Потерпят ли белорусско-украинские отношения от шпионского скандала
По просьбе БДГ эксперты с Беларуси и Украины высказали свои оценки как на отношения двух стран повлияет разгоревшийся между ними шпионский скандал.
Напомним, КГБ Беларуси 20 ноября публично обвинил собственного корреспондента «UA: Українське Радіо» Павла Шаройко в шпионаже (журналист задержан еще 25 октября), а советника посольства Украины Игоря Скворцова официальный Минск объявил персоной нон грата.
Посол Украины в Беларуси Игорь Кизим 21 ноября сообщил главе Национально союза журналистов Украины Сергею Томиленко, что «по существующей в Беларуси традиции информация о задержании не оглашалась», но «реагируя на бездоказательные обвинения на адрес украинского журналиста в якобы создании агентурной сети в Беларуси, которые прозвучали на брифинге Комитета государственной безопасности РБ 20 ноября т. г. посольством даны комментарии СМИ относительно неправдивости распространенной информации и отсутствия реальных доказательств вины Павла Шаройко» (Сергей Томиленко опубликовал письмо в Facebook).
Таким образом, украинские дипломаты три недели знали о задержании Павла Шаройко, но публичные заявления стали делать только после того, как 20 ноября с заявлением выступил КГБ Беларуси. Именно после этого украинский дипломат Игорь Скворцов покинул территорию Беларуси по просьбе Минска.
В ответ на это 21 ноября Украина выслала из страны белорусского дипломата – его фамилия не называется. В МИД Украины отметили, что это решение было принято по принципу взаимности. В МИД Беларуси прокомментировали ситуацию следующим образом: «Расцениваем решение украинской стороны о высылке дипломата посольства Беларуси в Украине как абсолютно безосновательное. Выражаем сожаление в связи с этим недружественным шагом Киева».
Глава МИД Украины Павел Климкин 22 ноября заявил журналистам в Киеве, что кто-то сознательно портит отношения между странами: «С Беларусью сначала грибная истерия, затем ягодная истерия, затем шпионская истерия, потом какая-то экономическая. Значит, кому-то выгодно выстроить логику относительно того, будто Украина работает в Беларуси, что по определению — тотальная глупость».
Версия 1: Минск и Киев все равно договорятся
Вне зависимости от того будет ли признан Павел Шаройко виновным в шпионаже, Беларусь и Украина останутся соседями. Как на их отношения повлияет данный скандал.
Руководитель аналитических проектов информагентства БелаПАН Александр Класковский в интервью БДГ выразил мнение, что «высокое руководство и в Киеве, и в Минске заинтересовано разрулить эту ситуацию без лишнего шума и без тяжелых последствий».
Аналитик считает, что вся эта история вполне могла развиваться в тайне, если бы не случай: «Сегодня украинский посол Игорь Кизим не стал отрицать связь между задержанием в июне белорусского гражданина в Черниговской области по подозрению в шпионаже и последующем задержанием вот этого Павла Шоройко, который работал как журналист в Беларуси. То есть может быть просто это игра спецслужб в рассчете на размен фигур, но по каким-то причинам вот этот «джин гласности» вырвался из бутылки».
Александр Класковский напоминает, что уже после ареста Шаройко президенты Беларуси и Украины Александр Лукашенко и Петр Порошенко проводили двусторонние переговоры в Объединенных арабских эмиратах. Не известно, обсуждали ли главы государств шпионскую тему, «но, по крайней мере, они поговорили судя во всему достаточно конструктивно».
Эксперт убежден, что данный конфликт обречен на благополучное разрешение: «Беларуси лучше иметь хорошие отношения с соседом, с которым большое положительное сальдо в торговле, и Киеву лучше иметь хотя бы условного нейтрала в лице Лукашенко».
Версия 2: отношения между Минском и Киевом могут потерпеть
«Отношения Беларуси и Украины могут потерпеть, если шпионский скандал будет и дальше подогреватся в СМИ, так как он вышел в медиапространство», – предположил в интервью БДГ аналитик украинского Института будущего Игорь Тышкевич.
«Сегодня мы имеем очевидное использование ситуации со стороны той же России (или во всяком случае пророссийских сил тут в Украине) на нагнетание обстановки. Сами материалы, способ их передачи похожи на спланированную провокацию. Белорусские службы, конечно, отреагировали. И тем самым подставились», – считает эксперт.
Версия 3: Киев может пересмотреть позиции по некоторым совместным проектам
Иначе оценивает ситуацию глава Совета внешней политики «Украинская призма» Геннадий Максак. В интервью БДГ он сказал, что «шпионский скандал уже повлиял хотя бы тем, что вылился в такую публичную плоскость – значит есть некие точки, которые не позволяют нам искать компромисс, искать какую-то повестку дня, которая не совсем публичная в таких вопросах». Он отметил, что «в принципе здесь действия Беларуси являются ответными на действия Украины».
Геннадий Максак считает, что сейчас официальному Киеву важно занимать принципиальную позицию с Минском, поэтому «какие-то тактические шаги по пересмотру политических отношений возможны».
А вот что касается экономики, то эксперт называет ее улицей с двусторонним движением и напоминает, что Беларусь является одним из главных партнеров Украины по поставкам дизеля и бензина, необходимых для проведения АТО на Донбассе – «поэтому я думаю, что здесь будут думать».
Вместе с тем, Геннадий Максак не исключает пересмотра позиции Киева по некоторым будущим совместным проектам, которые предполагают финансирование Европейского Союза в рамках «Восточного партнерства», либо долгосрочных проектов стратегического характера по водным-речным коридорам (например, Е-40), по транспортировке белорусских удобрений. «Думаю, что тут могут быть дополнительные факторы сдерживания», – сказал эксперт.
Справка БДГ
В 2016 году Украина по объему товарооборота и экспорта заняла второе место среди всех торговых партнеров Республики Беларусь, по импорту – пятое место. Товарооборот составил 3,8 млрд долларов с сальдо в пользу Беларуси 1,9 млрд долларов. До аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке Украины товарооборот между нашими странами составлял в 2013 году 6,3 млрд долларов с положительным сальдо 2,1 млрд долларов.