Колос свыше
Уникальный сельхозэксперимент, проходящий в стране, оправдывает ожидания
Конечно, в СПК «Нарочанские зори» шли на риск. Видано ли – вырастить урожай без удобрений, ядохимикатов, из непротравленных семян? Опыт подсказывал: посевы погибнут, но интерес все же взял верх. В конце апреля на пяти гектарах здесь посеяли ячмень, внеся в землю лишь почвенно-микробный комплекс.
Постоянные читатели «Р», наверное, уже догадались, о чем идет речь. Ровно год назад мы рассказывали об экспериментах в Ошмянском районе, где на 9 гектарах озимой тритикале применили разработку могилевского биохимика Евгения Козлова. Изобретатель, кандидат химических наук, предложил местным аграриям технологию, идущую вразрез с традиционными представлениями о земледелии. По его мнению, для раскрытия потенциала зерна не нужны ни калий, ни аммофос, ни фунгицидная защита. Все, что надо, — это своевременно вносить в почву комплекс полезных бактерий. Мало того, что тогда на экспериментальном поле добились высокой урожайности, так и затраты на сев и обработку опытной тритикале оказались в четыре раза ниже, чем на соседнем поле, возделанном по обычной технологии.
Внесу ясность: Евгений Козлов — последователь технологии эффективных микроорганизмов (EМ-технологии), основы которой заложил более 20 лет назад японский ученый Теруо Хига. Взяв за основу теорию, могилевчанин разработал собственный препарат, аналогов которому в мире нет.
Год назад наши публикации имели широкий резонанс. В Ошмянах побывали аграрии из разных регионов страны, опытом интересовались ученые из Гродно. На экспериментальное поле выезжал помощник Президента Беларуси главный инспектор по Минской области Николай Иванченко, который и сегодня держит эту тему на контроле. Опытам дали ход.
Прошел год. Снова в разгаре жатва. Удивил ли «эликсир плодородия» на этот раз? Вернемся в «Нарочанские зори» Вилейского района, где посеяли пять гектаров ячменя с применением технологии Евгения Козлова.
Поле у деревни Косичи на первый взгляд самое обычное.
— Обратите внимание: одно зернышко дает пять стеблей, — показывает мне выдернутые с корнем колосья главный агроном хозяйства Виктор Драчиловский. — Неподалеку мы засеяли аналогичное поле ячменя традиционным способом. Там каждое зернышко дало два, максимум три стебля. Здесь же норма — четыре-пять. В каждом колоске по 26—28 зерен, тогда как на обычном поле — 22—24. Удивляет и стойкость к болезням. Например, на опытном участке лишь 40 процентов колосьев подвержены септариозу, а на других ячменных полях — почти весь урожай.
А вот расчеты и выводы экономистов хозяйства. На сев и возделывание пяти гектаров, обработанных почвенно-микробным комплексом, затрачено всего 385 тысяч рублей, то есть по 77 тысяч на гектар. В то же время один гектар на обычном поле обошелся в 312 тысяч 857 рублей — в четыре раза дороже. Выходит, на небольшом участке хозяйство сэкономило более полутора миллионов рублей.
— Год назад после статьи в газете был сюжет по телевидению, и на следующий день я был в СПК «Краковка» Ошмянского района, где проводился эксперимент, — вспоминает председатель СПК «Нарочанские зори» Марьян Садовский. — И вот сегодня, получив схожий результат у себя, могу признать, что препарат Евгения Козлова дает не только ощутимую экономическую выгоду, но и экологически чистую продукцию, на которую сегодня делают ставку во всем мире, которая дается неимоверными усилиями и продается в магазинах по высокой цене. Это мнение, основанное на конкретном эксперименте. Вместе с тем почвенно-микробному комплексу рано пророчить безоговорочный успех. Полагаю, ему нужна дальнейшая проверка, в том числе и в научных институтах.
Когда материал готовился к печати, в СПК «Нарочанские зори» убрали опытное поле. Урожайность оказалась относительно невысока — немногим более 30 центнеров с гектара. Технология дала сбой?
— Эта цифра для нас не показатель, — говорит Виктор Драчиловский. — Во-первых, мы выделили под опыт песчаную почву (балл пашни всего 23,1). Обычно высеваем 220—230 килограммов семян на гектар, здесь же по рекомендации Евгения Козлова посеяли всего 180 килограммов на гектар, то есть на опытном поле взошло на миллион семян меньше. Делаем поправку и на неблагоприятную погоду. Поэтому с учетом экономической стороны вопроса результат более чем устраивает.
Воодушевленные хорошим началом, в СПК «Нарочанские зори» планируют засеять по EМ-технологии 50 гектаров озимой тритикале. Препарата должно хватить. Евгений Козлов привозит в хозяйство концентрат, где, следуя четкой технологии, в специальных бочках вещество смешивается с патокой, сывороткой и водой. Затем некоторое время бактерии размножаются при определенной температуре. Сегодня в хозяйстве готова тонна препарата. А еще Марьян Садовский намерен использовать его в животноводстве. Год назад в Ошмянском районе «эликсиром» Евгения Козлова обработали 40 гектаров пастбища. Как мы тогда писали, жирность молока увеличилась с 2,7—3,3 процента до 3,2—3,9 процента. По соматическим показателям его можно было сдавать едва ли не экстрасортом.
Неплохие результаты обещает дать препарат и в СПК «Краковка» Ошмянского района, где им обработали 28 гектаров яровой пшеницы, 59 гектаров ячменя и 3,5 гектара тритикале (на том же самом участке, где проходил эксперимент год назад).
— Эти поля мы еще не жали, но и невооруженным глазом видно, что урожай будет великолепный, — рассказал мне в телефонном разговоре председатель СПК Эдвард Лютковский. — Намолот может превзойти средний показатель по хозяйству.
Аналогичные ожидания — в СПК имени Клецкова того же района, где колосятся 30 гектаров опытного пшеничного поля. Каждое зернышко дало здесь до 8—10 стеблей, а на обычных полях — 2—4.
Препарат Евгения Козлова применяется и во многих других хозяйствах в разных областях страны. Не везде результат можно признать положительным.
— Виной тому только человеческий фактор, — считает Евгений Козлов. — Применение биологического комплекса требует строгого соблюдения технологии. Его надо вносить в почву не менее четырех раз, а где-то ограничились двумя. Где-то в корне нарушили условия размножения бактерий, не соблюдали температурный режим. На мой взгляд, спустя рукава отнеслись к новшеству в тех хозяйствах, где задание по проведению опытов было спущено сверху. Ожидаемые результаты я увидел в СПК, председатели которых лично приезжали в Ошмяны год назад, советовались по малейшим вопросам, пытались вникнуть в суть самой технологии.
Интерес к загадочному препарату проявили в Гродненском государственном аграрном университете. Ученые взяли образцы грунта, изучали сам почвенно-микробный комплекс. В своем отчете, направленном в СПК имени Клецкова, исследователи приходят к заключению: препарат может быть использован как пробиотик в кормопроизводстве, а также в экологическом земледелии.
А вот с учеными из столицы могилевский биохимик почему-то не может найти общий язык. В прошлом году Евгения Козлова пригласили в Национальную академию наук, где он встречался с заместителем председателя президиума по сельскому хозяйству Александром Цыгановым и председателем Государственного комитета по науке и технологиям Игорем Войтовым. Беседа закончилась обещанием поручить научно-практическому центру по земледелию НАН Беларуси в Жодино подготовить предложения по выделению опытных полей, где можно будет провести эксперименты на научной основе. Однако после той встречи Евгению Михайловичу никто так и не позвонил, никто не поинтересовался его дальнейшими опытами. Выходит, слова разошлись с делом?
— Не ставлю цель обивать пороги научных институтов. Глядя на результаты применения препарата и живой интерес со стороны аграриев, понимаю: обратного пути у ЕМ-технологии уже нет, — рассуждает Евгений Козлов. — Когда меня спрашивают о будущем такой формы земледелия, всегда привожу в пример свой скромный дачный участок, где без использования химикатов за несколько лет обработки почвы биокомплексом мне удалось вырастить, например, из одного зернышка ячменя 44 стебля, а из одного зернышка ржи — 32 добротных колоса. Все испытанные мною культуры, а их более 200, всегда давали превосходный результат не только по валу, но и по качеству. Этим летом вымахал двухметровый сахарный тростник, вскоре планирую отведать плов из собственного риса. Отличный выход дал опыт с твердой пшеницей итальянской селекции «ириди». Каждое посеянное зернышко в среднем дало до 5 полновесных колосьев. Возможно ли нечто подобное в масштабах не делянки, а сотен гектаров? Надеюсь, нам с вами скоро представится возможность проверить это.
На снимке: колосья с опытного поля ячменя изучают председатель СПК «Нарочанские зори» Марьян САДОВСКИЙ (слева) и главный агроном хозяйства Виктор ДРАЧИЛОВСКИЙ.
Фото: Николай ГРАДЮШКО