6 принципов белорусского образования от Лукашенко: без реформ, но с господдержкой
Республиканский педсовет собрал в Минске 900 человек: не только учителей, но и главу страны, высших чиновников и силовиков. В результате изначально полезное собрание превратилось в очередную пиар-акцию, уверены эксперты.
Принципы белорусского образования
1. Никакой ломки и даже реформ
Нужно признать, что здесь Лукашенко последователен: подобного принципа он придерживается фактически во всех сферах жизни. Даже в тех, где, казалось бы, уже спасать нечего.
«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования», — сказал Александр Лукашенко.
Говорит, что выступает за совершенствование того, что уже есть.
2. Экономика знаний. Красиво.
«Человеку все труднее найти свое место в обществе, понять, что такое истинные ценности, и не затеряться в информационном потоке. Эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою родину, обеспечивают конкурентоспособность страны. Готова ли наша Беларусь соответствовать этим тенденциям?» — поинтересовался официальный лидер.
3. Учащихся нужно учить думать.
«Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Параллельно он признал полезность электронных устройств и интернета. Можно выдохнуть.
4-6. Господдержка, социальная справедливость, равный доступ
«Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала», — уверен Лукашенко.
Он считает, что Беларусь уже многое сделала в этом направлении, главное почему-то то, что «мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений»: господдержку, социальную справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. «Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в данной сфере», — считает глава Беларуси.
Что еще сказал Лукашенко?
Похвалил учителей
«Эта профессия не для случайных людей. Именно от личности школьного педагога, его профессионализма зависит формирование будущих поколений. Он не только дает знания, но и выполняет нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция и мироощущение — вот что в настоящее время особенно значимо», — сказал он.
Обещал разгрузить их от бумаготворчества и поднять зарплаты. Вернее дифференцировать, а это не всегда одно и то же.
«Я вам откровенно скажу: учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?» — задался вопросом Александр Лукашенко.
Новые учебники у нас будут к 1 сентября 2019 года. «Главное требование — содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине», — сказал Александр Лукашенко.
Дошкольное образование у нас — лучшее в мире
Александр Лукашенко отметил, что в комплексе белорусское дошкольное образование не имеет аналогов в мире: оно в основном бесплатное, все имеют равный доступ к нему, государство ко всем относится одинаково. «Нигде в мире такого нет, — считает он. — В комплексе наше дошкольное образование лучшее в мире».
При этом, какие-то проблемы в отрасли все же остаются. И их нужно решить к концу 2020 года. Нужно отметить, что поручения официальный лидер раздает уже на грани фола — президентские выборы по календарю ЦИК должны будут пройти не позже чем 30 августа 2020 года.
Школьная форма и пятая колонна
Пожалуй, скандальнее всего вышло заявление на педсовете Лукашенко о школьной форме. Он впервые заявил о «детях из пятой колонны». Эта цитата в сообщение пресс-службы президента не попала, зато ее приводит портал Tut.by.
«Надо предложить несколько вариантов этой формы школьной, — сказал Лукашенко. — И чтобы было удобно и для детей из пятой колонны (мы же их не выбросим, это же наши дети), и для наших обычных детей белорусов, настоящих, которые любят нашу родину».
Педагогическая пиар акция
«По идее, такого рода совещания нужны. На сегодня белорусское образование выглядит очень проблемной сферой», — прокомментировал БДГ педсовет с участием Лукашенко политический обозреватель Александр Класковский.
Он назвал среднюю школу в Беларуси эклектичной. К этому, по мнению эксперта, привело то, что последние полтора десятилетия «делались импульсивные и непродуманные теледвижения», которые реформами назвать нельзя. «В результате белорусская система образования не отошла от советской матрицы и выхолостила даже то положительное, что в ней было», — считает Класковский. Он добавил, что сегодня от образования нужно совсем не то, что во времена СССР: а именно, развитие творческих способностей, умение самобразовываться всю жизнь.
В высшем образовании Беларусь была авансом включена в Болонский процесс, но, похоже, что «белорусские власти аванс отрабатывать не собираются», отметил политический обозреватель.
«В образовании много проблем, но в итоге это совещание больше стало показушной, пиар-акцией, вроде отраслевого Всебелорусского собрания», — пояснил Александр Класковский.
Именно поэтому, считает он, на этом педсовете были чиновники и силовики. «Хотя в образовании как раз меньше должно быть муштры, палочной дисциплины, школьники должны чувствовать себя более раскованными», — добавил эксперт.
В результате педсовет в очередной раз показал, что высшая власть Беларуси не готова на концептуальные реформы не только в образовании, но и в принципе, уверен Класковский. «Консерватизм нынешнего белорусского руководства является главным тормозом в развитии. И даже правильные тезисы не меняют тот факт, что власти не готовы меняться сами и менять страну», — заключил эксперт.