Все ждут решения Лукашенко: что будет с рестораном около Куропат
Скандал вокруг ресторана «Поедем поедим», который построен вблизи от места захоронения сталинских репрессий в урочище Куропаты, набирает обороты. Сегодня один из его владельцев Леонид Зайдес подтвердил, что закрывать заведение не планирует, противники заявили о расширении протестов. Эксперты считают, что решение о судьбе ресторана примет лично Александр Лукашенко.
Зачем Зайдесу было лично разгонять протестующих
Так называемая «Куропатская вахта» идет около ресторана уже более 40 дней. Протестующие уверены, что ресторан построен в охранной зоне урочища, где по разным оценкам похоронены от 25 до 250 тысяч жерт сталинских репрессий. Участники протеста не пропускают внутрь ресторана машины, информируют желающих поесть об особенностях места расположения.
Собственно, эти «вахты» нельзя считать спокойными: на протестующих регулярно составлялись протоколы за нарушение правил дорожного движения, незаконные пикеты и неподчинение милиции. Кроме того, было несколько наездов на них, после чего к ресторану вызывали медиков, и регулярные перебранки с персоналом и гостями заведения. Но в целом, это все превратилось в рутину, количество протестующих сокращалось.
Хотя и достижения «Поедим поедим» - тоже весьма скромные: редкий день, когда туда приезжало более чем 10 машин, и часть из них разворачивалось после разгоров с протестующими. Говорить о прибыли в таких условиях не приходится.
Были также попытки переговоров, но полномочия переговорщиков ставились под сомнение протестующими, да и предложить сторонам друг другу было особо нечего.
Все изменилось 14 июля, когда почти обычные действия участников пикета (они не выпускали с территории микроавтобус, который, по их словам, заехал с «черного входа») вылились в конфликт с молодыми людими крепкого телосложения.
Что самое интересное в этой истории, руководил «спецоперацией» лично сам Леонид Зайдес, он ломал древки флагов и наравне с молодыми людьми вытеснял участников акции с проезжей части.
«Не трогали вас 40 дней. 40 дней», - повторял бизнесмен. Он также угрожающе обратился к журналисту, который снимал происходящее на камеру.
Вопросы в этой ситуации возникли и к действиям сотрудников милиции, которые присутствовали на месте потасовки, составляли протоколы на участников акции, но ничего не предпринимали во время конфликта.
«Господа милиционеры, что же вы?» - спросила у них журналист и получила весьма странный ответ: «А что же вы?»
Ответа, зачем это нужно было Зайдесу, на самом деле, нет. Перед этим была еще одна попытка переговоров, но после потасовки они были свернуты.
Трехдневный ультиматум и попытка расширения бойкота
Большинство оппозиционных политиков, которые так или иначе высказывались о ресторане, уверены, что заведение в нынешнем виде работать не может. Нужно идти на переговоры, уверен в частности председатель Движения «За Свободу» Юрий Губаревич, но единственным их результатом может быть «остановка работы ресторана в виде развлекательного заведения, заведения, которое продает алкоголь возле Куропат». Политик предложил использовать территорию для дальнейшей мемориализации урочища.
Еще более резко высказался один из сопредседателей партии Белорусская христианская демократия Павел Северинец. Он разговаривал по телефону с Зайдесом сразу после потасовки 14 июля и выставил бизнесмену ультиматум: на закрытие ресторана есть три дня.
«У вас есть три дня на то, чтобы вывести отсюда ресторан. Мы готовы как защитники Куропат вам помочь бесплатно его перенести», - сказал Северинец.
Позже политик расшифровал, что в случае, если требования не будут выполнены (а это и произошло), бойкот будет расширен и на другие заведения, владельцем или совладельцев которых является Леонид Зайдес. Правда, после задержания активистов около «Гранд Кушавель», решили перевести эту кампанию в социальные сети.
Зайдес отказался закрывать ресторан и не смог ответить на вопросы журналистов
Сегодня владельцы «Поедем поедим» впервые решили высказать свою официальную позицию по поводу протестов. Правда, получилось у них не очень. Во-первых, пресс-конференция проходила не на нейтральной территории, а в самом ресторане. Во-вторых, для участия в ней была введена аккредитация (в результате не была допущена корреспондент БДГ), был также запрет онлайнов (у организаторов не получилось добиться его выполнения). И, пожалуй, самым странным было решение Зайдеса не отвечать на вопросы журналистов - якобы могли быть против другие владельцы ресторана.
Закрывать «Поедем поедим», как и следовало ожидать, бизнесмен не планирует и обещает обратиться против протестующих в суд. Не совсем понятно, кто будет ответчиком на таком процессе, так как глобального организатора протестов не существует.
Бизнесмен попытался представить жестом доброй воли отказ от развлекательных мероприятий на открытой территории около ресторана со стороны Куропат. «Мы готовы взять на себя определенные обязательства, и они будут заключаться в следующем: на открытой территории не будет звучать громкая живая музыка и не будет развлекательных музыкальных программ – будут только трансляции ТВ, в основном это спортивные программы. Мы не будем проводить громкие мероприятия вроде фестивалей, не будет салютов и фейерверков – я могу сегодня это гарантировать от лица всех учредителей», – заявил Леонид Зайдес.
Впрочем, как стало известно несколько дней назад: это условие на бизнесмена наложило само государство. «Проектом детального планирования земельный участок, на котором расположен комплекс объектов придорожного сервиса СООО «Белрестинвест», имеет обременения в использовании. С восточной стороны ресторана исключаются все виды «громких мероприятий», организации отдыха на открытом воздухе. Данное ограничение касается всех форм отдыха в связи с необходимостью исключить нарушения сакрального характера примыкающей с восточной стороны историко-культурной ценности», – сказано в ответе Генпрокуратуры блогеру Антону Мотолько.
Все ждут отмашки Лукашенко
«Конфликт может продолжаться в сегодняшнем виде много времени без всякого решения», - прокомментировал БДГ ситуацию с рестораном политолог Валерий Карбалевич.
Вторым вариантом он назвал возможный разгон оппозиции, «чтобы они не мешали ходить в этот ресторан», третьим - «власти могут нажать на господина Зайдеса, и он закроет заведение», четвертым - «сам хозяин под влиянием каких-то сил, например, общественности или из-за рубежа примет решение о закрытии ресторана». «Вариантов может быть много», - предположил эксперт.
«Я так понимаю, что все ждут некого решения Лукашенко, а он молчит», - отметил Карбалевич.
По его словам, пока Лукашенко молчит, без его ведома во властных структурах не решаются что-то делать. «Все упирается в решение одного человека, как это часто бывает в Беларуси. Когда он молчит, все стопорится и не решается», - заключил Валерий Карбалевич.