РЕПОРТАЖ: Около Гродно прошли комплексные поисково-спасательные учения
Источник материала: БелТА
Сегодня под Гродно развернулись масштабные поисково-спасательные учения с участием средств авиации. В них приняли участие более ста представителей различных ведомств - ГП "Белаэронавигация", ОАО "Авиакомпания Гродно", подразделений МЧС, Минздрава, МВД, Госпогранкомитета и Государственного таможенного комитета. Всего было задействовано более 20 единиц автотехники, военный самолет Ан-26, многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-8МТ, спасательные парашютно-десантные и кинологические группы. По легенде учений с интервалом в час в зоне ответственности аэропорта Гродно потерпели бедствие два самолета.
Мы едем в составе группы специалистов к деревне Плавы Гродненского района - именно здесь, в нескольких километрах от аэропорта, условно "упал", а точнее - совершил аварийную посадку борт ТУ-154М "Калининград-Гродно". Еду и думаю лишь о том, как хорошо, что это только учения и нет на самом деле никаких разбившихся 132 пассажиров, и с 9 членами экипажа все тоже в порядке. А еще о том, что на самом деле в белорусском небе у гражданских самолетов двигатели не загораются… "Ошибаетесь…случается всякое", - словно читая мои мысли, рассказывает рядом со мной мужчина в форме. Оказалось, что Владимир Любицкий, старший диспетчер аэропорта Гродно, в августе 1985 года как раз находился в стартовом диспетчерском пункте. На его глазах тогда у самолета ТУ-134 "Гродно-Москва" при взлете загорелся и стал разрушаться двигатель. Диспетчер заметил дым, но борт уже успел оторваться от земли. К счастью, благодаря быстрой реакции и правильным решениям диспетчера и экипажа, самолету удалось развернуться и благополучно вернуться в аэропорт. Да… успела унестись мысленно в далекий 1985-й.
А между тем перед нами разворачивается активная фаза второго - практического - этапа учений. Поступает сигнал об обнаружении воздушного судна, и в «квадрате ЛЛ 66 Б» начинаются поисковые и аварийно-спасательные работы. Огромный 13-тонный транспортно-боевой вертолет МИ-8МТ сперва «десантирует» на место условного падения самолета спасательную парашютно-десантную группу, а затем разворачивается, возвращается и демонстрирует участникам учений сложнейший летный элемент: зависает надолго на высоте в несколько десятков метров, давая возможность спасателям с помощью альпинистского снаряжения эвакуировать пострадавших.
Как пояснил начальник авиационной поисково-спасательной и парашютно-десантной служб управления авиации ВВС и войск ПВО Николай Кривошапка, такой способ эвакуации - очень сложный для технического выполнения - применяется в случае ЧС во многих странах мира.
Кстати, как практикующему спасателю и десантнику Николаю пришлось в жизни совершить более 2,5 тыс. прыжков с парашютом, неоднократно участвовать в спасательных операциях по обнаружению упавших воздушных судов. "К сожалению, в авиации трагедии случаются, и с конца 1980-х - довольно часто. И да…работа спасателей очень сложная, каждая спасательная операция требует серьезной технической, специальной и психологической подготовки. Но особенное чувство испытываешь, когда удается обнаружить экипаж или пассажиров живыми. Надеемся на это всякий раз", - рассказал военный.
Пока мы говорим, прямо над нами на спущенном с вертолета тросе проносится в небе «змейка» людей и «пострадавший» на эвакуационных воздушных "носилках". Теперь я знаю, что "змейкой" один вертолет за один вылет может спасти до 6 человек, а «гроздью» - до 15. Глядя, как вертолет поднимается в воздух с людьми "в открытом космосе", восхищаюсь их мужеством и мастерством. На этот раз управлял вертолетом экипаж ВВС и войск ПВО, за штурвалом - командир экипажа, опытный военный летчик-снайпер с опытом войны в Афганистане, заместитель командира 50 смешанной авиационной базы полковник Юрий Рогачев.
А тем временем в молодой лесок ушли на поиски людей кинологи, и уже слышно, как кричат: "Человек! Человек!". Побежали санитары с носилками, принесли первых "пострадавших". Полевой госпиталь развернулся, действительно, в считанные минуты… и вот уже завыли сиренами, уезжая с ранеными, машины скорой помощи. Я снова подумала, как же хорошо, что это учебная "игра".
Что такое авиакатастрофа, руководитель учений, заместитель генерального директора по безопасности полетов и авиационной безопасности ГП "Белаэронавигация" Михаил Левицкий знает слишком хорошо.
Он 38 лет пролетал в небе, был военным летчиком-истребителем, а с 2002 по 2010 годы командовал военной авиацией Беларуси. Говорит, "случалось всякое". Пока мы ожидаем начала третьего этапа учений (вот-вот должен показаться в небе "аварийный" АН-26 с неисправным шасси), Михаил Иванович вспоминает для меня, как заново родился в 23 года. Тогда он, старший лейтенант, попал в серьезную переделку: у его Мига-21 остановился двигатель, и самолет упал вместе с летчиком. "Я не успел выпрыгнуть, все случилось слишком быстро. Самолет тогда буквально развалился при падении, но я чудом остался жив", - рассказал руководитель.
Мы, журналисты, топчемся в ожидании активной фазы учений, рвемся поснимать на "передовую", но нас не пускают - опасаются за нашу жизнь. Тут интересы спасателей и журналистов расходятся. А тем временем на взлетно-посадочной полосе огромный аэродромный автомобиль АА-60 прямо на наших глазах выливает на бетонку тонны воздушно-механической пены, и она образует подушку для воздушного судна, которое приземляется с неисправным шасси. На этот раз самолет не сядет в нее, но в реальной чрезвычайной ситуации она спасает судно от пожара. Пока мы ждем Ан-26, пена начинает разлетаться на ветру, как маленькие пушистые облака.
И вот, наконец, в небе показалась маленькая точка.
Самолет быстро приближается, снижается, проносится мимо и… уходит на второй заход.
Как поясняют специалисты, в это время сотрудники аэропорта через специальные оптические приборы должны успеть визуально оценить степень недееспособности шасси и принять решения о сопровождении борта. В этот раз по легенде у самолета обнаружено разрушение пневматиков колес левой стойки шасси, при посадке стойка сложилась, самолет сошел на грунт, возник пожар. В реальности, к счастью, 15-тонный Ан-26 с 10 пассажирами и 4 членами экипажа благополучно сел на взлетно-посадочную полосу. Но "игра" продолжается: сейчас же к борту были направлены пожарно-спасательные расчеты, которые приступили к тушению горящих фюзеляжа, шасси и разлитого топлива. Началась эвакуация пассажиров, врачи мобильного госпиталя принялись оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь. Надо признать, что всё происходит очень быстро, задействованные расчеты и подразделения выполняют свои действия четко и слаженно. Остается надеяться, что хладнокровие и профессионализм позволят им так же оперативно реагировать и в случае реальной ЧС.
На последнем, четвертом этапе учений на учебно-тренировочном полигоне аэропорта представители спасательных служб аэропорта и Гродненского областного управления МЧС отработали совместные действия пожарно-спасательных расчетов АСК Гродненского филиала "Белаэронавигации" и подразделений МЧС при тушении топлива, шасси, двигателей, а также по отсоединению фюзеляжа воздушного судна.
Остается добавить, что аэропорт Гродно небольшой, но современный, оснащенный передовыми техническими средствами аэропорт международного уровня. Сегодня из аэропорта осуществляются регулярные полеты в российский Калининград и болгарский Бургас, аэропорт обслуживает довольно много чартерных и грузовых рейсов. "Мы должны быть готовы к возникновению внештатных ситуаций, поэтому такие учения для нас очень важны. Конечно, комплексные республиканские учения, какие мы видим сегодня, затратны, но зато позволяют оценить слаженность взаимодействия всех ведомств и служб, начиная от службы оповещения до оказания медицинской и психологической помощи пострадавшим. Но и локальные учения, которые мы проводим своими силами, тоже весьма эффективны", - сказал руководитель оперативного штаба учений, начальник Гродненского филиала ГП Белаэронавигация Анатолий Купрашевич.
Учения заканчиваются, специалистам еще предстоит в буквальном смысле разбор полетов. А нам остается пожелать, чтобы ни одно воздушное судно не послало сигнал бедствия в небе над Беларусью.
Татьяна ВИШНЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-
Перепечатка текста и фото запрещена без разрешения редакции site@belta.by
Условия использования материалов
Мы едем в составе группы специалистов к деревне Плавы Гродненского района - именно здесь, в нескольких километрах от аэропорта, условно "упал", а точнее - совершил аварийную посадку борт ТУ-154М "Калининград-Гродно". Еду и думаю лишь о том, как хорошо, что это только учения и нет на самом деле никаких разбившихся 132 пассажиров, и с 9 членами экипажа все тоже в порядке. А еще о том, что на самом деле в белорусском небе у гражданских самолетов двигатели не загораются… "Ошибаетесь…случается всякое", - словно читая мои мысли, рассказывает рядом со мной мужчина в форме. Оказалось, что Владимир Любицкий, старший диспетчер аэропорта Гродно, в августе 1985 года как раз находился в стартовом диспетчерском пункте. На его глазах тогда у самолета ТУ-134 "Гродно-Москва" при взлете загорелся и стал разрушаться двигатель. Диспетчер заметил дым, но борт уже успел оторваться от земли. К счастью, благодаря быстрой реакции и правильным решениям диспетчера и экипажа, самолету удалось развернуться и благополучно вернуться в аэропорт. Да… успела унестись мысленно в далекий 1985-й.
А между тем перед нами разворачивается активная фаза второго - практического - этапа учений. Поступает сигнал об обнаружении воздушного судна, и в «квадрате ЛЛ 66 Б» начинаются поисковые и аварийно-спасательные работы. Огромный 13-тонный транспортно-боевой вертолет МИ-8МТ сперва «десантирует» на место условного падения самолета спасательную парашютно-десантную группу, а затем разворачивается, возвращается и демонстрирует участникам учений сложнейший летный элемент: зависает надолго на высоте в несколько десятков метров, давая возможность спасателям с помощью альпинистского снаряжения эвакуировать пострадавших.
Как пояснил начальник авиационной поисково-спасательной и парашютно-десантной служб управления авиации ВВС и войск ПВО Николай Кривошапка, такой способ эвакуации - очень сложный для технического выполнения - применяется в случае ЧС во многих странах мира.
Кстати, как практикующему спасателю и десантнику Николаю пришлось в жизни совершить более 2,5 тыс. прыжков с парашютом, неоднократно участвовать в спасательных операциях по обнаружению упавших воздушных судов. "К сожалению, в авиации трагедии случаются, и с конца 1980-х - довольно часто. И да…работа спасателей очень сложная, каждая спасательная операция требует серьезной технической, специальной и психологической подготовки. Но особенное чувство испытываешь, когда удается обнаружить экипаж или пассажиров живыми. Надеемся на это всякий раз", - рассказал военный.
Пока мы говорим, прямо над нами на спущенном с вертолета тросе проносится в небе «змейка» людей и «пострадавший» на эвакуационных воздушных "носилках". Теперь я знаю, что "змейкой" один вертолет за один вылет может спасти до 6 человек, а «гроздью» - до 15. Глядя, как вертолет поднимается в воздух с людьми "в открытом космосе", восхищаюсь их мужеством и мастерством. На этот раз управлял вертолетом экипаж ВВС и войск ПВО, за штурвалом - командир экипажа, опытный военный летчик-снайпер с опытом войны в Афганистане, заместитель командира 50 смешанной авиационной базы полковник Юрий Рогачев.
А тем временем в молодой лесок ушли на поиски людей кинологи, и уже слышно, как кричат: "Человек! Человек!". Побежали санитары с носилками, принесли первых "пострадавших". Полевой госпиталь развернулся, действительно, в считанные минуты… и вот уже завыли сиренами, уезжая с ранеными, машины скорой помощи. Я снова подумала, как же хорошо, что это учебная "игра".
Что такое авиакатастрофа, руководитель учений, заместитель генерального директора по безопасности полетов и авиационной безопасности ГП "Белаэронавигация" Михаил Левицкий знает слишком хорошо.
Он 38 лет пролетал в небе, был военным летчиком-истребителем, а с 2002 по 2010 годы командовал военной авиацией Беларуси. Говорит, "случалось всякое". Пока мы ожидаем начала третьего этапа учений (вот-вот должен показаться в небе "аварийный" АН-26 с неисправным шасси), Михаил Иванович вспоминает для меня, как заново родился в 23 года. Тогда он, старший лейтенант, попал в серьезную переделку: у его Мига-21 остановился двигатель, и самолет упал вместе с летчиком. "Я не успел выпрыгнуть, все случилось слишком быстро. Самолет тогда буквально развалился при падении, но я чудом остался жив", - рассказал руководитель.
Мы, журналисты, топчемся в ожидании активной фазы учений, рвемся поснимать на "передовую", но нас не пускают - опасаются за нашу жизнь. Тут интересы спасателей и журналистов расходятся. А тем временем на взлетно-посадочной полосе огромный аэродромный автомобиль АА-60 прямо на наших глазах выливает на бетонку тонны воздушно-механической пены, и она образует подушку для воздушного судна, которое приземляется с неисправным шасси. На этот раз самолет не сядет в нее, но в реальной чрезвычайной ситуации она спасает судно от пожара. Пока мы ждем Ан-26, пена начинает разлетаться на ветру, как маленькие пушистые облака.
И вот, наконец, в небе показалась маленькая точка.
Самолет быстро приближается, снижается, проносится мимо и… уходит на второй заход.
Как поясняют специалисты, в это время сотрудники аэропорта через специальные оптические приборы должны успеть визуально оценить степень недееспособности шасси и принять решения о сопровождении борта. В этот раз по легенде у самолета обнаружено разрушение пневматиков колес левой стойки шасси, при посадке стойка сложилась, самолет сошел на грунт, возник пожар. В реальности, к счастью, 15-тонный Ан-26 с 10 пассажирами и 4 членами экипажа благополучно сел на взлетно-посадочную полосу. Но "игра" продолжается: сейчас же к борту были направлены пожарно-спасательные расчеты, которые приступили к тушению горящих фюзеляжа, шасси и разлитого топлива. Началась эвакуация пассажиров, врачи мобильного госпиталя принялись оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь. Надо признать, что всё происходит очень быстро, задействованные расчеты и подразделения выполняют свои действия четко и слаженно. Остается надеяться, что хладнокровие и профессионализм позволят им так же оперативно реагировать и в случае реальной ЧС.
На последнем, четвертом этапе учений на учебно-тренировочном полигоне аэропорта представители спасательных служб аэропорта и Гродненского областного управления МЧС отработали совместные действия пожарно-спасательных расчетов АСК Гродненского филиала "Белаэронавигации" и подразделений МЧС при тушении топлива, шасси, двигателей, а также по отсоединению фюзеляжа воздушного судна.
Остается добавить, что аэропорт Гродно небольшой, но современный, оснащенный передовыми техническими средствами аэропорт международного уровня. Сегодня из аэропорта осуществляются регулярные полеты в российский Калининград и болгарский Бургас, аэропорт обслуживает довольно много чартерных и грузовых рейсов. "Мы должны быть готовы к возникновению внештатных ситуаций, поэтому такие учения для нас очень важны. Конечно, комплексные республиканские учения, какие мы видим сегодня, затратны, но зато позволяют оценить слаженность взаимодействия всех ведомств и служб, начиная от службы оповещения до оказания медицинской и психологической помощи пострадавшим. Но и локальные учения, которые мы проводим своими силами, тоже весьма эффективны", - сказал руководитель оперативного штаба учений, начальник Гродненского филиала ГП Белаэронавигация Анатолий Купрашевич.
Учения заканчиваются, специалистам еще предстоит в буквальном смысле разбор полетов. А нам остается пожелать, чтобы ни одно воздушное судно не послало сигнал бедствия в небе над Беларусью.
Татьяна ВИШНЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-
Перепечатка текста и фото запрещена без разрешения редакции site@belta.by
Условия использования материалов
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)