Барьерная среда: куда движется ЕАЭС
Главы стран-участниц ЕАЭС отчитались об улучшении экономических показателей внутри союза. Между тем, внутри будто бы единого экономического пространства остаются все те же старые проблемы и барьеры.
Положительная интеграция
«Можно с уверенностью сказать, что Союз успешно функционирует и развивается. Интеграция положительно сказывается на темпах экономического роста наших государств», — заявил на заседании заседания Высшего Евразийского экономического совета Евразийского экономического союза президент России Владимир Путин.
Он увидел «устойчивую позитивную динамику» в ЕАЭС. Правда, рост пока, скажем так, не очень заметный: в промышленности — 2,4%, в сельском хозяйстве – почти 1%, в перевозках (грузовые на 6,9%, пассажирские — на 7,8%). Кроме того, по официальным данным, объемы внешней торговли союза возросли на 26%, а положительное сальдо экспортно-импортных операций превысило 77 млрд долл. США, рост товарооборота между государствами-членами ЕАЭС — 30%.
Главный посыл, прозвучавший из уст Путина, — снятие барьеров внутри Евразийского союза. Такое ощущение, что он наконец услышал официальный Минск: этого же белорусские чиновники требовали у российских коллег неоднократно.
Три главных плана ЕАЭС
В целом руководство стран ЕАЭС настроено оптимистично. Обещают, что союз будет:
1. Реализовывать новые форматы кооперационного и международного сотрудничества, в том числе в космосе.
Пожалуй, самое интересное здесь то, что рассматривается возможность создания объединенного оператора космических и геоинформационных услуг, который возьмёт на себя управление коммерческой эксплуатацией совместной орбитальной группировкой космических аппаратов и разработает маркетинговую стратегию по выходу на мировой рынок. Позже может быть начато кооперационное серийное производство и запуск малых космических аппаратов ЕАЭС (серийное производство возможно после 2023 года).
2. Запустит первые совместные проекты в области цифровой трансформации экономик стран-участниц.
Вклад цифровых проектов и инициатив может составить до 11% ожидаемого совокупного роста ВВП ЕАЭС к 2025 году, считают эксперты Всемирного банка. Причем, во время заседания прозвучало мнение, что движение в этом направлении должно быть синхронным, иначе ничего не получится.
«Мы должны двигаться согласованно, применяя лучшие практики, уже внедряемые в наших странах, помогая друг другу развивать общее евразийское цифровое пространство. Иначе мы получим новые барьеры и границы, разделяющие нас уже не по географическому, а по технологическому принципу, и усложним перемещение товаров и услуг», — считает председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.
Ключевыми направлениями развития цифровой экономики станут внедрение современных технологий и инструментов управления интеграционными процессами, развитие цифровой инфраструктуры, а также защита данных и каналов коммуникации.
Правда, работа в этом направлении будет заключаться в сборе предложений, который к тому же начнется в 2018 году. Пока же примером сотрудничества стран ЕАЭС в области высоких технологий называют документ — распоряжение о разработке программы совместного использовании космических аппаратов и наземной инфраструктуры.
О необходимости цифровизации экономики говорят и в Беларуси. Первый заместитель министра экономики Беларуси Василий Матюшевский 13 октября заявил о том, что этот процесс будет прибавлять ежегодно 1% к ВВП Беларуси. «У нас есть отдельная собственная программа по цифровизации внешней торговли. Если мы ее реализуем, это даст 1% к ВВП», — отметил чиновник.
Экономисты к подобным заявлениям относятся скептически. «Вопрос, от чего один процент», — прокомментировал в эфире Primus.by экономист Ярослав Романчук. По его словам, пока в рамках модного нынче e-goverment (электронного правительства) в Беларуси удалось добиться противоположного эффекта, так как все еще нужны бумажки для перестраховки.
«Я приветствую ознакомление высших должностных лиц с технологиями управления, но нужно залезть в основу основ. Сделайте сначала частную экономику до 80%, а потом делайте e-goverment – только в путь», — заключил экономист.
3. Активно защищать свободу конкуренции и равные права для всех производителей на евразийском экономическом пространстве.
Члены Высшего совета обсудили ход ратификации Таможенного кодекса ЕАЭС, который по своей важности является вторым документом в союзе. Предполагается, что он начнет действовать с начала 2018 года. В настоящее время документ направлен в парламенты стран ЕАЭС для ратификации.
Не все спокойно в ЕАЭС
Проблемы на территории ЕАЭС после проведения заседания Высшего Евразийского экономического совета никуда не делись. Мало того, мы находимся сейчас во время развития двух конфликтов стран-участниц союза: между Казахстаном и Кыргызстаном и вялотекущего белорусско-российского.
Первый разгорелся после того, как президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев 7 октября публично обвинил власти Казахстана в попытке вмешаться во внутренние дела Кыргызстана и подверг руководство Казахстана критике. Это привело к осложнению ситуации на границе между двумя странами, наблюдаются затруднения в ее пересечении. Атамбаев назвал эту ситуацию беспределом и блокадой, заявив, что «нарушаются все нормы и соглашения Евразийского экономического союза».
В свою очередь, у Россельхознадзора уже традиционно есть претензии к продуктам, которые поставляются из Беларуси — на этот раз к томатам. Российская сторона подозревает белорусскую в их реэкспорте из Турции.
Поэтому Россельхознадзор обратился к Главной госинспекции по семеноводству, карантину и защите растений Беларуси с просьбой прекратить поставки томатов из стран Азии и Африки с белорусскими реэкспортными сертификатами. В результате уже через три дня, с 16 октября поставки из этих стран в Россию могут идти только через пункты пропуска на российском участке внешней границы ЕАЭС. В этот же день инспекторы Россельхознадзора собираются проверить белорусских производителей овощей, яблок и грибов — пересчитают продукцию и проверят где и как она хранится.
Высокопоставленные чиновники объявили в Сочи о глобальных планах в рамках ЕАЭС, но пока интеграционное образование сотрясают все те же проблемы, что и раньше. Барьеры внутри будто бы единого экономического пространства никуда не делись.