Жилье и условия труда
Жилье и условия труда — вот что привлекает молодежь в сельскохозяйственные организации Минщины
Август в агропромышленном комплексе отмечен еще и тем обстоятельством, что на первые рабочие места прибывают молодые специалисты — выпускники вузов и средних специальных учебных заведений. И пик живой работы, повседневных забот по жилищно-бытовому обустройству нового пополнения припадает именно на это время. Как разрешаются подобные проблемы в столичной области? За комментарием мы обратились к начальнику отдела кадров и аграрного образования комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Максиму Хилькевичу.
— Кадровое состояние в АПК области можно назвать стабильным. На селе занято сейчас 87 тысяч человек, обеспеченность составляет 90 процентов. Хотя, разумеется, нельзя утверждать, что мы полностью избежали перекосов, свойственных этой сфере. Например, наиболее уязвимое, ослабленное место — зооветеринарная служба. Мы сегодня могли бы трудоустроить до 250 ветспециалистов. Примерно в 40 сельхозорганизациях вакантны должности главных ветврачей. То же и с кадрами зоотехнии — недостает около ста человек с высшим образованием. В то же время кадрами экономистов и бухгалтеров агропредприятия укомплектованы полностью.
— Максим Владимирович, как «привязать» вновь прибывающих людей к избранной ими же специальности?
— К нам в область ежегодно приезжают около 400 выпускников вузов и до 380 ребят, окончивших ссузы. Первые два года действует положение об обязательной отработке этого срока, поэтому в это время покидают рабочие места немногие, только ввиду объективных причин (призыв в армию, декретный отпуск и т.п.). А вот по истечении двух лет, как правило, наблюдается заметное перемещение, еще через год остается 33—34 процента из числа прибывших. Это и есть примерно то количество специалистов, которое реально закрепляется в агропроизводстве.
Подобный расклад обуславливается тем, что в аграрных вузах в наше время обучается до 70 процентов городской молодежи. Став специалистами и отработав положенный срок, они затем покидают первое рабочее место. Остается, по нашим прикидкам, не более 8 процентов, чего нельзя сказать о сельских ребятах.
— Возможно, следует менять условия приема в вузы, поддерживать тех, кто не в очередь за дипломом становится, а действительно желает посвятить себя сельскому труду.
— Да, сейчас увеличено количество студентов-целевиков с 20 до 30 процентов. По целевому направлению в вуз может поступить человек, проживающий в сельской местности либо в городе с численностью не более 20 тысяч человек.
— Сохранена ли практика направления на учебу за счет средств хозяйств? Когда-то она применялась довольно широко.
— В настоящее время подобные случаи единичны. Но чтобы увеличить число «своих» обучающихся, в области создан областной фонд подготовки кадров. Благодаря ему мы ежегодно подбираем порядка 40—50 человек и обучаем их за счет средств областного бюджета именно по тем специальностям, которые остро необходимы селу. Но эти кадры обязаны отработать после вуза уже пять лет, а не два.
— Первейшим условием закрепления молодых специалистов на селе всегда были определенные социальные гарантии. Чем нынче могут поддержать вчерашнего выпускника учебного заведения на новом месте?
— В соответствии с законодательством молодой специалист первые два года к своей зарплате получает доплату в размере тарифной ставки первого разряда, а с июля 2010 года отработавшие два года и остающиеся в сельхозорганизации получают доплату в размере трех тарифных ставок первого разряда. А это неплохой стимул — более 350 тысяч рублей.
Важно также, что все прибывающие к месту работы обеспечиваются жильем, домами либо съемными квартирами, которые оплачивают предприятия. Семейным парам, как правило, сразу же предоставляются индивидуальные дома. Одинокому человеку, особенно девушкам, занимать целый дом и содержать его затруднительно, поэтому часто они объединяются с коллегами, коттедж в данном случае используется как общежитие. Часть молодых специалистов по их желанию возвращаются домой, к своим родителям.
— Привлекательных сторон у сельской жизни теперь немало. И все же, что на ваш взгляд нужно было бы здесь поправить, изменить?
— Радует, что теперь из села не бегут, как в начале 90-х. Ситуация переломилась. И специалисты, и кадры массовых профессий видят, что здесь можно нормально работать и достойно жить. В 2009 году в область пришло кадров массовых профессий на 400 человек больше, нежели раньше. Тенденция сохраняется и ныне. Введено 325 агрогородков, а это жилье, объекты соцкультбыта.
Отрадно, что и специалисты, которые раньше ушли в другие отрасли, возвращаются назад. Вот только зарплату, на мой взгляд, нужно приводить в соответствие с трудозатратами. Возьмите того же зоотехника, у него работа практически без выходных. И зимой и летом. Но это никто не учитывает. Очевидно, и поэтому в вузах конкурса на специальность зооинженера нет и вакансий остается много.
В целом кадровый состав АПК области отражает современные преобразования на селе. Энерговооруженность труда способствовала тому, что если в 1990 году требовалось 19 тысяч механизаторов, то сегодня достаточно 11 тысяч. То же и в животноводстве. В области введено 98 современных доильных залов. А это совершенно иные условия труда, другая производительность.
Показателен и коллективный «паспорт» управленческого ядра. Сегодня из 18 тысяч руководителей и специалистов молодежь составляет 23 процента, а пенсионеры — только 6. Как видим, село живет будущим.