Чем грозят Белнету постановления Совмина?
Совет министров за один день наштамповал целых пять постановлений, касающихся интернета.Все это сделано в рамках поручений президента по наполнению смыслом норм указа №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Усовершенствовали белорусский интернет в лучших традициях современной Беларуси - разобраться в нагромождении отсылок и внесении изменений вряд ли сможет даже опытный юрист. В Байнете уже сутки тишина и недоумение - только к вечеру появились короткие пересказы текстов постановлений в лентах информагентств, передает Electroname.com.
Суммируя нововведения можно сказать, что правительство попыталось отрегулировать доступ пользователей в интернет в местах коллективного пользования, сформулировало общие требования к госсайтам, определило методику учета оптоволоконных линий и информресурсов Байнета, а также ввело новые правила работы интернет-магазинов (в третий раз за полтора года).
По мнению Electroname.com, попытка не совсем удачная:
1. Постановления № 646 и № 647. Требование идентификации пользователей и сохранение логов в местах коллективного пользования было и раньше. Были даже камеры наблюдения. Другое дело, что никто это требование не выполнял и большой вопрос, будет ли выполнять и впредь. Новинкой можно назвать сохранение идентификационных сведений об абонентских устройствах (МАС-адрес, внутренние и внешние IP-адреса). Наверное, это и есть та самая лазейка, которая должна позволить «Белтелекому» развивать сеть Wi-Fi. Открою ужасный секрет - все эти MAC и IP адреса можно изменить и БГУИР для этого заканчивать не обязательно. Давайте теперь принимать постановление, запрещающее изменять MAC-адрес сетевой карты на личном компьютере, а его конфигурацию регистрировать в ОАЦ, так что ли?
2. Наследие агроренесанса тяжелым бременем давило на разработчиков постановления № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций». С одной стороны хорошо, что правительство толкает в спину ленивых чиновников и заставляет привести госсайты в относительно человеческий вид. С другой, не дело президента и премьера принимать документы по юзабилити. Так ведь недалеко до правительственных рекомендаций по PHP и Java дописаться. Неприятным, но логичным нововведением стал перенос всех сайтов госорганов на домены GOV.BY и MIL.BY. Кагэбешникам, налоговикам и пожарным придется отказаться от своих звучных и раскрученных доменов в национальной зоне .BY. Обращает на себя внимание пункт, по которому поддержкой сайта должны заниматься госслужащие. Значит ли это, что отдать на аутсорс поддержку нельзя?
В целом, постановление получилось мягким и дружелюбным. Набор рекомендаций - не более. Кто будет отвечать за результаты и какое предусмотрено наказание за невыполнение постановления - не ясно. Электронным правительством здесь и не пахнет.
3. Особое беспокойство вызывает постановление № 644. Речь идет о Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов, в который заносится анкета об информационной сети, системе или ресурсе из более чем 30 пунктов. Заниматься этим будут поставщики интернет-услуг (определение очень туманное - сейчас под ними понимаются хостинговые компании, интернет-провайдеры и дата-центры).
После прочтения пунктов заявления о регистрации опускаются руки. Например, для регистрации сайта, а регистрироваться должны как юрлица и ИП, так и физические лица, нужно указать ФИО, паспортные данные, адреса и телефоны, электронную почту, сведения из ЕГР, учетный номер плательщика, номер договора с хостером, права на сайт, описание сайта, сетевые (IP) адреса, используемые ресурсом, доменные имена, регистрационный номер ЦОД, тип хостинга, используемые ресурсом порты транспортных протоколов, перечень сетевых адресов.
Возьмем простой пример - смена хостинга. Сейчас это занимает считанные часы и порой жизненно необходимо для бесперебойной работы сайта. С 1 июля придется переписывать анкету, отправлять на согласование, платить за это деньги, в конце концов. Очень удобно.
Стоит ли говорить, что постановление фиксирует существующий в Беларуси уровень развития интернет-технологий, загоняет их в рамки и фактически запрещает эксперименты и инновации в этой области. Облачные хостинги, гибкое масштабирование систем, региональные зеркала, API и многое другое, что еще будет придумано в самое ближайшее время, остается за гранью понимания разработчиков документа, а вслед за ними и всего Байнета.
Очевидно, интернет в Беларуси как бизнес-среда перестал быть островком свободы и теперь полностью соответствует общему бизнес-климату в стране.
4. Ярким тому подтверждением служит постановление № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием». За последние несколько лет белорусскую интернет-торговлю усилиями официальной пропаганды превратили в жупел, рассадник серого импорта и беззакония. Условия работы интернет-магазинов менялись три раза, и теперь разобраться, что можно делать в сети, а что нельзя, практически нереально. Белорусская интернет-торговля отблагодарила тем же и за десятилетие существования дальше онлайн-ждановичей не пошла. Немногочисленные исключения в лице книжных магазинов лишь подтверждают правило.
В целом, набор принятых документов не решает ни одной существующей проблемы белорусского интернета, а лишь создает новые преграды на пути развития. Вводятся бессмысленные процедуры и правила, которые, по общему настроению интернетчиков, призваны лишь «закрутить гайки» и увеличить стоимость выхода любого бизнеса в онлайн. В нашей стране нет 1,5 млрд жителей, мы не можем замкнуть национальный сегмент сети только на себе и шансов у белорусского онлайн-бизнеса перед лицом соседей в таких условиях немного.
Суммируя нововведения можно сказать, что правительство попыталось отрегулировать доступ пользователей в интернет в местах коллективного пользования, сформулировало общие требования к госсайтам, определило методику учета оптоволоконных линий и информресурсов Байнета, а также ввело новые правила работы интернет-магазинов (в третий раз за полтора года).
По мнению Electroname.com, попытка не совсем удачная:
1. Постановления № 646 и № 647. Требование идентификации пользователей и сохранение логов в местах коллективного пользования было и раньше. Были даже камеры наблюдения. Другое дело, что никто это требование не выполнял и большой вопрос, будет ли выполнять и впредь. Новинкой можно назвать сохранение идентификационных сведений об абонентских устройствах (МАС-адрес, внутренние и внешние IP-адреса). Наверное, это и есть та самая лазейка, которая должна позволить «Белтелекому» развивать сеть Wi-Fi. Открою ужасный секрет - все эти MAC и IP адреса можно изменить и БГУИР для этого заканчивать не обязательно. Давайте теперь принимать постановление, запрещающее изменять MAC-адрес сетевой карты на личном компьютере, а его конфигурацию регистрировать в ОАЦ, так что ли?
2. Наследие агроренесанса тяжелым бременем давило на разработчиков постановления № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций». С одной стороны хорошо, что правительство толкает в спину ленивых чиновников и заставляет привести госсайты в относительно человеческий вид. С другой, не дело президента и премьера принимать документы по юзабилити. Так ведь недалеко до правительственных рекомендаций по PHP и Java дописаться. Неприятным, но логичным нововведением стал перенос всех сайтов госорганов на домены GOV.BY и MIL.BY. Кагэбешникам, налоговикам и пожарным придется отказаться от своих звучных и раскрученных доменов в национальной зоне .BY. Обращает на себя внимание пункт, по которому поддержкой сайта должны заниматься госслужащие. Значит ли это, что отдать на аутсорс поддержку нельзя?
В целом, постановление получилось мягким и дружелюбным. Набор рекомендаций - не более. Кто будет отвечать за результаты и какое предусмотрено наказание за невыполнение постановления - не ясно. Электронным правительством здесь и не пахнет.
3. Особое беспокойство вызывает постановление № 644. Речь идет о Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов, в который заносится анкета об информационной сети, системе или ресурсе из более чем 30 пунктов. Заниматься этим будут поставщики интернет-услуг (определение очень туманное - сейчас под ними понимаются хостинговые компании, интернет-провайдеры и дата-центры).
После прочтения пунктов заявления о регистрации опускаются руки. Например, для регистрации сайта, а регистрироваться должны как юрлица и ИП, так и физические лица, нужно указать ФИО, паспортные данные, адреса и телефоны, электронную почту, сведения из ЕГР, учетный номер плательщика, номер договора с хостером, права на сайт, описание сайта, сетевые (IP) адреса, используемые ресурсом, доменные имена, регистрационный номер ЦОД, тип хостинга, используемые ресурсом порты транспортных протоколов, перечень сетевых адресов.
Возьмем простой пример - смена хостинга. Сейчас это занимает считанные часы и порой жизненно необходимо для бесперебойной работы сайта. С 1 июля придется переписывать анкету, отправлять на согласование, платить за это деньги, в конце концов. Очень удобно.
Стоит ли говорить, что постановление фиксирует существующий в Беларуси уровень развития интернет-технологий, загоняет их в рамки и фактически запрещает эксперименты и инновации в этой области. Облачные хостинги, гибкое масштабирование систем, региональные зеркала, API и многое другое, что еще будет придумано в самое ближайшее время, остается за гранью понимания разработчиков документа, а вслед за ними и всего Байнета.
Очевидно, интернет в Беларуси как бизнес-среда перестал быть островком свободы и теперь полностью соответствует общему бизнес-климату в стране.
4. Ярким тому подтверждением служит постановление № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием». За последние несколько лет белорусскую интернет-торговлю усилиями официальной пропаганды превратили в жупел, рассадник серого импорта и беззакония. Условия работы интернет-магазинов менялись три раза, и теперь разобраться, что можно делать в сети, а что нельзя, практически нереально. Белорусская интернет-торговля отблагодарила тем же и за десятилетие существования дальше онлайн-ждановичей не пошла. Немногочисленные исключения в лице книжных магазинов лишь подтверждают правило.
В целом, набор принятых документов не решает ни одной существующей проблемы белорусского интернета, а лишь создает новые преграды на пути развития. Вводятся бессмысленные процедуры и правила, которые, по общему настроению интернетчиков, призваны лишь «закрутить гайки» и увеличить стоимость выхода любого бизнеса в онлайн. В нашей стране нет 1,5 млрд жителей, мы не можем замкнуть национальный сегмент сети только на себе и шансов у белорусского онлайн-бизнеса перед лицом соседей в таких условиях немного.