Почему Минск - не европейская столица
Развитие белорусской столицы идет вразрез с европейскими тенденциями. Минск превратился в мегаполис, "вытягивая" население из белорусских регионов.Динамика роста нашей столицы беспрецедентна. Трудно назвать другой европейский город, который за шестьдесят пять послевоенных лет увеличил свою численность более чем в 10 раз. И это при средних для Европы размерах страны (207,6 тыс. км²) и весьма скромной численности населения (9,489 млн чел.).
Можно было бы как-то объяснить постоянное увеличение численности Минска при общем демографическом росте страны. Но все более странным выглядит бурное увеличение численности Минска при сокращении населения республики, начавшейся в 90-х годах прошлого столетия. Из всех административно-территориальных единиц республики только Минск продолжает расти.
За период между переписями численность населения Минска увеличилась с 1680 до 1828 тыс. чел. (108,8%), т.е. за год прирост в среднем составлял 14-15 тыс. Но динамика роста увеличивается. На 1 февраля 2010 г., по данным Белстата, в сравнении с этой же датой 2009 г. численность возросла на 29 тыс. чел. Если такая динамика сохранится, то через 10 лет население Минска достигнет примерно 2150 тыс. чел.
Похоже, что столичные власти находятся в плену указанных тенденций, считают их естественными и делают все, чтобы их закрепить. Новый генеральный план города - тому подтверждение. Та информация, которая появляется в СМИ, позволяет предположить, что у авторов генерального плана Минска столица государства ассоциируется только с мегаполисом.
Хотя в мировой практике столиц-мегаполисов не так уж и много, а у таких скромных стран, как наша, они вообще отсутствуют. Чаще всего столицы - это достаточно небольшие по численности города, выполняющие представительские и административные функции. Тем более что численность жителей столиц находится в таком же скромном соотношении с остальной численностью населения государств.
В Европе только около 8% населения проживает в столицах, причем в странах Восточной Европы этот показатель составляет 9,1%, Западной - около 7,0%, Северной - 13,3%, Южной - 7,2%. Очевидно, что концентрация населения в столице не характерна для Европы.
Доля столичного населения в Беларуси сегодня составляет уже 19,3%. То есть с учетом пригородов в столичной агломерации сейчас проживает более пятой части населения республики. Минск урбанизируется в ущерб периферийной части страны. Ни один город республики не сопоставим со столицей. Самый крупный город после Минска - Гомель, который имеет численность почти в четыре раза меньшую, чем в столице.
В начале 90-х годов у специалистов была уверенность, что в новых условиях независимого государства рост столицы прекратится. Повсеместно будут развиваться регионы - как города, так и села. Почему получается все с точностью до наоборот, следует внимательно проанализировать.
Может ли наше государство позволить устраивать столичную агломерацию с численностью ядра в 2 млн человек при оскудении людских ресурсов в остальных городах и на селе? Демографический прогноз предполагает уменьшение численности населения в стране в 2030 г. ниже отметки 8500 тыс. чел. Т.е. в столице предполагается проживание более четверти населения республики, а с учетом городов-спутников и пригородов - и того больше.
Для Беларуси наиболее всего подходила бы градостроительная концепция линейного расселения вдоль транспортных коммуникаций. Этот принцип может обеспечить сравнительно равномерное расселение и создаст четкий планировочный каркас страны. Также и территориальное развитие столицы в виде растекающегося масляного пятна является в современной градостроительной практике явным анахронизмом. Рациональным и наиболее благоприятным следует считать лучевое развитие города вдоль "вылетных" магистралей с вхождением в глубину городской ткани ландшафтных территорий, лесных массивов и аграрных территорий.
Складывается впечатление, что разработка генерального плана Минска осуществлялась без учета всей территории республики. Для Беларуси подобное недопустимо, поскольку плотность населения 45,7 чел/км² - весьма низкий показатель среди европейских стран (средний показатель - 73,3 чел/км² с учетом практически необитаемых территорий части северных стран). Необходима серьезная программа расселенческой стабилизации страны. Должны быть созданы условия, чтобы люди переселялись из Минска в другие места республики, в том числе и в сельскую местность. Это во многом политическая и градостроительная задачи.
EcoNEWS.BY
Можно было бы как-то объяснить постоянное увеличение численности Минска при общем демографическом росте страны. Но все более странным выглядит бурное увеличение численности Минска при сокращении населения республики, начавшейся в 90-х годах прошлого столетия. Из всех административно-территориальных единиц республики только Минск продолжает расти.
За период между переписями численность населения Минска увеличилась с 1680 до 1828 тыс. чел. (108,8%), т.е. за год прирост в среднем составлял 14-15 тыс. Но динамика роста увеличивается. На 1 февраля 2010 г., по данным Белстата, в сравнении с этой же датой 2009 г. численность возросла на 29 тыс. чел. Если такая динамика сохранится, то через 10 лет население Минска достигнет примерно 2150 тыс. чел.
Похоже, что столичные власти находятся в плену указанных тенденций, считают их естественными и делают все, чтобы их закрепить. Новый генеральный план города - тому подтверждение. Та информация, которая появляется в СМИ, позволяет предположить, что у авторов генерального плана Минска столица государства ассоциируется только с мегаполисом.
Хотя в мировой практике столиц-мегаполисов не так уж и много, а у таких скромных стран, как наша, они вообще отсутствуют. Чаще всего столицы - это достаточно небольшие по численности города, выполняющие представительские и административные функции. Тем более что численность жителей столиц находится в таком же скромном соотношении с остальной численностью населения государств.
В Европе только около 8% населения проживает в столицах, причем в странах Восточной Европы этот показатель составляет 9,1%, Западной - около 7,0%, Северной - 13,3%, Южной - 7,2%. Очевидно, что концентрация населения в столице не характерна для Европы.
Доля столичного населения в Беларуси сегодня составляет уже 19,3%. То есть с учетом пригородов в столичной агломерации сейчас проживает более пятой части населения республики. Минск урбанизируется в ущерб периферийной части страны. Ни один город республики не сопоставим со столицей. Самый крупный город после Минска - Гомель, который имеет численность почти в четыре раза меньшую, чем в столице.
В начале 90-х годов у специалистов была уверенность, что в новых условиях независимого государства рост столицы прекратится. Повсеместно будут развиваться регионы - как города, так и села. Почему получается все с точностью до наоборот, следует внимательно проанализировать.
Может ли наше государство позволить устраивать столичную агломерацию с численностью ядра в 2 млн человек при оскудении людских ресурсов в остальных городах и на селе? Демографический прогноз предполагает уменьшение численности населения в стране в 2030 г. ниже отметки 8500 тыс. чел. Т.е. в столице предполагается проживание более четверти населения республики, а с учетом городов-спутников и пригородов - и того больше.
Для Беларуси наиболее всего подходила бы градостроительная концепция линейного расселения вдоль транспортных коммуникаций. Этот принцип может обеспечить сравнительно равномерное расселение и создаст четкий планировочный каркас страны. Также и территориальное развитие столицы в виде растекающегося масляного пятна является в современной градостроительной практике явным анахронизмом. Рациональным и наиболее благоприятным следует считать лучевое развитие города вдоль "вылетных" магистралей с вхождением в глубину городской ткани ландшафтных территорий, лесных массивов и аграрных территорий.
Складывается впечатление, что разработка генерального плана Минска осуществлялась без учета всей территории республики. Для Беларуси подобное недопустимо, поскольку плотность населения 45,7 чел/км² - весьма низкий показатель среди европейских стран (средний показатель - 73,3 чел/км² с учетом практически необитаемых территорий части северных стран). Необходима серьезная программа расселенческой стабилизации страны. Должны быть созданы условия, чтобы люди переселялись из Минска в другие места республики, в том числе и в сельскую местность. Это во многом политическая и градостроительная задачи.
EcoNEWS.BY