«Проект Белоруссия»: в Минске план интеграции Беларуси и России называют национальным предательством
Частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года предусматривается программой экономической интеграции России и Беларуси, парафированной сторонами, — такие данные приводит российский «Коммерсант». Официальный Минск эти данные пока не комментирует, независимые эксперты назвали национальным предательством и сдачей суверенитета.
Конфедерация
Речь идет, по данным СМИ, как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя Центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Начало работы этих мер запланировано с начала 2021 года.
Кроме того, стороны, по данным издания, договорились о единых принципах «специальных экономических мер» (контрсанкций).
К 1 ноября 2019 года Минэкономики двух стран должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование: «промышленную политику», режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.
Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства.
С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства также намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, обещается сближение уровня соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.
«Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской», - предполагает «Коммерсант».
Сдача суверенитета
Подробности интеграции вызвали у независимых белорусских экспертов резко негативную реакцию. Экономист Ярослав Романчук назвал БДГ эти меры согласием «превратить «Беларусь» в «Белоруссию»» и национальным предательством.
«Премьер-министр Сергей Румас парафировал, т.е., подписал проект программы экономической интеграции Беларуси и России. Это значит, что белорусское правительство согласилось с его положениями. Такого рода документы невозможно подписывать без ведома и прямого указания Лукашенко. Значит, на данном этапе можно считать это позицией президента и его правительства», - отметил Романчук.
Он считает, что белорусские власти «сознательно отрезали население, депутатский корпус, научное сообщество и гражданское общество от работы над проектом программы/плана интеграции Беларуси и России», вся работа велась в режиме строгой секретности.
«Белорусским гражданам свои министры проект документов не дали, а вот журналисты российского «Коммерсанта» такую возможность получили. То, что мы узнали, повергло в шок и трепет. По сути дела, за нашими спинами, втайне от общества белорусские министры подготовили проект де-факто сдачи суверенитета Республики Беларусь», - считает эксперт.
Если это некая геополитическая игра, то очень опасная и рискованная, пояснил Романчук, а если настоящий план, то после его подписания и реализации политический проект «Республика Беларусь» превращается в проект «Белоруссия» в рамках Российской Федерации «или почти Федерации с элементами конфедерации».
«Людям, которые поставят свои подписи под проектом программы интеграции, который цитирует «Коммерсант», можно предъявлять обвинение с предательстве национальных интересов, в проведении политики в пользу иностранного государства», - считает эксперт.
Приметами этого он называет объединение налоговых систем, единая таможенная политика, единая энергетическая политика с единым регулятором, единые контрсанкции, т. е. принятие Беларусью режима санкций против тех стран, которые ввели санкции против России, единая социальная политика, единая промышленная политика, единая аграрная, транспортная, торговая политика, единый доступ к госзаказам стран, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства.
С этими шагами, считает Ярослав Романчук, ничто не мешает ввести единую валюту, управление безопасностью, армией и правоохранительными органами, изменить внутреннее устройство властей двух стран.
Четыре шага для выхода из кризисной ситуации
«Предложенный вариант углубления интеграции Беларуси и России – это уже не углубление экономик двух стран. Это вариант поглощения, слияния двух экономик в одну. А чем институционально, инфраструктурно Россия лучше Беларуси? Разве Россия научилась обеспечивать быстрый, долгосрочный экономический рост? Нет» - добавил экономист, назвав налоговую систему восточного соседа — кошмаром для производителей товаров и услуг.
По его мнению, «переход на российскую налоговую систему – это принятие Беларусью порочных налоговых практик и налоговой системы, которая является одной из основных причин стагнации российской экономики и деградации системы социальной защиты», поэтому «принуждение к единой налоговой системе - это чисто политический шаг» как и остальные меры по сближению таможенного законодательства и промышленной политики.
В этой ситуации пряниками для руководства Беларуси становятся цены на газ, сохранение режима поставок нефти и нефтепродуктов, предоставление новых кредитов, доступ на российский рынок белорусских товаров, а также доступ к госзаказу России, пояснил Романчук. Кремль же получит поглощение лучших активов Беларуси, лобби российских олигархов, зачистка органов госуправления РБ от чиновников, которые выступают за независимую Беларусь, подготовку к поглощению страны.
Для выхода из сложившейся ситуации Романчук предлагает отправить в отставку премьер-министра Сергея Румаса, который поставил свою подпись под договором, а также серьезно взяться на создание конкурентоспособных институтов национальной экономики, начать создавать полноценное народовластие, децентрализованная система управления.
«В-четвертых, Беларуси нужно выйти из всех форматов переговоров с Россией в рамках проекта «Союзное государство», сконцентрировать свои усилия на создании пространства свободы перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках ЕАЭС, ВТО и в перспективе ЕС», - заключил Романчук.