочное животноводство огромные бюджетные деньги не дали должной отдачи? Ответы на эти вопросы журналист «Р» вместе со специалистами Комитета госконтроля искала на Витебщине.
— При реализации крупномасштабной государственной программы мы решили взять повышенные обязательства — отработать сразу 228 ферм. В общей сложности инвестировали около Br 1,5 трлн., в том числе примерно 270 млрд. — бюджетных. За два года удалось полностью привести в порядок 56 объектов, 160 ферм было модернизировано. Построили 21 доильный зал, обновили свыше 200 молокопроводов. Для завершения работы нужно еще свыше Br 3 трлн. Проблема в том, что в стране нет кредитных ресурсов. А потому модернизация заторможена, — поясняет заместитель председателя облсельхозпрода Владимир Машеро.
Продолжая эту тему, справедливости ради стоит отметить: даже в том случае, если бы кредитов в банках было предостаточно, получить их сегодня смогли бы далеко не все — большинство хозяйств имеют «нехорошую» кредитную репутацию. Тем не менее в регионе, действительно, сделано немало. Казалось бы, триллионы рублей должны сейчас полным ходом приносить отдачу. Так где же она?
— К сожалению, успехи в молочном животноводстве не так заметны, как ожидалось, — констатирует первый заместитель председателя КГК Витебской области Вадим Зарянкин. — По сравнению с предыдущим годом в январе—апреле нынешнего общая численность КРС сократилась почти на 17 тысяч голов, на тысячу меньше стало коров. На 26 тысяч тонн снизилось валовое производство молока, уменьшился удой на корову. Каковы причины? Проверки показывают, что они носят тесно взаимосвязанный «круговой» характер: от недостатков в кормопроизводстве до нарушений технологии выращивания животных и просчетов в кадровой политике.
…Вместе с заместителем начальника управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Евгением Крицким едем в Глубокский район. Самое яркое подтверждение «пробуксовки» модернизации — на ферме в Стуканах. Здесь уже вторую зиму лежат под открытым небом и начинают разрушаться многочисленные железобетонные конструкции. Стоимость закупленных за бюджетные деньги стройматериалов — свыше Br 1,8 млрд. Порядок на объекте далек от идеального. Вообще-то, и директор Глубокского агросервиса, в состав которого входит сельхозфилиал «Прошково», Василий Якимович, и руководитель филиала Александр Олехнович — люди новые. Не они планировали реконструкцию фермы в Стуканах и занимались подбором площадки. Когда тяжеловесные конструкции будут, наконец-то, пущены в дело? Неизвестно. Якимович ссылается на отсутствие денег: банк в кредитах отказал из-за просрочек, только для того, чтобы закрыть авансы перед молокозаводом, нужно пять месяцев доить коров и бесплатно отдавать продукцию. Олехнович в свою очередь не может сдержать удивления: кому пришло в голову реконструировать ферму в вымирающих Стуканах, да еще на заболоченной площадке? Для начала строительства сюда нужно завезти около 5 тысяч кубометров грунта!
В райисполкоме ситуацию знают детально. Таких замороженных новостроек на фермах, где, кроме стройматериалов, ничего нет, в районе три. На остальных 13, включенных в программу, как объяснили заместитель начальника райсельхозпрода Людмила Данилевич и ее коллега Тамара Баран, работы хоть и медленно, но ведутся. К осени, возможно, три новостройки будут сданы. Главная причина промедления — аховое финансовое положение хозяйств. Из 16 сельхозпредприятий 3 вообще не могут рассчитывать на какие-либо кредиты, еще 10 — только на усмотрение банка. Общая закредитованность 14 предприятий АПК (без учета филиалов) по процентам и основному долгу на Глуботчине превысила Br 200 млрд.
— У нас самое большое поголовье в области — 45,7 тысячи, в том числе свыше 15 тысяч коров, — объясняет Людмила Данилевич. — Хотели сделать ставку на молоко и построить по новой ферме в каждом хозяйстве. Первый этап модернизации завершили успешно — поменяли 16 молокопроводов (в основном за счет бюджетных денег). Потом в филиалах промышленных предприятий построили три совершенно новые фермы (в том числе и роботизированную), сдали доильные залы в Петровщине и Мосаре, возвели 4 арочника…
Обсуждая сложности, работники исполкома признались: да, возможно, при планировании собственных сил не рассчитали. Надеялись на господдержку — не получилось. Сегодня в Стуканах, Новинках и Кишах стройматериалы лежат мертвым грузом. Их стоимость — Br 3,4 млрд. Оплачивал бюджет. Строители бесплатно работать не желают. Всего за два года на обновление ферм из бюджета в район было направлено почти Br 27 млрд. инвестиций. Собственных — всего 6,3 млрд., почти столько же подрядчики наработали в долг.
Каков общий эффект от уже вложенных сил и средств? По сравнению с предыдущим годом в районе получают… 93,9 процента молока. Хозяйства должны молокозаводу свыше Br 100 млрд. — примерно полугодовой удой...
Аналогичная ситуация и в Ушачском районе. Здесь в программу включено 9 ферм, сдана — одна. «Пока денег не дали никаких и не дадут», — категорично комментирует перспективы строительства начальник райсельхозпрода Александр Черников.
В ходе разговора с ним, а также с председателем райисполкома Виктором Родичем и специалистами становится понятно: здесь также надеялись и продолжают надеяться на помощь. Животноводы давно ждут перемен. В КУСХП «Кубличи», например, остались две молочно-товарные фермы. Работают по старинке — без молокопроводов. В ноябре третью пришлось списать — обрушилась стена. В Клевцах модернизация ограничилась заменой протекающей кровли. В Астаповщине второй год не могут возвести новый объект: попытка натянуть тент на арочную конструкцию оказалась неудачной, его порвало ветром. Теперь сборный металлический каркас ржавеет, фундамент разрушается, закупленный цемент уже пришел в негодность. Новый тент сельчане смогут купить только осенью, с урожая. Руководство района решило не распылять средства, а сосредоточиться на объектах с наиболее высокой степенью готовности. Реально новоселье на МТФ «Сержаны», где работы ведутся хозспособом. Сдача остальных — только при условии финансирования. Так что и заранее купленные железобетонные конструкции в Дольцах пока никому не нужны.
За два года из бюджета под программу Ушачам было выделено чуть больше Br 10 млрд., а сметная стоимость всех за¬планированных объектов на начало прошлого года — Br 205 миллиардов…
Горько и обидно за сельчан. Будем надеяться, что готовящиеся в стране нововведения в отношении АПК, наконец-то, сработают, а не разобьются об очередную стену безответственности руководителей и специалистов, несогласованность решений и непродуманность проектов. Глобальные изменения назрели: путешествие в глубинку Витебщины, кроме вышеописанных недостатков, выявило и другие тревожные тенденции: в районах большая текучесть кадров руководителей и специалистов, неплатежеспособность хозяйств усугубляется, зарплаты низкие, минеральных удобрений во время посевной не хватало, пастбища и многолетние травы нуждаются в подкормке, неразбросанная органика зарастает на полях травой, вокруг ферм — гнилое сено, комбикорма в рационе животных отсутствуют… Мелочи? А не они ли и сводят в итоге на нет все усилия государства по поддержке сельского хозяйства?
На снимке: гидом по грудам заросших травой стройматериалов для представителя КГК Витебской области Евгения КРИЦКОГО согласился стать слесарь фермы Стуканы Вячеслав МУРЗО.
Фото: Елена БЕГУНОВА